Получи документы

Развитие у детей музыкальных способностей с помощью использования лего-технологии

Александра Червякова
Развитие у детей музыкальных способностей с помощью использования лего-технологии

Научная статья "Развитие у детей музыкальных способностей с помощью использования Лего-технологии"

Содержание:

На современном этапе развития российской системы образования, в условиях введения ФГОС, привлечение внимания специалистов к проблеме выявления и развития творческих способностей и применения новых современных методик на музыкальных занятиях является особенно важным.

Публикация «Развитие у детей музыкальных способностей с помощью использования лего-технологии» размещена в разделах

ФГОС ДО заключает в себе требования и к такой образовательной области, как художественно-эстетическое развитие, в аспекты которого входит и музыкальная деятельность ребенка.

Анализ музыкальных способностей воспитанников ДОО позволил выявить следующие проблемы:

1. Неточное интонирование детьми музыкальных примеров. 70 % детей не слышат высоту звуков, вследствие чего не могут точно воспроизвести предложенные мелодии, песни.

2. Недостатки при повторении ритмических рисунков, выполнении заданий в предложенном ритме. 80 % детей не могут точно воспроизвести ритмический рисунок, либо совместить пение или танцевальные движения с музыкальным ритмом.

3. Сложность при описании характера прослушанных музыкальных произведений. 60% детей испытывают затруднения при высказывании о настроении, темпе, эмоциональных оттенках музыки.

Для решения выше упомянутых проблем требуется интеграция в программу развития музыкальных способностей ребенка новых методик и технологий.

В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства.

Наше образовательное учреждение стремится использовать современные приемы и методы в работе с детьми, учитывая актуальность, и, удовлетворяя тем самым информационные, игровые и музыкальные потребности воспитанников. Одним из таких инновационных методов считаются LEGO-технологии, значимость которых отмечена в свете внедрения ФГОС ДО, так как они:

1. являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;

2. позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;

3. формируют познавательную активность, способствуют воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;

4. объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир без границ.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, на опыте познаются конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. Создается неповторимая атмосфера творения, успеха, познаются законы гармонии и красоты.

Lego – уникальный конструктор, он полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Интеграцию с областью художественно-эстетического развития мы представляем в форме музыкального Lego-моделирования. Перефразируя Н. А. Бернштейна, советского психофизиолога, создателя нового направления – физиологии активности, можно сказать, что детям мало слушать музыку, им надо знать, как она устроена внутри, как функционирует, как рождается. Никакое слушание произведения или слова педагога о музыке не могут заменить «живого действия».

Процесс музыкального LEGO -моделирования включает три элемента:

1. субъект (исследователь) – ребёнок дошкольного возраста;

2. объект исследования – компоненты музыкального языка, музыкальной выразительности;

3. модель, определяющую (отражающую) отношения познающего субъекта и познаваемого объекта – конструктивное воплощение компонентов музыкальной выразительности.

Моде ль (фр. mod le, от лат. modulus — «мера, аналог, образец») — это система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе – музыкальном произведении. Итоговая конструктивная LEGO-модель - это упрощённое представление реальных музыкальных процессов и явлений.

Компоненты, которые возможно моделировать с помощью конструктора Lego :

1. темп – частота постановки блоков обозначает скорость движения (быстро = близкое расположение блоков, медленно = далёкое расположение блоков, замедляя/убыстряя = постепенное соответствующее изменение расстояния между блоками);

2. метр и размер – используя разнообразные блоки сделать метр видимым (тактирование – использование разноцветных или разноразмерных блоков для обозначения сильной и слабых долей);

3. ритм – используя чередование цвета/размера блоков представить ритмические отношения;

4. звуко-высотные отношения – используется естественное пространственное моделирование, почти полностью соответствующее нотной записи, возможно цветовое моделирование;

5. динамика – конструктивный показ в пространстве объёмов, имитирующих степень громкости и переходы динамики;

6. фактура и партитура – использование различных видов блоков для создания модели фактуры, разнообразное чередование их – партитура.

7. музыкальная форма – создание разноцветного и разноразмерного зрительного образа произведения.

В процессе музыкального моделирования с помощью конструктора Lego решаются следующие задачи:

1. использование ребенком всех своих возможностей;

2. активное применение фантазии и способности к творчеству;

3. формирование умения выражать свои чувства через осязаемое моделирование;

4. исследование возможности конструирования, изучение окружающего пространства;

5. развитие музыкально-слуховых способностей;

6. развитие концентрации внимания, нервно-психических процессов.

Одни и те же музыкальные произведения или отдельные компоненты музыкального языка могут иметь много разных видов моделей. Это говорит о том, что в основе музыкального LEGO-моделирования лежит создание игровой модели для творческого музицирования. Общее направление музыкального моделирования можно выразить формулой «Сделай видимым!».

Известная игра «Музыкальная лесенка», дети предварительно сами строят лесенку из 3, 5 или 7 ступеней и передвигают Лего - человечка по ступеням вверх или вниз, в зависимости от движения мелодии, под музыкальное сопровождение или пение педагога или ребенка.

В игре на развитие ритмического слуха «Ритмическое лото» дети прослушивают ритмический рисунок, затем прохлопывают его, а потом выстраивают звуки по длительности.

В музыкально-дидактической игре «Весело-грустно» настроение в музыке дети ассоциируют с определённым цветом и показывают, например, красные кирпичики, если музыка весёлая, и синие – если музыка грустная. Так же можно выложить грустный или веселый смайлик из деталей. Старшие дошкольники могут построить домик в соответствии с настроением музыки – из темных деталей если это минор, и светлый, если мажор.

В игре на развитие динамического слуха «Тихо-громко» можно использовать принцип соотношения цвета или размера с силой звучания музыки.

В рамках взаимодействия с родителями я планирую провести

1. консультацию «Роль создания музыкальных образов из Лего –элементов в музыкально-эстетическом развитии детей».

2. Мастер-класс на тему: «Создание музыкальных инструментов с

помощью Лего-кубиков».

3. Открытое занятие «Волшебный мир музыки и Лего».

В заключение хочу сказать, что моделирование элементов музыкального языка с помощью конструктора LEGO можно трактовать как апробированный инновационный подход в музыкальном воспитании, позволяющий эффективно и комплексно воздействовать на все стороны нервно-психического развития дошкольника.

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей детей 4–5 лет «Чудо-паровоз»Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей детей 4–5 лет «Чудо-паровоз» Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей детей 4-5 лет «Чудо паровоз» Автор: Шубенкова Татьяна Евграфовна, музыкальный.

Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио»Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио» Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио» Автор: Шубенкова.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей»Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей» Консультация для родителей «Компьютерные игры на развитие музыкальных способностей детей» Преобладающим мышлением у ребёнка является правополушарное.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Мастер-класс для для педагогов ДОУ по развитию музыкальных способностей детей на основе инновационных технологийМастер-класс для для педагогов ДОУ по развитию музыкальных способностей детей на основе инновационных технологий Мастер – класс для педагогов в рамках профессионального конкурса «Учитель года 2022» Номинация «Воспитатель года» Мастер – класс предназначен.

Проект по В. В. Воскобовичу «Развитие игровых способностей у детей второй младшей группы с помощью развивающих игр» Проект игры В. В. Воскобовича. Тема:Развитие творческих и игровых способностей у детей во 2мл. группе с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича.

Развитие дошкольников с помощью спектра музыкальных игр В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Игры различаются по содержанию, характерным.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования»Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие у детей музыкальных способностей с помощью использования лего-технологии
Опубликовано: 12 декабря 2022 в 12:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД