Светлана Беликова
Дидактические игры как средство развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом увеличивается число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со сверстниками и окружающими: он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка очень сильно затрудняет его взаимоотношения с окружающими людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
Публикация «Дидактические игры как средство развития речи детей» размещена в разделах
Изучив методическую литературу, просматривая опыты известных педагогов по данной проблеме и наблюдая за речью и играми детей, сделала вывод, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее именно потому, что в дошкольном возрасте, игра является основным видом детской деятельности. Даже с самого раннего возраста детям уже доступны дидактические игры.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Дидактические игры в этом процессе неоценимы. Ученые установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое находится в пределах нормы. Если же развития движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, так как формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точки от пальцев.
В педагогике и психологии существует разное понимание дидактической игры. Ее рассматривают со следующих позиций:
- как деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки; как игру, предназначенную для обучения;
- как игру, имеющую дидактическую цель и требующую соответствующего дидактического материала;
- как процесс использования дидактического материала в игровой деятельности, посредством которого производится обучающее воздействие, способствующее развитию способностей и знаний;
- как единую систему воздействий, направленную на формирование потребности в знаниях, активного интереса к тому, что может явиться их новым источником, а также более совершенных познавательных навыков и умений: сенсорных, интеллектуальных;
- как ряд подготовительных операций, включенных в игровую задачу.
Несмотря на некоторые различия, все эти подходы объединены общими моментами.
Общепризнанно, что дидактическая игра, во-первых, имеет дидактическую цель, которая включается в игровую деятельность и сочетается с игровой задачей.
Во-вторых, предполагает использование дидактического материала. Необходимо подчеркнуть, что такая игра создается взрослым. Ребенок получает ее в готовом виде.
Исходя из вышесказанного, можно предложить следующее определение дидактической игры : это игра, создаваемая взрослым в дидактических целях, которые решаются на основе взаимодействия игровой и дидактической задач.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию – совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии. В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность, игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).
Поэтому дидактические игры – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний, дети на практике самостоятельно применяют полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие, и конечно же на речь.
Использование игр на занятиях способствует правильному произношению слов, звуков, фраз, темпу речи, речевому слуху. В дидактических играх развиваются мышление, память, внимание, наблюдательность - необходимые компоненты для полноценного развития речи детей дошкольного возраста.
С помощью дидактических игр детям передаются и закрепляются определенные знания, полученные ими при обучении, формируются представления об окружающем мире, развивается речь.
Создание на базе ДОУ системы по развитию речи детей с использованием в педагогическом процессе разнообразных дидактических игр, будет способствовать развитию понимания речи, расширению и обогащению представлений детей об окружающем, формированию обобщенных представлений о предметах и действиях, развитию активной речи, обогащению и расширению словаря, совершенствованию звуковой культуры речи, развитию потребности детей в общении посредством речи, обучению простым формам монологической и диалогической речи.
В своей работе с детьми я использую различные виды дидактических игр, но особое внимание уделяю словесным дидактическим играм. В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить полученные знания при обучении. Использование дидактических игр на занятиях способствует правильному и отчетливому произнесению звуков, слов, фраз, темпу речи, ее громкости, а также речевому слуху.