Получи документы

Нетрадиционные формы работы по речевому развитию с воспитанниками ОВЗ

Антонова
Нетрадиционные формы работы по речевому развитию с воспитанниками ОВЗ

Каждый взрослый человек желает быть здоровым и растить здоровых детей. Однако, сложившиеся социальные условия и проблемы в состоянии современной экологической обстановки не способствуют его сохранению. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье.

Современное представление о здоровье ребенка неразрывно связано с его речевым развитием. Хорошо развитая речь является одним из важнейших условий всестороннего развития личности. Чем грамотнее и правильнее речь ребенка, тем легче высказывать ему свои мысли, тем обширнее его возможности в познании и адаптации в окружающем мире, полноценнее и гармоничней отношения со сверстниками и взрослыми, стабильней происходит формирование его психических процессов, благодаря чему индивид, в частности, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, увереннее занимает свою личностную позицию в социуме. поэтому возникает необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить ситуацию

Публикация «Нетрадиционные формы работы по речевому развитию с воспитанниками ОВЗ» размещена в разделах

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Классификация :

• глухие •

• позднооглохшие •

• слабослышащие •

• незрячие •

• слабовидящие •

• лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата •

• лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы •

• лица с нарушением интеллекта •

• лица с тяжелыми нарушениями речи •

• лица со сложными недостатками развития •

• дети с задержкой психического развития (труднообучаемые).

Движения пальцев рук и кистей ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Вообще, что такое мелкая моторика? - это точные хорошо скоординированные движения пальцами. И. П. Павлов говорил:-"Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга".

В процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию у детей следующих психических процессов:

-произвольного внимания;

-зрительного и слухового восприятия;

-памяти, речи детей.

Формировать, закреплять и совершенствовать пространственные представления, а именно:

-ориентацию на листе;

-ориентацию в пространстве, на примере собственного тела (что немаловажно для детей с ОВЗ).

Закреплять, навыки учебной деятельности, а именно :

- умение действовать по словесным инструкциям;

- контролировать собственные действия.

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Все виды этой деятельности мы стараемся использовать в своей работе с детьми.

К традиционным формам работы можно отнести :

— самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

— игры с пальчиками с речевым сопровождением;

графические упражнения: обводка по контуру картинок, штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

— предметная деятельность- это работа с бумагой, пластилином;

— застегивание пуговиц, крючков, молний, кнопок, замочков;

игры: мозаика, конструкторы, шнуровки. ;

К нетрадиционным формам работы относятся :

-самомассаж, который оказывает благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук, когда с помощью различного материала : грецких орехов, карандашей, еловых шишек, воздушных шаров или плотных матерчатых мешочков наполненных различным материалом (крупами, семенами, солью, мукой, песком, мелкими камушками) осуществляется стимуляция активных точек пальцев и ладоней. Научить детей самомассажу рук несложно.

- — игры с пальчиками, с использованием разнообразного бросового, природного, хозяйственно-бытового материала (различные крупы, семена, крышечки от пластиковых бутылок, пластиковые бутылки, использованные корпусы от фламастеров, спички, палочки от мороженого, прищепки и многое другое). Сюда можно отнести игры "Золушка"- (перебирание круп, семян по определенной инструкции, выкладывание букв, слов из круп и семян)

-выполнение фигур и букв из палочек и пальцев рук сопровождая повторением стихов (Гусь стоит и все гогочет, Ущипнуть тебя он хочет);

- заучивание стихов руками с использованием массажных мячиков (я круги кругом катаю.);

- методику Су-Джок, особое место в этой методике отводится большому пальцу, массажу ладоней рук, подушечек пальцев

-рисование веревочкой;

- выполнение фигур с помощью пальцев или другими словами - пальцевая йога. Это выполнение статических упражнений : кольцо, коза, заяц, вилка. А также упражнения типа «Пальчики здороваются», «Очки», «Человечек шагает», сюда же можно отнести упражнения для развития силы тонуса “Сожми мои ладони так крепко, как сильно любишь меня”. Упражнения, направленные на координацию движения:“Кулак – ребро – ладонь”;

-рисуем пальчиками (не только на листе бумаги, но и на доске мокрым пальцем ;

-"Пуговичной терапией "– это комплекс развивающих, коррекционных игр и упражнений с использованием пуговиц. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, усидчивость, добиваясь точного выполнения. Пуговичная терапия проста в применении. Коррекционные и дидактические упражнения с пуговицами могут проводиться, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Важное условие – играть вместе со взрослым (в целях безопасности). Пуговицы экологичны, не вызывают аллергии, ими нельзя порезаться или уколоться, их легко мыть.

-Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих ягод рябины. При выполнении этого задания важно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определенную последовательность нанизывания бусинок. Задание можно варьировать, как угодно.

- Одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики являются игры – шнуровки, которые развивают не только сенсомоторную координацию и мелкую моторику рук. Они развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева", способствуют развитию речи, развивают творческие способности. В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость. Так же на занятиях я учу детей шнуровать личную обувь, закреплять шнурок (т. к. для большинства деток с ОВЗ выполнение этого действия проблематично).

-Игра на базе конструктора способствует развитию мелкой моторики, представлений о цвете, форме, ориентировки в пространстве.

С поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не могут быть пригодны для организации игры. Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей. Конструктор безопасен. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достигнуть положительных результатов. К концу года большинство детей могут ориентироваться на листе бумаги, ориентироваться в пространстве, определять лево – право, чего не было в начале года. Совершенствуются их умения действовать по словесным инструкциям и самоконтроль. Значительно повышается уровень произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия. Улучшается память и речь, даже самые "слабенькие" дети заучивают, хотя бы одно речедвигательное пальчиковое упражнение. Большинство детей к концу учебного года успешно проходят диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

Практика показывает, что хороший результат достигается тогда, когда ведется систематическая комплексная работа. И разрешите закончить свое выступление словами В. А. Сухомлинского:

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев … чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями» «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А. С. Макаренко.

Досуговые и познавательные нетрадиционные формы работы с родителямиДосуговые и познавательные нетрадиционные формы работы с родителями Досуговые и познавательные нетрадиционные формы работы с родителями. Целью наших взаимодействий с родителями должно быть проведение более.

Консультация «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации ФГОС» Ступицкая О. В. Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации федерального государственного.

Нетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествияНетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествия В декабре на базе МБДОУ «Детский сад N 11» (г. Сасово, Рязанская область) в рамках работы городского ресурсного центра «Движение - это.

Нетрадиционные информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в период адаптации детейНетрадиционные информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в период адаптации детей Нетрадиционные информационно-аналитические и наглядно- информационные формы работы с родителями в период адаптации детей к детскому саду.

Перспективный план работы кружка по познавательно-речевому развитию «Мир вокруг нас» Тема занятия Цель занятия Сроки провед. 1 Земля -наш общий дом 1. Подвести детей к пониманию того, что мы все-жители одной планеты Земля.

Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ " НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД "Нетрадиционные формы работы с родителями " (.

Проект по художественно эстетическому развитию в группе раннего возраста через нетрадиционные формы рисованияПроект по художественно эстетическому развитию в группе раннего возраста через нетрадиционные формы рисования Проект по художественно эстетическому развитию в группе раннего возраста «Солнышко» через нетрадиционные формы рисования. Выполнила воспитатель.

Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» В последние годы значительно увеличилось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные формы работы по речевому развитию с воспитанниками ОВЗ
Опубликовано: 5 мая 2022 в 13:34
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД