Лучший педагог года

Первичное обследование психического развития ребенка 3–4 лет учителем-дефектологом на предмет РАС

Елена Иванова
Первичное обследование психического развития ребенка 3–4 лет учителем-дефектологом на предмет РАС

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения (многократные повторения однообразных действий).

Особенности детей с РАС:

В сфере социального взаимодействия:

ребенок может не замечать, дома родители или на работе, ушли куда-то или вернулись домой;

ребенок может расстраиваться, когда взрослый пытается включатся в его игры;

может сидеть в кроватке один и громко, монотонно кричать вместо того, чтобы позвать маму;

Публикация «Первичное обследование психического развития ребенка 3–4 лет учителем-дефектологом на предмет РАС» размещена в разделах

может не проявлять интерес к играм других детей;

ребенок может не проявлять интереса к игре в прятки и к другим играм, основанным на взаимодействии с другими людьми;

часто бывает сложно привлечь его внимание к игрушкам или книгам;

не улыбается в ответ на улыбку;

не реагирует на свое имя;

может явно и отчаянно сопротивляться объятиям, поцелуям и не давать себя брать на руки ни родителям, ни другим людям.

В сфере коммуникации:

избегает контакта глаза- в глаза;

автоматически повторяет слова, не обращенные к другим (эхолалии);

использует «управляемую» руку взрослого.

В поведении:

разглядывание предметов (лопастей вентилятора, кондиционеров, у наблюдателя возникает ощущение, что ребенок «прилип» взглядом и не может оторваться;

может не проявлять интереса к игрушкам и восхищаться обычными предметами, например, обогревателем;

может не играть с игрушками обычным способом, но крайне интересоваться какой-то частью игрушки (например, любит крутить колесо от машинки);

ребенок может часто кружиться вокруг своей оси;

часто многократно взмахивает руками;

расстановка игрушек в ряд, создание ряда самоценно, никакого сюжета не прослеживается;

может вращать предметы, поднося их очень близко к лицу;

может упорно пытаться есть несъедобные предметы: одежду, матрас, шторы; может часто или подолгу перебирать, трясти или щелкать пальцами перед своими глазами;

часто и подолгу раскачивается, сидя на месте и ничем больше не занимается бесконечно щелкает выключателем, зажигая и гася свет.

Моторики:

хождение на цыпочках;

не может захватывать и удерживать руками мелкие предметы;

не может кататься на велосипеде или машинке-каталке с педалями.

Особенности восприятия – обостренная чувствительность:

может не переносить музыку;

может казаться глухим, не вздрагивать и не оборачиваться на громкие звуки, но в другое время реагировать на обычные или слабые звуковые раздражители;

может отказываться переодеваться или вообще надевать любую одежду, кроме нескольких определённых вещей.

Прежде чем начать коррекционные занятия, учитель-дефектолог определяет индивидуальный маршрут развития, воспитания и обучения ребёнка на основе диагностики. Дефектологическое сопровождение обеспечивает его включение во все сферы воспитательно-образовательного процесса. Содержание работы дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, педагогам.

Обследование ребенка с РАС должно проводиться с учетом выше указанных особенностей его развития. В диагностике мы отмечаем:

1) социальное взаимодействие;

2) сферу коммуникации;

3) поведение;

4) моторики;

5) восприятие – обостренная чувствительность.

Диагностика – важное направление, включает в себя: первичное дефектологическое обследование, промежуточное, итоговое. При проведении обследования изучаю познавательную активность детей, уровень развития основных психических процессов: мышления, воображения, внимания, памяти, восприятия. Исследую, имеет ли ребенок проблемы в коммуникативной деятельности, развита ли игровая деятельность в соответствии с возрастом.

Прежде всего необходимо динамическое наблюдение, установление первичного контакта с ребенком.

В своей работе я использую анкету-опросник для родителей (Аутизм – тест М-CHAT-R). Наблюдаю за детьми в группе. Взаимодействую с психологом, логопедом, с медицинской сестрой.

В процессе обследования и дальнейшей коррекционной работы специалисты сопровождения должны принимать во внимание трудности понимания речи детьми с РАС (в коллегиальном заключении формулировка «Понимает обращенную речь не в полном объеме»). Поэтому, сводим к минимуму комментарии, описания. Наша речевая активность никак не накапливает им пассивный словарный запас. Для них это может быть, как иностранный язык. Следовательно, мы стараемся не создавать вокруг них «белый шум», а используем четкие, емкие (краткие) инструкции.

Публикации по теме:

Игры и задания для развития речи ребенкаИгры и задания для развития речи ребенка Игры и задания для развития речи ребенка. Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у ребенка возникают трудности,.

Игры и задания для развития речи ребенкаИгры и задания для развития речи ребенка Игры и задания для развития речи ребенка. Часть 2. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Примерные ориентиры нормального развития ребенка Существуют определенные поведенческие ориентиры, позволяющие заподозрить нарушение темпа психического развития ребенка. Знание этих ориентиров.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Сенсорная коробка, как основа речевого развития ребенкаСенсорная коробка, как основа речевого развития ребенка Актуальность. Сенсорное воспитание в трудах ученых освещалось как одно из важных направлений развития детей дошкольного возраста. Для.

Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений. Как добиться наибольшей эффективности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Первичное обследование психического развития ребенка 3–4 лет учителем-дефектологом на предмет РАС
Опубликовано: 19 августа 2020 в 21:30
+91Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 28.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД