Папки-передвижки

Развитие поисковой активности, стремление к новизне у детей старшего дошкольного возраста через технологию ТРИЗ из опыта

Елена Терёшина
Развитие поисковой активности, стремление к новизне у детей старшего дошкольного возраста через технологию ТРИЗ из опыта

Актуальность выбранной темы.

Выбор темы был обусловлен тем, что с введением ФГОС ДО встал вопрос об изменении содержания дошкольного образования. Перед педагогами встала одна из главных задач – задача создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование познавательных интересов и творческих способностей.

Публикация «Развитие поисковой активности, стремление к новизне у детей старшего дошкольного возраста через технологию ТРИЗ из опыта» размещена в разделах

Целью данной технологии является, с одной стороны, формирование у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, с другой - поисковой активности, стремления к новизне, склонности к творческому воображению. Ведь именно наши психологические качества определяют легкость и быстроту усвоения информации, понятий, принципов и т. п. Младшие дошкольники почти не имеют психологических барьеров, а вот у старших дошкольников они уже наблюдаются. А ТРИЗ позволяет их снять, «убрать» боязнь перед новым, неизвестным, сформировать у детей представление о жизненных и учебных проблемах не как о непреодолимых препятствиях, а как об очередных задачах, требующих решения.

Данный опыт поможет педагогам, начиная уже с младшего дошкольного возраста развивать у детей нестандартное мышление.

Теоретическое обоснование опыта

Теория ТРИЗ возникла в конце 40-х годов, Генрих СауловичАльтшуллер – автор Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). В дошкольный мир данная Теория пришла в 1987 году. В её основу вошло утверждение, что все системы возникают в силу объективных законов, путём преодоления противоречий. Академик Н. Амосов отмечал: «Я убеждён, что правильно поставленная работа с дошкольниками может существенно повысить интеллектуальный потенциал целого народа». Технология ТРИЗ имеет своей целью показать некоторые пути воспитания творческой личности в условиях детского сада на основе развития творческого воображения и сущности теории решения изобретательских задач.

Цель работы: сформировать систему работы по активизации творческого мышления, применяя методы и приемы ТРИЗ, помочь детям овладеть современной методикой ТРИЗ для дальнейшего использования её в различных видах детской деятельности, в быту, в будущей жизни.

На основе поставленной цели сформулированы задачи работы:

1. Создать развивающую предметно-пространственную среду в группе;

2. Сформировать у дошкольников умение рассуждать, объяснять, доказывать;

3. Развить творческие способности, умение нестандартно мыслить;

4. Воспитать речевую и познавательную активность детей.

5. Разработать практические рекомендации по использованию приемов ТРИЗ для родителей.

Работа по теме была организована в трех направлениях со всеми

участниками образовательных отношений: воспитанниками, родителями, педагогами.

Этапы работы:

1. Подготовительный этап:

На начальном этапе работы изучила методическую литературу по проблеме, разработала план, конспекты занятий.

2. Практический этап

Технология ТРИЗ использовалась мною в разных видах деятельности: в организованной деятельности, в играх и индивидуальной работе. На занятиях по ТРИЗ всегда должно быть : интересно, таинственно, доброжелательно, нравственно, понятно; лично полезно сейчас и потом; весело, эмоционально; должны разбираться жизненные ситуации, в быстром темпе, разнообразно, без повторов, с большим количеством сопоставлений и противопоставлений, с большим уважением к личности ребенка и к его самостоятельности.

Не должно быть: страшилок, глупости, пошлости, грубости. Должен соблюдаться принцип комфортности обучения, создаваться атмосфера понимания и радости общения.

«Мы все здесь умные!» - Этот девиз способствует развитию познавательного интерес.

Технология опыта.

Как и где использовать ТРИЗ :

в воспитании у детей качеств творческой личности;

в коррекции правильного звукопроизношения;

в формировании словаря;

в развитии лексико-грамматических средств языка и связной речи;

в развитии элементарных математических представлений;

в развитии конструктивной деятельности.

в организованной деятельности по художественно-эстетическому развитию также применяю технологию ТРИЗ,через различные варианты игр :

Игра в кляксы.

(Берется лист бумаги, на нем клякса, его сгибают несколько раз, затем разворачивают и выявляют на что похоже).

Психорисование.

(Детям дается лист бумаги и карандаш. Дети, закрыв глаза в течении 20-30 сек. водят карандашом по бумаге произвольно, открыв глаза дети пытаются увидеть что-то конкретно и уже сознательно дорисовать увиденное). И другие.

Во время проведения организованной образовательной деятельности, режимных моментов, в свободной деятельности, задаю детям проблемно-поисковые, творческие задания и вопросы, которые направлены на развитие мыслительных процессов (сравнение, обобщение, синтез, анализ). Наталкиваю на поиск ответов, которые должны вызывать умственные усилия, желание подумать: докажи, сравни, сочини, придумай, чем отличается? В чем причина? Как сделать по-другому?

Учу детей изобретать. Например, сообщаю им, что они попали на необитаемый остров, где есть только коробки с жвачками. Вопрос: Как же там выжить? Дети предложили построить из коробок дом, а вместо раствора использовать жвачку. Так же с помощью коробок, фантиков сделать необходимую мебель и даже одежду.

Важную роль в активизации творческого мышления играет решение сказочных задач и придумывание новых сказок опять же с помощью принципов и методики технологии ТРИЗ. Соприкасаясь с миром сказки, дети впервые познают простые жизненные истины и мудрость. В хорошо известной русской народной сказке «Заюшкина избушка», нужно выгнать лису из избушки. Как сделать, чтобы лиса ушла сама?

(Ответы детей :Построить новую избушку для лисы, да такую, чтобы лиса сама ушла; Закрыть трубу ветками; Спрятать дрова.)

Так же учу детей находить выход из любой сложной ситуации. Экстремальные ситуации могут быть разные.

Например:

- Через несколько секунд у нас в группе начинается пожар и пока он маленький, его еще можно потушить, но во всем детском саду нет воды. Где же ее взять?

(Ответы детей : Взять воду из аквариума, предварительно переселив рыбок в банку с водой из того же аквариума; Накрыть огонь одеялом; Затоптать ногами;Засыпать землей из цветов).

- Чтобы вы сделали, если к вам постучались в квартиру, а вы дома одни?

(Сидел бы тихо; Спросил бы «кто там?», но дверь не открыл; Сказал бы, что мама отдыхает).

Одним из интересных методов используемых мною дляразвития воображения детей дошкольного возраста является морфологический анализ.

Цель метода: показать изменчивость окружающего мира. Морфологическую таблицу мы с детьми называем «Волшебной дорожкой», путешествуя по которой, дети знакомятся с разными цветами спектра, с частями суток, учатся придумывать сказки, знакомятся с изменениями в жизни представителей природного мира, со свойствами воды, на занятиях по математике- с геометрическими фигурами.

Чтобы придумать что-то новое, детям необходим какой-то толчок, идея. Для этого я использую метод фокальных объектов- метод активизации, который позволяет оживить все основные направления развития ребенка (познавательные, эмоциональные, волевые, раскрепостить мышление, дать волю воображению, фантазии).

Дети с большим интересом рассматривали и изучали объекты, придумывали волшебные предметы, подарки из сказочной страны, составляли портреты елочки, весенних месяцев, создавали образы фантастических животных. Большой интерес у меня вызвала книга И,С Гин. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Именно она помогла мне вразработке многих занятий по поТриз.

Фантазии детей нет предела, наша задача направить ее в нужное русло, раскрывая свойства объектов как можно полнее…

Вместе с детьми мы реализовали фантастическое содержание объектов в продуктивной деятельности: в рисовании, лепке, аппликации…

Очень важно в данном направлении работы с детьми открытие перед ними «тайны двойного» во всем: в каждом предмете, веществе, событии, явлении, факте. Это очень хорошо реализуется в таких играх, как: «Хорошо- плохо», «Один – много», «Полезно- вредно», «Скажи наоборот», «Зато…». Начало мысли, начало интеллекта я вижу там, где начинается противоречие.

Огромный прогресс в активизации творческого мышления,познавательном развитии детей я отметила в играх на системный анализ. Чем связаны дерево и стол? Что общего у ручейка и птички? Чем похожи мама и солнышко?

На прогулках я постоянно использую методы фантазирования: оживление, увеличение- уменьшение. Наблюдаем за «живыми облаками» : куда они плывут, какие вести несут, почему тают, о чем нам расскажут, что нам покажут. Оживляем ветер: кто его мама? Кто друзья? О чем ветер спорит с солнцем?

Очень продуктивен метод эмпатии- дети представляют себя на месте наблюдаемого. Давай превратимся в этого воробушка: «Что ты чувствуешь?», «Кого боишься?», «О чем мечтаешь?»

На прогулках мы придумываем загадки, рисуем палочками на земле, часто берем с собой увеличительные стекла, разноцветные очки, зимой часто рассматривали мир через прозрачные льдинки.

Это своеобразное общение с живой и неживой природой помогает детям видеть тайны изменений, превращений.

В результате дети делают самостоятельный вывод, что все вокруг нас движется, изменяется, на кого-то или что-то похоже. Эти ежедневные открытия раскрепощают детей, не даютразвиться психологической инерции.

Каждое утро мы играли в игу Данетка. Используя дидактическую игру «Данетка», дети учатся задавать вопросы продуктивно-поискового типа.

У игры "Данетка" нет ограничений по возрасту. Эта игра достаточно азартна и интересна детям и взрослым. Вся хитрость в выборе действительно интересного объекта для данной категории играющих. При угадывании можно задавать вопросы, но ответом на них могут быть только слова «да» и «нет» (а также «не имеет значения»).

Применяли игру Мозговой штурм.

Для развития творческого и интеллектуального потенциала детей в группе была создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда:

- Картотека игр по ТРИЗ- технологии

- Разработаны дидактические игры ТРИЗ-технологии :

«Дразнилка»,«Дидактический мяч», «Волшебная дорожка»

Карта схема «Как устроен мир»,игра, «Да-Нет-ка» пособие- «Гномики _признаки».

Разработаны конспекты образовательной деятельности для детей дошкольного возраста : «Встреча с Тремя королевами» «Животный мир Крайнего Севера»Блок занятий по Триз «Противоречия».

Работа с родителями явилась важным звеном в реализации поставленных целей. Были разработаны практические рекомендации по использованию приемов ТРИЗ для родителей : «Игры ТРИЗ в детском саду и дома»

- С целью повышения компетентности родителей в данном вопросе познакомила их с технологией ТРИЗ через беседы, консультации на темы: «Что такое ТРИЗ», «ТРИЗ в детском саду и дома»; «Творчество во всём!»

- Разработала информационный листок «Растим любознайку».

- Оформила папку – передвижку «Что такое ТРИЗ

3. Результативность опыта

Подводя итоги работы по данной проблеме можно отметить:

мониторинг проводился на основе знаний и умений детей по развитию речи; составлению сказок, творческих рассказов, а также рассказов из личного опыта. По наблюдениям за детьми в общении со сверстниками и взрослыми, по умению детей рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения, по развитию логического мышления. Как результат проведенной работы с использованием элементов ТРИЗ, которые явились основой развивающего обучения, дети в моей группе в значительной степени преодолели чувство застенчивости, скованности, «языкового барьера». У них постепенно развивается логика мышления, речевая активность, появилось видение многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерности развития; дети учатся мыслить системно. С пониманием происходящих процессов, появилось проявление творчества, дети стали любознательнее, активнее в поисках ответов на интересующие вопросы

Методы данной технологии позволили мне успешно решить задачи интеллектуального развития дошкольников, успешной подготовки детей к школе.

Адресная направленность опыта.

Данный опыт может использоваться творческими воспитателями в работе с детьми, начиная уже с младшего дошкольного возраста.

Трудоёмкость опыта

Педагогу, работающему по данной проблеме, необходимо овладеть технологией ТРИЗ и развивающим обучением. Он должен обладать нестандартным мышлением, теоретическими знаниями и практическим опытом.

Работа по данной теме не завершена. В дальнейшем планирую:

- Продолжать работу с родителями, привлекая к активному участию в творческих конкурсах, в совместных с детьми занятиях.

-Развивать познавательный интерес и речевую активность, творческое мышление, используя различные методы педагогического воздействия.

-Пополнить предметно – развивающую среду материалами, пособиями, развивающими играми.

- В группе издать мини – газету «Малышок», где родители будут, знакомятся с ТРИЗовскими играми, учиться вместе с детьми сочинять новые сказки.

- Разработать творческий проект по теме «Развитие творческих способностей дошкольников».

- Овладеть приемами работы с мнемотаблицами.

Методы данной технологии позволяют мне успешно решать задачи творческого и интеллектуального развития дошкольников. Дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. Главное, у детей формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей. Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многообразии. Данная методика учит находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры математического содержания Отчет по самообразованию за 2016 -2017 учебный год. Цель: повышение уровня познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). Дошкольники по своей природе пытливые исследователи.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-технологий (опыт работы) 1. Актуальность. «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы.

Мастер-класс «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии» Слайд 2. План проведения мастер-класса: 1. Теоретическая часть. 2. Практическая часть- проведение игр и упражнений по развитию познавательной.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Описание опыта работы воспитателя в выразительности речи через театральную деятельность детей старшего дошкольного возрастаОписание опыта работы воспитателя в выразительности речи через театральную деятельность детей старшего дошкольного возраста Воспитатель: Гвоздевская Ольга Сергеевна МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 4», г. Уссурийска. «Мы не должны превозноситься.

Развитие поисковой активности и познавательной мотивации детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельност «Развитие поисковой активности и познавательной мотивации детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности». Ерофеева.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Развитие познавательных способностей в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста через использование ТРИЗ Процесс воспитания и образования ребенка постоянно преобразуется. Главная цель педагога - подготовка подрастающего поколения для жизни в.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста средствами игры-драматизации Настоятельной потребностью в современной педагогике является выяснение вопроса о том, какова природа творческой активности, условия ее формирования,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие поисковой активности, стремление к новизне у детей старшего дошкольного возраста через технологию ТРИЗ из опыта
Опубликовано: 1 февраля 2018 в 17:53
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД