Папки-передвижки

Развитие познавательно-исследовательских умений дошкольников посредством экспериментирования

Наталья Жукова
Развитие познавательно-исследовательских умений дошкольников посредством экспериментирования

«Развитие познавательно-исследовательских умений дошкольников посредством экспериментирования»

Позвольте поделиться с вами своим опытом работы и представить презентацию по теме :

«Развитие познавательно исследовательских умений дошкольников посредством экспериментирования».

Публикация «Развитие познавательно-исследовательских умений дошкольников посредством экспериментирования» размещена в разделах

Подготовка ребёнка к познавательно-исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.

Как гласит китайская пословица

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Экспериментирование как форма самостоятельной поисковой деятельности детей, не только дает знания детям об объектах и явлениях окружающего мира, но и развивает познавательно-исследовательские умения.

В дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения.

В процессе экспериментирования ребенок не только знакомится с новыми фактами, но и происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Целью моей работы является развитие познавательно-исследовательских умений дошкольников посредством экспериментирования.

Для достижения данной цели, мной были поставлены следующие задачи:

Образовательные задачи:

Познакомить детей со свойствами предмета исследования;

Формировать умение делать открытия и выводы;

Обучать плавному направленному выходу на предмет.

Развивающие задачи :

Развивать экспериментальную деятельность;

Развивать речь детей;

Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения,

Мелкую моторику;

Развивать внимание, мышление, память.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность и активность;

Воспитывать умение слушать друг друга, чувство

Взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность

и отзывчивость;

Воспитывать аккуратность в работе.

В нашей группе имеется уголок природы, который совмещен с уголком экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.

Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами. Вместе с детьми и родителями мы собрали необходимое оборудование и объекты для наблюдений: земля, песок, глина, камни и т. д., а также имеется картотека экспериментов.

Работа организуется по трем направлениям, таким как: Живая природа, Неживая природа, Человек.

Слайд 9-10. На данном слайде показаны наблюдения за объектами живой природы. Мы с ребятами наблюдаем за комнатными растениями в уголке природы. На слайде видно, как ребята через лупу рассматривают листья фикуса Бенджамина, поливают герань. В результате наблюдений за растениями, совершенствуются представления детей о данных растениях, закрепляются знания по уходу за данными растениями, формируется экологическая грамотность детей.

Результаты своих наблюдений мы с ребятами фиксируем в дневнике наблюдений, который вы видите на слайде. Здесь представлена схема роста лука. Каждый год мы с ребятами проводим опыты с луком, тем самым расширяем представления о луке, его свойствах, сравниваем, где лук быстрее прорастет – в земле или в воде.

Мы с ребятами во время прогулок любим наблюдать за погодой. Результаты оформляем в дневник наблюдений за погодой с помощью условных обозначений (ясная погода - солнце, дождливая – тучка и дождь, снежная – облако и снежинки, пасмурная – облако).

Слайд 11-14

Для детей немалый интерес представляет работа с объектами неживой природы.

Мы с ребятами проводили эксперименты с водой и воздухом. Занятия по экспериментированию с водой развивают у детей знания о свойствах воды (вода прозрачная, без вкуса и запаха, но может менять цвет, вкус и запах в зависимости от того, что в ней растворить, а также о ее состояниях (жидкая, твердая, газообразная).

Слайд 15. Ребятам также очень интересно изучать свойства воздуха. На данном слайде мы с вами видим, как ребята, с помощью воздушных шариков и полиэтиленовых пакетов, выясняют, что воздух невидимый, не имеет запаха, находится везде, легкий – его можно запереть (поймать)

Слайд 16. Провели с ребятами "Опыт по выращиванию хлебной плесени"

Нами была поставлена цель: вырастить грибок под названием хлебная плесень.

Дети познакомились с внешним видом хлебной плесени, узнали о её свойствах и о вреде для человека, научились бережному отношению к хлебу.

Слайд 17- 19 В работе по направлению «человек», мы с ребятами также провели ряд интересных экспериментов, в ходе которых мы изучали органы чувств человека. Проводили опыты на обоняние и вкус, ребята упражнялись в различении различных предметов и материалов по запаху, доказывали необходимость вдоха для определения запаха, определяли пищу на вкус. Данные эксперименты сопровождались небольшим рассказом воспитателя о строении органов чувств.

В результате такой системной работы дети научились:

- Выполнять ряд последовательных действий в соответствии с планом.

- Высказывать предположения об ожидаемом результате, делать выводы.

- Анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.

- Повысился познавательный интерес.

На данный момент дети самостоятельно могут проводить элементарные опыты и эксперименты.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод;

Целенаправленная систематическая экспериментальная работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.

Прикреплённые файлы:

yeksperimenty_ppcoq.pptx | 8504,18 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Использование домино в развитии исследовательских умений дошкольниковИспользование домино в развитии исследовательских умений дошкольников Всем хорошо известна игра домино, но современные технические игрушки все чаще вытесняют доступные игровые средства прошлого. А ведь в них.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме»Мастер-класс для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме» Цель: познакомить участников с опытом проведения речевых игр, танцевальных движений, музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства.

Мастер-класс «Поделка «Вулкан» для познавательно-исследовательских работ»Мастер-класс «Поделка «Вулкан» для познавательно-исследовательских работ» Для изготовления вулкана я использовала: пластилин, часть бутылки пластмассовой, скотч, степлер,клей, плотный картон, размер зависит от.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательно-исследовательских умений дошкольников посредством экспериментирования
Опубликовано: 27 февраля 2022 в 14:20
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД