Получи документы

Развитие у старших дошкольников инициативы и самостоятельности через использование дидактических игр и Блоков Дьенеша

Светлана Михайлова
Развитие у старших дошкольников инициативы и самостоятельности через использование дидактических игр и Блоков Дьенеша

«Развитие у старших дошкольников инициативы и самостоятельности через использование дидактических игр с развивающим материалом. Блоки Дьенеша».

Цель:

воспитание самостоятельности, инициативности, настойчивости в достижении цели через решение логических задач с блоками Дьенеша.

Публикация «Развитие у старших дошкольников инициативы и самостоятельности через использование дидактических игр и Блоков Дьенеша» размещена в разделах

Задачи:

1. Формирование основных приемов логического мышления: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование.

2. Развитие умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, обосновывать свои суждения

3. Развитие знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного решения учебных задач.

Актуальность.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания дошкольников, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности;

проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ;

способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Самостоятельность (из словаря Ожегова) – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки и помощи.

Инициатива (из словаря Ожегова) – внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каких-нибудь действиях.

Инициативность показывает развитие деятельности личности, проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

С переходом к школьному обучению характер самостоятельности меняется: ребенок должен самостоятельно ориентироваться в ситуации, мыслить самостоятельно, высказывать свою точку зрения.

Сформироваться такая самостоятельность не может за 1-2 месяца адаптации к школе. Вот почему такое важное значение формированию этого качества должно уделяться в старшем дошкольном возрасте.

Наш детский сад работает по программе «Детство», в которой предусматривается работа с учебно-игровым пособием «Логические блоки Дьенеша».

Блоки Золтана Дьенеша - это уникальный игровой дидактический материал, через который решается ряд воспитательных и образовательных задач. Одна из которых воспитание самостоятельности и инициативности, настойчивости в достижении цели.

Система работы с дошкольниками по использованию блоков Дьенеша включает в себя следующие направления:

• Составление перспективного планирования.

• Создание развивающей среды.

• Использование дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша в НОД.

• Использование блоков Дьенеша в самостоятельной деятельности.

• Взаимодействие с родителями.

В своей работе я придерживаюсь концепции Л. С. Выготского:

сначала деятельность детей осуществляется совместно со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребёнка.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать, начиная с младшего дошкольного возраста.

Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы организована таким образом, чтобы дать возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Она обеспечивает моим воспитанникам познавательную активность, соответствует их интересам и имеет развивающий характер.

В игротеке выделено специальное место, где в свободном доступе находятся комплекты игр, цветные альбомы, разнообразные схемы, алгоритмы.

В работе использую различные методы и приемы, которые позволят обеспечить мотивацию занятий.

Для поддержания интереса к обучению, необходимо использовать игровые методы и приемы.

Сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов, сказочных персонажей).

Сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело (демонстрационный, раздаточный материал, схемы, игры).

Индивидуальная работа. Целесообразно отстающих детей с новым материалом знакомить раньше, чем детей с высоким уровнем развития

Предлагаемые игры-занятия предполагают совместный поиск решения, коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество, а не соревнование и поиск ошибок друг у друга.

Не травмирующая оценка. В младшем возрасте – только положительная. В среднем и старшем – сравнение результатов деятельности ребенка с его же собственными предшествующими достижениями, а не с работой других детей.

Логические блоки используют с 2-3 летнего возраста. С ними ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т. д. Блоки Дьенеша – прекрасный материал для замещения любых предметов. Так маленький красный треугольник можно легко превратиться в маленькую красную треугольную рыбку, а большая синяя круглая фигура может стать прекрасным пирожным для медвежонка.

Работу с блоками я начала с младшего возраста. Придерживалась принципа от простого к сложному.

На данном возрастном этапе (младший и средний возраст, дети уже знают все свойства блоков и обозначение этих свойств на кодовых карточках. Но в самостоятельной деятельности пока просто манипулируют с блоками (фигурами, либо используют как конструктор. Здесь инициатива проявляется только как желание конструирования.

В младшем возрасте подойдут простые игры и упражнения на сортировку элементов по форме, цвету, размеру, толщине. На первом этапе знакомства с блоками ребенок изучает фигуры и знакомится с кодовыми карточками. К концу года малыши находят фигуры по 3-м свойствам.

В среднем возрасте игры и упражнения с блоками усложняются. Используются карточки, на которых изображается отсутствие признака (не красный, не маленький и т. п.). Игры становятся разнообразнее. В игре «Угадай, что лишнее», из трех фигур ребенок должен догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

В игре «Расскажи про машину»

, ребенок закрепляет умение ориентироваться в пространстве (слева, справа, учится составлять описательные рассказы с использованием определений.

Игра "Наведи порядок"

, помогает детям самостоятельно придумывать различные варианты расположения карточек-символов.

Основное умение, необходимое для игры с блоками в старшем дошкольном возрасте – это умение выявлять в различных объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их наличие или отсутствие свойств (вводится понятие отрицания частица «не»). Необходимо удерживать в памяти одновременно до четырех свойств, обобщать объекты по этим свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого. Дети получают умение строго следовать правилам при выполнении действий. Приближаются к пониманию того, что нарушение правил не позволяет получить верный результат.

Чаще всего в организованной или свободной деятельности воспитатели предлагают детям выложить две дорожки или цепочку, где каждая следующая фигура отличается от предыдущей каким-то свойством.

Следующий уровень сложности – это работа с обручами, где моделируется разбиение множества на 8 классов (попарно пересекающихся множеств) с помощью трёх свойств. Как альтернативу игр с обручами, можно использовать задания со шнурами.

В старшем возрасте в игре по типу

«Найди недостающую фигуру»

так же уместно использование блоков. Использование карточек со свободными клетками, позволяет детям проявляя свою инициативу самостоятельно ставить задачу перед играющими, договариваться о правилах.

Для игры «Магазин», необходимы карточки с изображением предметов. Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек, изображенных на карточках. У каждого ребенка логические фигуры - «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры.

«Наряди елочку». На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Наряжаем елочку в соответствии с указанными в карточке символами.

Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов, например, машинку, паровоз, трактор, дом, башню, волшебный ключик, различных животных и т. д.

В группе имеются готовые карточки-схемы с 3-4 символами, которые дети самостоятельно используют в играх.

«Домино»

. Первый ребенок кладет фигуру, второй берет карточку, в соответствии с которой выбирается следующая фигура.

«Лото».

Ведущий по очереди вынимает из мешочка карточки с символами, кодирующими 3 – 4 свойства предмета. Если у играющего, он закрывает эту квартиру чистым листом, тот, кто первым закрывает «все квартиры в этом доме», становится ведущим.

Кроме использования карточек, можно использовать альбом с символами. Для этого подойдет любой старый перекидной календарь на спирали. Этот альбом ручного изготовления привлекает детей своей мобильностью – задания ребёнок на ходу придумывает и меняет.

Дети этого возраста любят игры с кубиками. Мы изготовили 4 кубика, на гранях которых изображены символы свойств блоков (размер, форма, цвет, толщина) и символы отрицания свойств. Своеобразие логических кубиков - возможность «случайного» выбора свойств (подбрасыванием кубика, а это всегда нравится детям. Самостоятельно изготовленные кубики со свойствами, можно использовать в игре «Домино». Дети могут придумать игры самостоятельно.

Дошкольники применяют блоки в сюжетных играх в качестве заместителей. В игре “Магазин” – деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. «Почта» – адрес на посылке, письме, открытке обозначаются блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками. «Поезд», «Театр» – билеты, места.

В старшем возрасте дети учатся не только кодировать, но и декодировать информацию о свойствах предметов. Для этого используются игры с различными таблицами. Особый интерес у детей вызывает применение в игре таблица с меняющимися символами. Сложность работы с этой таблицей заключается в выборе правильных контуров таблицы.

"Дешифровка". Предлагаю детям ключ к расшифровке. Используя ключ, дети находят зашифрованные фигуры.

Чтобы игра была более интересной, используются различные игровые ситуации.

Освоив эту таблицу с воспитателем, дети используют её самостоятельно в игре «Школа», «Какая фигура спряталась?»

В особую группу можно выделить игры, которые требуют хороших навыков вычислительной деятельности, умения решать примеры на сложение и вычитание. Когда дошкольники освоили состав числа в пределах 10, игровую среду пополнили таблицей, в которой каждый символ соответствует определенной цифре.

Детям предлагается таблица, в которой каждый символ соответствует определенной цифре.

Интересных игр много! Ребятишки всегда с удовольствием решают логические загадки и всегда испытывают радость от представленной выше игровой деятельности, которая раскрывает перед детьми новые возможности, дает рост их достижениям и связывает растущую самостоятельность и инициативность с успешной перспективой обучения в школе.

Публикации по теме:

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша Развитие мышления в дошкольном возрасте представляет собой сложный, последовательный процесс, претерпевающий различные изменения. В дошкольные.

Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми младшего дошкольного возраста» Цель мероприятия. 1. Познакомить воспитателей с приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша. План проведения.

Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников» 1. Обоснование проблемы проекта. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение.

План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша»План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Развитие интеллектуальной готовности детей 6–7 лет с помощью логических блоков ДьенешаРазвитие интеллектуальной готовности детей 6–7 лет с помощью логических блоков Дьенеша Каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учебе в школе, профессиональной деятельности. Безусловно, успешность.

Развитие воображения у старших дошкольников через лепку предметовРазвитие воображения у старших дошкольников через лепку предметов Формирование творческой личности одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие у старших дошкольников инициативы и самостоятельности через использование дидактических игр и Блоков Дьенеша
Опубликовано: 12 октября 2020 в 23:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД