Получи документы

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку дошкольников в условиях музыкально-игровой деятельности

Панина Евгения Вячеславовна
Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку дошкольников в условиях музыкально-игровой деятельности

Музыкальное развитие ребенка начинается в раннем детстве, когда он впервые слышит ласковые и нежные интонации голоса матери, напевающей ему колыбельные песни, или игривые, ритмичные мелодии, которые сопровождают движения малыша во время бодрствования. Однако систематическим этот процесс становится под влиянием целенаправленного воспитания при активизации эмоциональной отзывчивости на музыку на основе опыта восприятия произведений искусства. Эмоциональная отзывчивость на содержание музыкального произведения – это одно из первых личностных качеств, которое развивается у дошкольников в процессе занятий музыкально-эстетическими видами деятельности.

Публикация «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку дошкольников в условиях музыкально-игровой деятельности» размещена в разделах

Воспитание ребенка с первых лет жизни ориентировано на приобщение к ценностям культуры, в том числе и музыкально-эстетической. Очень важно, чтобы ранний опыт музыкального воспитания был связан с восприятием высокохудожественных произведений музыкального искусства, представляющих эталоны красоты и гармонии в художественном отражении окружающего человека мира.

Известно, что ранее детство – время зарождения эстетических эмоций и чувств. Эмоциональная сфера играет ведущую роль в психическом развитии ребенка. Исследования ученых показывают, что именно музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта дошкольников. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский в своих трудах подчеркивал значимость музыкального искусства и считал его главнейшим средством воспитания культуры личности. Он писал о том, что «…если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки

человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами» [5, с. 62]. Возможности раннего развития эмоциональной отзывчивости на музыку обусловлены, с одной стороны, интонационной природой музыки, с другой – закономерностями психического развития детей дошкольного возраста. Музыкальное искусство, одно из первых, наиболее глубоко захватывает и организует эмоциональную природу ребенка, в общении с музыкой дети легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Музыка способна ранее всех других искусств воздействовать на чувства ребенка, стимулировать эмоциональный отклик и положительные эмоции, побуждать к сопереживанию и художественной эмпатии, инициировать фантазию и воображение, вызывать желание общаться и делиться впечатлениями, рассуждать об услышанном. Научно доказано, что музыкальное искусство обладает большой силой художественного и эстетического воздействия на эстетическое сознание детей, пробуждает музыкально-ценностные потребности, предопределяет развитие эстетических интересов, вкусов, представлений о красоте и закладывает основы музыкально-эстетической культуры личности (Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, Б. М. Теплов, В. Н. Шацкая и др.).

Музыкальные игры и пляски в детском саду составляют неотъемлемую часть эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Наравне с пением песен, слушанием музыки игры и пляски помогают донести содержание музыкальных произведений, зародить у детей любовь к искусству. Играя и танцуя, дети испытывают эстетическое наслаждение, переживают светлые, радостные настроения.

Каждая игра (пляска, хоровод) имеет четкую педагогическую направленность, является средством, при помощи которого музыкальный руководитель учит ребенка воспринимать музыку и передавать в движении ее содержание и особенности.

Музыкальные игры- основной путь раскрытия музыкального образа через движение: внимание детей направляется на содержание произведения, на его характер и на средства музыкальной выразительности.

В плясках ребенок выражает движение свои собственные, радостные чувства, рожденные музыкой. Хороводы при самостоятельном исполнении их в группе, на прогулке, дома дают возможность детям проявлять свою активность в коллективе.

Содержание музыки находит свое суммарное выражение в ее характере, который и передается движением. Необходимо, чтобы на протяжении всей работы с детьми каждая игра (пляска, хоровод) развивала связь характера детских движений с характером данной музыки, чтобы эта связь постепенно углублялась и детализировалась и ни в коем случае не нарушалась ни на один момент.

Такая работа проходит успешно, если музыкальный руководитель соблюдает последовательность в усложнении задач по воспитанию музыкального восприятия через движение, и если в течении всех лет пребывания детей в детском саду он учит детей выразительно двигаться, искренно, правдиво и сознательно выявляя в движениях содержание музыкальных игр и плясок.

Уже во второй группе раннего возраста (первой младшей группе) необходимо внимательно следить за тем, чтобы движения детей в играх и плясках всегда были осмысленным, содержательными и отвечали музыке. Каждое движение должно возбуждать в детях чувства и мысли, созвучные с музыкальным образом и содержанию игры (пляски); нельзя допускать механического выполнения ими движений.

Искренность и содержательность детских движений и их соответствие общему характеру музыки- вот то, что может вполне удовлетворить руководителя младшей группы.

Постепенно в средней и старшей группах требования к выразительности движений повышаются и уточняются. Возрастающий музыкальный опыт детей требует все более детального и четкого отражения в их движениях содержания и особенностей музыки. Для этого надо воспитывать и развивать движения детей.

Работа по движению на музыкальных занятиях во всех возрастных группах должна происходить в тесном и постоянном контакте с работой по разделу физического воспитания. Без этого подлинная выразительность движений детей, их умение непринужденно передавать в движениях характер (содержание) и особенности музыки, игры, пляски не могут быть достигнуты.

Выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое развитие детей, крепость их мышц, ловкость, координированность движений. В то же время разучивание музыкальных игр, плясок закрепляет и совершенствует навыки, приобретаемые на физкультуре (хорошая осанка, правильный шаг, бег, прыжок, умение ориентироваться в пространстве и т. д.).

Для того чтобы дети могли непринужденно и все более точно передавать в движениях содержание, структуру и особенности музыки, музыкальный руководитель включает в занятие небольшое число музыкально-двигательных упражнений. Это позволяет привить детям необходимые навыки и умение по-разному исполнять одно и тоже движение (с большим или меньшим напряжением, плавно, пружинно, легко изменять его характер в соответствии с характером музыки и образами и т. д.)

Дети средних и старших групп уже начинают понимать смысл разучивания и совершенствования отдельных движений и с удовольствием упражняются в этом. Музыкально-двигательные упражнения, содержащие интересные для детей образы и построенные на эмоционально-яркой музыке, часто воспринимаются детьми как маленькие пляски или игры; разучивая их, дети начинают находить все большую радость и удовлетворение от самого процесса движения в органической связи его с музыкой. Это подводит их к освоению игр с развернутым действием, передающих содержание относительно сложного и длительного музыкального произведения (например, игра «Поездка за город» для средней группы, «Игра с цветными флажками» для старшей группы).

Знакомство детей с новыми движениями должно быть всегда соединено с музыкой, а если движение показывает музыкальный руководитель, то с его напеванием мелодии музыкального произведения, предварительно прослушанного детьми. Разучивание движений в отрыве от музыки, «под счет» - ни в коем случае не допускается.

Показывая детям незнакомое движение, педагог должен исполнять его правильно, выразительно, ярко, чтобы донести до детей характер и смысл движения и музыки.

Словесные пояснения, сопровождающие показ, должны быть краткими, образными, четкими; они должны направлять внимание детей как на правильное выполнение движения, так и на вязь его с музыкой.

Для выработки у детей точности, четкости, осмысленности движений рекомендуется применять подражательные (имитационные) движения или использовать образное сравнение. Игра с воображаемым предметом (мячом, цветком) помогает ребенку осознать движение и точнее, выразительнее его выполнить.

Во вей этой работе музыкальный руководитель с большой осторожностью направляет детей, помогает им объяснениями, привлекает их внимание к явлениям окружающей жизни. Иногда педагог подсказывает детям (словами или показом) отдельные детали движения, при помощи которых дети сумеют более четко передать характер музыки и игровой образ.

Развивая выразительность детского движения, необходимо всегда (даже в младшей группе) ставить детей в такие условия, при которых они должны проявить самостоятельность в выполнении задания. При разучивании игры (пляски, построенной на простых, знакомых движениях, педагог может рассказть детям (средней и старшей групп) ее содержание и при этом назвать использованные в ней движения («будете бегать» или «будите двигаться полькой»); в других случаях он может предоставить самим детям выбрать движения, отвечающие данной музыке. В младших и средних группах воспитатель нередко включается в игру (пляску, чтобы помочь детям своим примером. В тех случаях когда в новом материале встречаются более сложные движения, еще не знакомые детям движения или перестроения, руководитель показывает их сам или с помощью одного-двух детей. При этом не следует допускать, чтобы дети точно копировали движение, глядя на педагога; пусть они сами исполняют движение так, как они его поняли. Затем педагог может внести в него поправки, указать детям их ошибки.

Не следует так же добиваться, чтобы дети овладели вновь показанным движением в процессе разучивания одной игры, пляски, упражнения. Это же движение следует повторять в разных играх, плясках, соединять с разной музыкой, чтобы оно совершенствовалось постепенно. Дети должны относиться к каждому движению как к средству выражать различные, хотя и сходные между собой, образы, чувства, действия; в каждом отдельном случае они должны уметь внести в него характерность, присущую данной музыке и связанным с нею образом и действиям игры, пляски, хоровода.

Планируя свою работу музыкальный руководитель выбирает те игры и пляски, которые помогут ему выполнить очередные задачи по развитию музыкального восприятия и движения детей: необходимо при этом учитывать степень подготовленности детей к тому или иному движению.

Прежде чем начать разучивать с детьми новую игру, пляску, музыкальный руководитель должен сам ее хорошо освоить: разобраться в ее воспитательном значении, в содержании игры, пляски (в целом в деталях, определить характер музыки и ведущие средства выразительности, а также проверить на себе движения.

Особое внимание музыкальный руководитель должен обратить на качество исполнения музыки : она дойдет до детей и даст нужные результаты только в том случае, если будет исполняться правильно, четко и выразительно, в соответствующем характере, темпе, ритме, с необходимыми оттенками, акцентами, без пропусков. Не следует допускать произвольных замедлений или пауз перед окончанием музыкальной мысли, как это иногда делают руководители «для удобства» детей.

Одновременно музыкальный руководитель продумывает вопросы методики разучивания нового материала с детьми. Каждая игра (пляска) требует особых методических приемов, чтобы ее содержание и все задания были детям понятны и убедительны.

Так, например, хороводную песню следует разучить с детьми заранее, чтобы они хорошо освоили мелодию, содержание всех куплетов, и потом уже показывать им композицию хоровода. Игры с песней носят иной характер: музыка, действия и построения игры в них очень просты, нетрудны для запоминания. Поэтому можно знакомить детей с песней непосредственно в процессе игры. Но если в игре есть «солисты», поющие какой-нибудь куплет самостоятельно, без хора, то такую песню дети должны выучить заранее.

Руководитель должен предусмотреть, какие затруднения могут встретить дети в новой игре (пляске, какие движения, перестроения, образы будут для них новыми. В соответствии с этим он подбирает нужные номера и, разучив их с детьми, подготовит группу к исполнению игры (пляски).

До того как разучивать игру (пляску, руководитель, конечно, постарается заинтересовать детей ее содержанием, образами; он возобновит в памяти детей нужные сведения, представления, дополнит их новыми. После такой подготовительной работы педагог знакомит детей с музыкой, движениями и перестроениями новой игры, пляски, стремясь к тому, чтобы дети представляли ее себе в целом, поняли связь содержания игры и движений с музыкой. Дети сначала исполняют игру, пляску, не детализируя движений и не стремясь к четкости перестроений. Постепенно исполнение уточняется и совершенствуется.

Не следует гнаться за большим количеством новых игр, плясок; важно, чтобы дети постепенно вникали в музыку, сюжет и образы небольшого их количества, учились понимать, любить их. Стремились лучше их исполнять. В каждой игре, пляске (особенно в средней и старшей группах) музыкальный руководитель может ставить перед детьми все новые задачи, последовательно раскрывать смысл и характер каждой фигуры пляски, вносить новые детали в образы, направляя внимание детей на менее заметные особенности музыки и повышая требования к исполнению движений, перестроений. При такой работе игра, пляска долго остается для детей интересной, живой, увлекательной; у них накапливается репертуар любимых произведений, к которым они с удовольствием возвращаются в течении всего года, получая от них радость и яркие впечатления.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Развитие игровой деятельности у дошкольниковРазвитие игровой деятельности у дошкольников Игра занимает важное место в жизни дошкольника. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, которая большое.

Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному»Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному» Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, с удовольствием идущие на контакт и замкнутые,гиперактивные и медлительные.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме»Мастер-класс для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме» Цель: познакомить участников с опытом проведения речевых игр, танцевальных движений, музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства.

Мастер-класс «Развитие графических навыков у дошкольников в процессе тренировки мелкой моторики и игровой деятельности» Мы вас приветствуем и рады видеть на сегодняшней встрече. Разрешите представиться, я. У всех педагогов есть профессиональное кредо.

Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях»Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях» Задачи: способствовать развитию сотрудничества педагогов ДОО; расширить знания педагогов по вопросам организации игровой деятельности; поддержка.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Роль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в подготовительной группеРоль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в подготовительной группе Презентация на тему: «Роль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку». Подготовительная группа. Подготовила воспитатель.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку дошкольников в условиях музыкально-игровой деятельности
Опубликовано: 12 января 2022 в 22:12
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД