ольга крупица
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Снег, лед и вода все мы дружная семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему:
«СНЕГ, ЛЕД И ВОДА ВСЕ МЫ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ!»
Цель: пробудить интерес у детей к исследовательской деятельности.
Задачи:
- познакомить детей со свойствами льда (холодный, гладкий, скользкий, твердый, прозрачный, хрупкий);
- активизировать и обогащать словарь детей.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе „Снег, лед и вода все мы дружная семья“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Снег и лед. Свойства, эксперименты, игры
- Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом
- Снег. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности;
- воспитывать культуру общения.
Предварительная работа:
• Чтение сказок, стихотворений, загадывание загадок.
•Беседа на тему: «Как появляются льдинки?».
• Игры и наблюдения на прогулке за льдом.
Материал и оборудование: ведёрко, кубики льда, фартуки для детей, салфетки тканевые для вытирания рук, молоточек, дощечка для разбивания льда, тарелка одноразовая, стакан, лист белой бумаги, полоски цветной бумаги, таз с водой в центре песка и воды, стаканы непроливайки с водой, гуашь, кисточки для рисования, формочки, одноразовые ложки, схемы для закрепления материала.
Ход НОД:
Сюрпризный момент.
Приходит медведь.
Медведь: Здравствуйте, ребята!
Я всю зиму спал, проголодался.
А когда проснулся, увидел вот какую красоту!
(Показывает ведерко со льдом)Достаёт из ведёрка кубики льда и «угощает» детей. Воспитатель наблюдает за реакцией детей. Потом, от имени детей вежливо отказывается, объясняя, что лёд есть нельзя.
Воспитатель: - Ребята, объясните Медведю, почему нельзя есть лёд.
Дети: - Холодный, можно заболеть.
Воспитатель: - Медведь, не расстраивайся, нам как раз для занятия нужен лёд.
- Ребята, я приглашаю вас с медведем в нашу лабораторию, чтобы узнать побольше о льде.
Ребята одевают фартуки, встают к столам и экспериментируют со льдом.
Опыт 1. Лёд - холодный, гладкий и скользкий.
Воспитатель: - Ребята, возьмите лёд в руки, потрогайте его.
Дети берут, трогают лёд.
Воспитатель: - Ребята, какая льдинка?
Дети: холодная (2-3 ребенка)
Воспитатель: - Лёд холодный.
- А теперь попробуйте пальчиком погладить ваши льдинки. Какие они? (гладкие, скользкие).
Вывод: На ощупь - лёд холодный, гладкий и скользкий.
Опыт 2. Лёд твердый, но хрупкий.
Воспитатель: - А теперь попробуйте пальчиком надавить сверху на кусочек льда. Какой он? (твёрдый или мягкий).
Дети: твёрдый (2-3 ребенка).
Воспитатель: - Лёд твёрдый и нам не удастся поломать его руками.
Воспитатель берет молоточек и стучит им по льдине. Ударяет сильнее, льдинка лопается.
Воспитатель: - Ну, вот, лёд разбился, и так легко! Почему? Лёд хрупкий. Поэтому легко разбивается.
Вывод: Лёд хоть и твёрдый, но хрупкий.
Опыт 3. Лёд бесцветен и прозрачен.
Воспитатель: - А теперь, ребята, посмотрите, какого цвета лёд?
Воспитатель показывает детям лист белой бумаги и уточняет лёд такой же белый, как этот лист бумаги?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Лёд бесцветен.
Воспитатель: - Ребята, перед вами лежат полоски цветной бумаги, положите на них льдинку, что вы видите?
Дети: - Бумагу.
Воспитатель: - А почему её видно?
Дети: - Потому что лёд прозрачный (2-3 ребенка).
Вывод: Лёд прозрачный, через него мы можем видеть предметы.
Опыт 4. Лед тает.
Воспитатель: - А теперь вернёмся к тарелке со льдом.
- Посмотрите, ребята, в тарелке появилась вода.
Дети смотрят.
Воспитатель: - Лёд начал таять. Почему лёд тает? (в группе тепло.)
Вывод: Лёд тает в тёплом помещении и превращается в воду.
Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем и вместе с Медведем сделаем зарядку.
Мишка делает зарядку!
Мишка, лапки подними.
Мишка, лапки отпусти.
Мишка, мишка, покружись,
А потом земли коснись.
И животик свой потри.
Раз, два, три! Раз, два, три!
Опыт 5. Цветные льдинки.
Воспитатель: - Ребята, Медведь принёс нам бесцветные льдинки, а давайте с вами сделаем цветные льдинки.
- Для этого нам надо добавить краску в воду, разлить в формочки и выставить на мороз, объясняю, что вода на морозе замерзает и превращается в лёд. Вода у нас с вами после окрашивания получилась цветная, а значит и льдинки будут цветные.
Вывод: Цветная вода на морозе замерзает и становиться цветным льдом.
Воспитатель: - Когда вода замерзнет и превратится в цветные льдинки, мы возьмем их с собой на прогулку и будем выкладывать различные узоры на снегу.
Опыт №6 Нужен ли зимой растениям снег?
Цель: Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе. Материал: Емкость с водой, листочки комнатных растений, алгоритм деятельности Взрослый предлагает детям выяснить, как чувствуют себя растения под снегом. Выносит две емкости с водой, одну из которых ставит на снег, а другую -под снег на время прогулки. Взрослый проверяет состояние воды в емкостях и спрашивает, почему под снегом вода не замерзла (под снегом тепло); что случится с растениями, если зимой не будет снега (снег сохраняет тепло растениям, они не вымерзнут). Не будет снега - могут замерзнуть и погибнуть корешки). Дети высказывают предположения, зарисовывают их. Взрослый вместе с детьми находит место, где снег выдувается, обозначает его условным значком: «нет снега». Весной можно наблюдать за появлением растительности на разных участках с привлечением зарисовок. Делают вывод о необходимости снега растениям зимой.
Опыт №7 Откуда берётся иней?
Цель: Дать детям доступное объяснение происхождения осадков. Материал. Термос с горячей водой, тарелка. На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле. Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар — при охлаждении превращается в воду, вода в иней.
Воспитатель: Ребята, мы с вами славно поработали, теперь можно отдохнуть.
Итог занятия
Медведь: Ребята, расскажите мне, пожалуйста, еще раз про то, какой лед. А то я совсем запутался, а мне так хочется все запомнить.
Воспитатель: Медведь, это не беда. Сейчас всё вместе вспомним. Дети вместе с воспитателем еще раз рассказывают Медведю о свойствах льда.
Воспитатель: Запомнил, Медведь?
Медведь: Да! Ой, ребятки, вы такие молодцы! Я подарю вам льдинки, но не простые, а сладкие. (Медведь угощает детей, прощается и уходит).
Воспитатель: Ребята, сегодня вы узнали, и показали Медведю удивительные свойства льда.