МААМ-картинки

Театрализованная деятельность как средство развития речи младших дошкольников

Юлия Бажанова
Театрализованная деятельность как средство развития речи младших дошкольников

Театрализованная деятельность - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.

Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития речи младших дошкольников» размещена в разделах

Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность формирует творческую личность ребёнка, развивает умение импровизировать.

Театрализованную игру стала активно использовать в работе по развитию речи детей со второй группы раннего возраста.

Я начала с изучения научно-методической литературы, опыта коллег, что помогло мне выстроить собственную концепцию речевого сопровождения детей посредством театрализованной деятельности.

Важным фактором развития речи является создание речевой развивающей среды. Считаю, что предметно-пространственная среда, обеспечивающая творческое и речевое развитие на основе театрализованной деятельности, имеет некоторые специфические особенности. Она не только способствует развитию театрализованной деятельности детей, но и призвана обеспечить эффективное общение детей с воспитателем и друг с другом.

В группе создан центр развития речи, в который входит и театральный уголок. В уголке у нас помещены не только художественные произведения, но и дополнительный материал:

-отдельные картинки, иллюстрации, альбомы для рассматривания;

- дидактические игры;

- персонажи и декорации для театрализованных игр;

- различные виды театров, маски;

- а также книжки-малышки, сделанные детьми совместно с родителями.

Материалы и оборудования этого центра нацелены на стимулирование ребёнка к постоянному речевому общению, способствуют развитию уверенной связной речи, обогащению словаря, побуждают к совместным разговорам, обсуждению, что и почему представляет интерес.

Оборудование расположила так, чтобы малыши могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью ребёнок легко включался в игровую ситуацию. Гибкому зонированию группы способствует ширма, магнитная доска, которые позволяют детям играть в театр на магнитах, двигать фигурки на фленелеграфе, использовать перчаточные куклы. Материалы периодически обновляю. Речевой центр нашей группы занял 1 место в смотре – конкурсе, проходившем в дошкольном учреждении.

Также с учетом возраста детей создала в группе мини-музей «Веселая семейка», где дети знакомятся с героями прочитанных произведений.

Работу по развитию речи малышей провожу на занятиях. Для младших дошкольников эффективны занятия, которые проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности, и дети готовы выполнять задания охотно и многократно. Для этого изготовила и применяю на занятиях лэпбуки по темам: «Времена года», «Послушный язычок», «Занимательные прищепки», «Путешествие по сказкам».

Занятия я стараюсь строить по следующей структуре: беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения.

Театрализованные занятия включают разыгрывание сказок, каких-либо сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни. Работу театрализованных занятий строю по схеме.

Развитию речевых и социальных навыков поведения, уверенности в себе способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использую разнообразные приемы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей, имеющих проблемы с речью;

- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

- проигрывание ролей в парах.

Во время занятий обязательно внимательно выслушиваю ответы и предложения детей, если они не отвечают, не требую объяснений, а перехожу к действиям с персонажем. При знакомстве детей с героями произведений выделяю время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними, в заключение различными способами стараюсь вызывать у детей радость.

Важным аспектом моей деятельности является использование социо – игровой технологии, где дети учатся общаться друг с другом. Кроме этого использую деятельностный подход и технологию гуманного отношения.

Одно из главных условий – эмоциональное отношение воспитателя к читаемому произведению. При чтении детям необходима не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога. Для малышей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Причем, чем меньше ребенок, тем интереснее должно быть чтение.

Со второй группы раннего возраста веду работу по проекту «В гостях у сказки». Вместе с детьми мы читаем произведения, рассматриваем иллюстрации и пытаемся воспроизвести сказку, рассказывая по картинке. Постепенно у детей накапливаются знания и умения по театрализованным играм и рассказыванию сказок по иллюстрациям, что способствует речевому развитию.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, речь детей, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.

Активными участниками проекта стали родители воспитанников. Они не только помогли в оформлении развивающей среды, но и сами показывали сказки для своих малышей. Дети с увлечением наблюдали за театральными постановками, а также сами принимали участие в качестве героев.

В рамках проекта для родителей провела консультации и собрание по темам: «Значение театрализованной деятельности на развитие речи детей», «Театрализованная деятельность в детском саду», «Театр и родители», «Значение театрализованных игр для детей», «Театрализованная деятельность в детском саду», которые помогли родителям понять насколько важна театрализованная деятельность в развитии речи детей. Была организована выставка семейного рисунка по мотивам русских народных сказок

Сейчас ребята уже подросли. Интерес к театрализованной деятельности у детей вырос.

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи детей средствами театрализованной деятельности ребята научились с легкостью рассказывать сказки по иллюстрациям, использовать различные виды театров и участвовать в театрализации. Дети могут определять положительных и отрицательных героев. Научились сопереживать слабому.

Дети понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, с удовольствием рассказывают знакомые литературные произведения, охотно вступают в речевые контакты с взрослыми и сверстниками, с удовольствием участвуют в инсценировках.

В дальнейшем планирую продолжать работу по театрализации :

- Пополнить театральный и речевой уголок новыми видами игр и дидактических пособий;

- Продолжать работать по проекту «Из сказки в сказку» через внедрение таких технологий, как «Сказки в песочнице», «Платковый театр»;

- Развивать у детей активный словарь через использование логоритмики и пальчиковых игр.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Мягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольниковМягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольников Мягкая книга Цели:1. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Презентация «Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений» Презинтация"Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений "Любовь МайороваДоброго времени суток.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Театрализованная деятельность как средство развития речиТеатрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Театрализованная деятельность младших дошкольниковТеатрализованная деятельность младших дошкольников Воспитательные и образовательные возможности театрализованной деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети непосредственно знакомятся.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность как средство развития речи младших дошкольников
Опубликовано: 27 июня 2021 в 17:26
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД