Папки-передвижки

Опыт работы «Технология воспитательного процесса, направленного на развитие личности учащегося»

Прасковья Симакина
Опыт работы «Технология воспитательного процесса, направленного на развитие личности учащегося»

«Воспитание есть сложное,

нелинейное, многомерное явление».

(В. А. Караковский)

В условиях совершенствования образовательно-воспитательных систем набирает силу принцип разновариантности, что позволяет конструировать воспитательный процесс на основе любой модели, базирующейся на той или иной технологии.

Публикация «Опыт работы „Технология воспитательного процесса, направленного на развитие личности учащегося“» размещена в разделах

Воспитательные технологии - это система научно обоснованных приёмов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель - приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Основным результатом деятельности учреждения должен стать набор ключевых компетентностей воспитанника. Одной из технологий формирования ключевых компетентностей является проектная. В нашем учреждении большое внимание уделяется проектной деятельности. Работаем над индивидуальными и групповыми проектами. Групповой проект группы №1 - «Театруля». Постановки мини - спектаклей по сказкам, детским рассказам дети этой группы покажут в детских садах, пожилым людям дома «Родник». Группа №2 работает над проектом «Обо всём. РУ». Старшие девочки выпускают газету и готовят репортажи для радио детского дома, пишут заметки в городские газеты, снимают видеорепортажи и оформляют стенды. Исследовательский проект у группы №3 - «Скажи алкоголю «НЕТ!». Ребята проводят исследовательскую работу о вреде алкоголя на организм, особенно детский, пишут заметки и выступают агитбригадой о вреде алкоголя. «Мир растений» - проект группы №4. Мальчики этой группы выращивают рассаду для уличных цветов. Также пересаживают, ухаживают за комнатными цветами группы и дома. Планируется создание зимнего сада в японском стиле.

Главнейший основополагающий принцип метода проектов - исходить из интересов самого ребёнка, детских интересов сегодняшнего дня. «В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово - за ребёнком, последнее - за учителем» - Коллингс. Именно этого мы придерживались, когда начали работать над реализацией индивидуальных проектов. Беседы, анкетирование помогли каждому воспитаннику определить тему проблемы и направления деятельности. Совместно был составлен план работы на различных этапах реализации проекта. Ответственно дети отнеслись к презентации проектов, которая проходила на групповом уровне с приглашением администрации детского дома и представителями детского самоуправления. У Алёши Леонова крёстный работает в нефтяной промышленности. Мальчик стремится быть на него похожим и потому видит себя, работающим только в этой области. Какими чертами характера должен обладать нефтяник, способностями; чем полезна, престижна и интересна эта профессия и в каких учебных заведениях можно получить данную профессию - такую поисковую деятельность провёл Алёша для презентации своего проекта. Идя к защите, Алёша читает информационную литературу и просматривает телепередачи о профессии «нефтяник», встречается с людьми, работающие на нефтяных предприятиях. У Алёши Петрякова низкая учебная мотивация. С целью повысить уровень интереса и познавательной активности мальчик работает над проектом «Учёба в школе - шаг к будущему». Изучить историю города, в котором живет, его традиции, познать новое о его славных жителях - эта проблема заинтересовала Турхаева Илью. Воспитанник работает над проектом «Нягань - мой город». От детского учреждения в новых социально-экономических условиях требуется, чтобы за годы нахождения в нём воспитанники могли приобрести опыт самостоятельных действий, развить свои творческие потенциалы, овладеть навыками самостоятельной организации своей деятельности. Вот почему на групповом уровне реализуется проект «Самостоятельность». Если помочь воспитаннику начать любое дело с надежды, уверенности в успехе; помочь выстроить свой путь к «победе» над обстоятельствами, над самим собой, тогда получим такой результат:

позитивное отношение ребёнка к себе, принятие себя, ощущение

собственного достоинства;

умение детей самостоятельно принимать решения;

умение детей самостоятельно организовать деятельность без посторонней

помощи;

умение отстоять своё мнение, не проявляя упрямство;

умение самому себе найти занятия и организовать свою деятельность;

способность не поддаться дурным влияниям.

Работая над проектом «Самостоятельность» мы, воспитатели, ненавязчиво вовлекаем детей в совместную коллективную деятельность. В феврале в детском доме проходил месячник «Мужество». Воспитанники нашей группы принимали активное участие в мероприятиях дома. Старшие дети подобрали песню к «Смотру песни и строя», репетировали самостоятельно с младшими детьми - и в итоге заняли I место. Совместно с детьми продумали инсценировку песни военных лет. На сборе выслушали мнения всех детей, попросили их обосновать; выделяли наиболее интересные предложения. Во время репетиций что-то меняли, вносили новые предложения. Главным было для воспитателей - возбудить и укрепить мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, в своей способности, стремление преодолеть любые трудности. Результат - Гран-при и Приз зрительских симпатий. Подведение итога прошло за чаепитием. Каждый высказал своё мнение, подчеркнули положительные моменты (Что было хорошо? Что нам удалось из намеченного? Благодаря чему? Что не получилось? Почему) и - что особенно важно - к урокам на будущее (Что нам стоит использовать дальше? Как действовать по-другому). Совместно с детьми, учитывая их интересы, составили план месячника по профориентации на март месяц. Это - экскурсии, знакомство с профессиями, встреча с шефами, просмотр информационных фильмов. Выпуск тематических стенгазет и рисунков, подарки своими руками, создание уюта в спальных комнатах, уход за комнатными растениями, оформление комнат к Новому году, покупка рыбок и приспособления для аквариума - дети самостоятельно принимали решения и реализовывали свои идеи. Самостоятельно воспитанниками были подготовлены и проведены поздравления к дню рождения друг друга и воспитателей, к праздникам День Защитника Отечества и 8 Марта. Каждый раз отправляясь на экскурсию в город, дети сами определяют маршрут, объект ознакомления (памятники). Большинство воспитанников уже рационально самостоятельно распределяют свои карманные деньги. В реализации проекта воспитателю отведена роль наблюдателя, друга, готового прийти на помощь, поправить, подсказать. Работая над реализацией проектов, у воспитанников формируется самостоятельность и способность к самоорганизации, готовность к сотрудничеству, развитие коммуникативных навыков: умение вести диалог, конструктивно мышлить, искать и находить содержательные компромиссы.

В рамках технологии сотрудничества мы работаем в разных аспектах. Но особо хотелось заострить внимание о ведение детьми портфолио. Портфолио в нашей группе ведётся и заполняется ребёнком. Здесь в разделах «Учёба», «Творчество», «Спорт», «Я живу, учусь, развиваюсь», «Досуг», «Мои достижения» отражена учебная, творческая, спортивная деятельность воспитанника. Важным условием эффективности деятельности является её планирование, которое заставляет каждого ребёнка думать над тем, как лучше организовать жизнедеятельность коллектива и свою личную : способствует развитию инициативы, активности, самостоятельности; даёт возможность высказать свои пожелания, удовлетворить интересы, т. е. выбрать работу «по душе». С целью научить ребёнка планировать отведена страница «Учусь планировать». Учитывая возраст наших детей (младшие школьники, мы решили учить их планировать поэтапно: на учебный год, по триместрам. Мы учим их не только планировать, но и самим оценивать результат, анализировать, что помешало или что помогло. В колонке результат дети наклеивают сердечки или звё здочки: красное сердечко – получилось, жёлтое сердечко – частично, звёздочка – не удалось. Бывает, что, если не достигнут результат, то ребёнок на следующий триместр опять планирует то же самое. В этой работе самое главное учить детей анализировать свою работу, видеть свои плюсы и минусы, учиться ставить реальные цели. В прошлом году детей учили ставить цели, приходилось проводить беседу, учить, выделять главное при планировании. В этом году дети уже чётко знают, что планировать. Например, Алёша Леонов на II триместр запланировал повысить успеваемость по математике и русскому языку, но результата не добился, в колонке «что помешало» написал «плохо занимался» и это же запланировал на III триместр. И тут же мы с ребёнком обсуждаем, почему он ленился, мог ли себя заставить заниматься усерднее, дополнительно и сможет ли побороть лень. Миша Рябчиков запланировал на II триместр занять призовое место в городских соревнованиях по лыжным гонкам. Миша участвовал в 31 Открытой всероссийской массовой лыжной гонке и занял II место. Анализировал так: «Трудолюбие, настойчивость и большое желание быть первым».

В портфолио дети ведут листы успешности по таким направлениям : учебная, экономическая, трудовая и спортивно-оздоровительная деятельности, культура общения, творческая активность. В листе «учебная деятельность» есть пункты: самостоятельно готовился к урокам, саморазвитие, оказывал помощь другим. В конце каждой второй недели ребёнок сам анализирует, какие знания приобрёл, что новое узнал, чему научился, чем и кому помог. Дети объективно себя оценивают, но бывает, что и завышают себе баллы. При совместном подсчёте баллов, видя, что здесь завысили себе оценку, мы интересуемся, когда этот вид деятельности они выполняли. При заполнении дети часто проговаривают, какой балл они себя ставят, размышляют вслух где, что, чем и когда они занимались. Это позволяет более объективно себя оценивать. В конце месяца мы подводим итог на каждого ребёнка по каждой деятельности и вывешиваем. У наших детей здоровый дух соперничества, они стремятся быть лучше, добиваться результатов, чтоб при заполнении листов успешности смогли поставить себе балл повыше. Например, Миша Рябчиков сложный, необычный ребёнок. Неплохих результатов добился в декоративно-прикладном искусстве, в спортивных секциях, но не было у него стремления быть первым, инициативы не проявлял. А при ведении листов успешности, Миша изменил своё отношение к учебной деятельности, внеурочной, спортивной.

учебная

дея-сть

культура общения

творческая активность

экономическая

дея-сть

трудовая

дея-сть спортивно-оздоровительная дея-сть

сентябрь 10 18,5 17 19 22 17

октябрь 13,5 21,5 19 19 22,5 18

ноябрь 14 22,5 18 19 22 18,5

декабрь 15 22 18 20 23,5 18

январь 16 23,5 20 20 23 18,5

февраль 18 23,5 20 20 23 20

март 19 24 20 20 24 20

И Миша не единственный, у кого при ведении листов успешности, изменилось отношение, прежде всего к себе. Дети стали активными во всех мероприятиях и конкурсах школы, группы, детского дома. Появился интерес к учёбе, повысилась трудовая и спортивная активность.

Совместная деятельность заставляет ребят сотрудничать, искать точки соприкосновения. Отношение сотрудничества обеспечивает условия для свободного развития творческой индивидуальности и активности воспитанников, также воспитывается коллективизм, дисциплина, взаимоуважение, доверие, требовательность.

Технологии проектной деятельности и сотрудничества определяют условия для постановки цели (целепологание, дают установку, вызывают потребность для саморазвития, проявления возможности, способности; побуждают трудиться, добиваться результатов, активно участвовать в жизни группы, дома – т. е. направляют на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству.

Педагогический процесс на основе педагогических технологий гарантирует достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные технологии позволяет воспитателю наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

Прикреплённые файлы:

tehnologi_rpk68.pptx | 7506,22 Кб
 
Публикации по теме:

«Родители-активные участники воспитательного процесса!» (фотоотчёт)«Родители-активные участники воспитательного процесса!» (фотоотчёт) Уже не один раз говорилось о необходимости соблюдать преемственность детского сада и семьи в воспитании активной, социально развитой личности.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Опыт работы «Развитие графомоторных навыков посредством изодеятельности»Опыт работы «Развитие графомоторных навыков посредством изодеятельности» .

Опыт работы по конструированию «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников» Тема опыта: «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников». «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования»Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования» Актуальность. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует.

Отчёт о результатах воспитательного — образовательного процесса в подготовительной группе за 2014–2015 учебный год МАДОУ № 15, г. Томск. Воспитатели подготовительной группы: Бельтюкова Мария Николаевна, Иванникова Елена Владимировна, младший воспитатель.

Опыт планирования работы и адаптирования образовательного процесса в начальной школе для учащихся с РАСОпыт планирования работы и адаптирования образовательного процесса в начальной школе для учащихся с РАС Важнейшими компетенциями педагога, реализующего инклюзивную практику, являются умение планировать и адаптировать образовательный процесс,.

Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс»Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс» Развитие ребенка через игру «Марблс»21 век - век компьютерных технологий. С первых месяцев жизни ребенок сталкивается с благами цивилизации,.

Опыт работы «Робототехника как средство решения воспитательно-образовательного процесса»Опыт работы «Робототехника как средство решения воспитательно-образовательного процесса» Введение «ФГОС ДО» обязало нас создать образовательную модель, в основу которой вошли развивающие, игровые и информационно-коммуникативные.

Технология реализации образовательного процесса в форме придуманной сказки «Путешествие Колобка» Технология реализации образовательного процесса Сказка придуманная «Путешествие Колобка» технология план-дело-анализ Здравствуйте! Хочется.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы «Технология воспитательного процесса, направленного на развитие личности учащегося»
Опубликовано: 31 мая 2022 в 21:17
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД