МААМ-картинки

Теоретико-методические аспекты экологического воспитания детей подготовительной группы

Максименко Ольга
Теоретико-методические аспекты экологического воспитания детей подготовительной группы

ЦРР МДОУ – д/с №28

«Теоретико-методические аспекты по экологическому воспитанию детей подготовительной группы»

Подготовила :

музыкальный руководитель Максименко О. А.

Орехово-Зуевский г. о., 2021 г.

Экологическое воспитание – сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в гармонии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше.

Публикация «Теоретико-методические аспекты экологического воспитания детей подготовительной группы» размещена в разделах

Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Поэтому важно с раннего детства научить ребенка беречь красоту природы, именно в этот период закладываются основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе и к окружающему миру.

Экологическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование у ребенка эмоционального, бережного отношения к природе, способность видеть ее красоту, а не детальное знание особенностей каждого вида животного или растения.

При ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Экологическое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания личности.

Задача воспитателя детского сада :

воспитать отзывчивых и добрых детей;

• формирование у детей способности эстетически относиться к миру;

воспитывать гуманистическое отношение ко всему живому;

• научить детей экологически грамотному поведению в природе;

• подвести детей к мировоззренческим выводам о единстве и разнообразии природы;

воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать красоту окружающего мира.

При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь с:

• исследовательской деятельностью,

• изобразительного искусства,

• физического воспитания и, конечно,

• музыки и театра.

Например, музыка является средством всестороннего развития и воспитания детей. Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем нас мире.

По мнению О. П. Радыновой - автора программы «Музыкальные шедевры», Музыкальная деятельность, в силу ее эмоциональности, привлекательна для ребенка. Именно музыка, по нашему мнению, может стать эмоционально- оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка — актуальнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности. А вот основной задачей программы «Ладушки», разработанной авторами И. Каплуновой и И. Новоскольцевой является введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Авторы пропагандируют идею воспитания и развития гармонической и творческой личности ребенка средствами музыкального искусства и музыкально-художественной деятельности.

Ведущие специалисты рекомендуют реализовать методику экологического воспитания с помощью средств художественно-эстетического воспитания. Так, современные идеи и основные принципы экологического воспитания в дошкольных учреждениях могут быть представлены через использование следующих средств музыкального искусства и музыкально-художественной деятельности:

• слушание музыки; (является важным разделом на занятиях по художественно-эстетическому воспитанию) Времена года Чайковского, Вивальди, слушать звуки природы, звучание колокольчика

• разучивание распевок экологической тематики, скороговорок для хорошей дикции;

• исполнение песен; (инсценировки песен);

• использование игр (Игры делятся на сюжетные, в которых дети отражают взаимосвязи в природе, обыгрывают природные персонажи и несюжетные, в которых дети отражают явления природы, свойства природных объектов. Музыкально-дидактические игры).

• осуществление музыкально-ритмического воспитания (маршируют, проводится музыкальная экологическая зарядка, например, «Солнышко лучистое»);

• разучивание танцев, хороводов; (это массовый танец, его рисунок – простой круг – олицетворяет движение Солнца вокруг Земли. Стилизованные танцы

• осуществляется театральная деятельность (во время подготовки к утренникам;) В летне-оздоровительной работе, кружковая работа

• музыкальный оркестр (использование таких инструментов, как: деревянные ложки, бубен, ксилофон, маракасы и др. шумовые инструменты). Инструменты, имитирующие звуки природы: треугольник, металлофон, арфа.

На следующем слайде представлен современный подход к реализации методики экологического воспитания с использованием театральной постановки мини сценка «Огород». В данной постановке каждый ребенок отождествляет себя в роли различных овощей, среди которых произошел спор, кто же из них является самым главным и полезным? Театрализованная игра экологической направленности можно с успехом применять для формирования у дошкольников экологического сознания, ведь театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Подготавливая роли, дети закрепляют усвоенные знания о природе. Перевоплощение в персонажей воспитывает в детях заботливое отношение к объектам природы. Такое одушевление природы тесно переплетается с духовно-нравственным воспитанием. Дети знакомятся с новыми понятиями в игровой форме, что вызывает познавательный интерес.

Также с целью осуществления экологического воспитания нами широко используются в практической деятельности все перечисленные выше художественно-эстетические средства: скороговорки, распевки, пение, танцы, театральная деятельность.

Собрать из моих отчетов по тематике танцы, хороводы, сценка огород+оркестр, пение, хоровод, театрализованная игра. Записать Оркестр Джингл Беллс

Список литературы для экологического воспитания

1. Ашиков В. И. Семицветик «Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста» / Ашиков В. И., Ашикова С. Г. - М. : Рос. пед. агентство, 1997. – 132 с.

2. Николаева С. Н. «Программа экологического воспитания дошкольников» / Николаева С. Н. - М. : Новая школа, 1993. - 15 с.

3. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» : прогр. и метод. рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Соломенникова О. А. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с.

4. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом – природа» : блок занятий «Я и природа» / Рыжова Н. А. - М. : ООО "КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА", 2005. - 192 с. Книги 1.

5. Зотов В. В. «Лесная мозаика» : кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Зотов В. В. ; рис. В. Храмова. - М. : Просвещение, 1993. - 237 с. 2.

6. Виноградова H. Ф. «Дети, взрослые и мир вокруг» / Виногpадова H. Ф., Куликова Т. А. - М. : Просвещение, 1993.-127с.

7. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников» : учеб. пособие для студ. сред. и высш. учеб. заведений / Николаева С. Н. - М. : Академия, 1999-181 с.

8. Николаева С. Н. «Как приобщить ребенка к природе» метод. матеpиал для pаботы с pодителями в дошк. учpеждениях / Николаева С. Н. - М. : Новая школа, 1993. - 64 с.

9. Рыжова Н. А. «Воздух-невидимка» : пособие по экологическому образованию дошк-ов / Рыжова Н. А. ; науч. ред. Г. А. Ягодин. - М. : Линка-Пресс, 1998. - 126 с. Статьи 1. Бобылева Л. «К природе - с добротой» : экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О. // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 38-43.

10. Зеленкова О. С. «Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей» / Зеленкова О. С. // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 57.

11. Курашова В. «Методика экологического воспитания средствами фольклора» / Курашова В. // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 12. - С. 108-111.

12. Бодракова Н. И. «Экологическое воспитание дошкольников» / Бодракова Н. И. // Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 104-109.

13. Афимьина В. «Маленькие экологи» / Афимьина В. // Ребенок в детском саду. - 2009. - № 4. - С. 47-52; .№ 5. - С. 54-58. 6. Зерщикова Т. «Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим» / Зерщикова, Т., Ярошевич Т. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №7. - С. 3 - 9.

14. Зенина Т. «Экологическое воспитание детей раннего возраста» / Зенина, Т. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №7. - С. 16 - 26.

15. Воспитание экологической культуры 1. Шинкарева Л. В. «Формирование основ социально-экологической культуры у детей дошкольного возраста» / Шинкарева Л. В., Полыгина А. П. // Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 67-73.

16. Григорьева А. И. «Формирование экологической культуры дошкольника» / Григорьева А. И. // Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 44-45.

17. Сэротэтто В. И. «Формирование основ экологической культуры в дошкольном детстве» / Сэротэтто В. И. // Методист. - 2006. - №4. - С. 60 - 68. 4. Веревкин И. «Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников» / Веревкин И., Чиженко Н. // Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 101-103.

18. Игра в экологическом воспитании дошкольников 1. Богданец Т. П. «Экологические игры для дошкольников» / Богданец Т. П. // Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 84-89.

19. Богданец Т. П. «Как развивать экологическое мышление в игре» / Богданец Т. П. // Современный детский сад. - 2008. - № 7 - С. 25- 28.

20. Богданец Т. «Игры и экология» / Богданец Т., Газина О. // Дошкольное воспитание. - 2006. - №7. - С. 30 - 43.

21. Константинова Т. В. «Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ» / Константинова Т. В. // Начальная школа плюс До и После. - 2006. - №1. - С. 46-48.

Публикации по теме:

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

«Весёлыми тропинками лета». Сценарий экологического спортивного праздника для детей подготовительной к школе группы "Весёлыми тропинками лета" - Сценарий экологического спортивного праздника для детей подготовительной к школе группы Автор: Кожанова Е. М.

Дидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольниковДидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольников В настоящие время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего.

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов.

Значение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 летЗначение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 лет Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретико-методические аспекты экологического воспитания детей подготовительной группы
Опубликовано: 7 февраля 2022 в 21:39
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД