Акопян Надежда
Конспект логопедического занятия «В стране звуков. Дифференциация звуков [С], [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия «В стране ЗВУКОВ». Дифференциация звуков [С], [Ш]»
Цель: дифференциация звуков [С-Ш] и закрепление связи звука и буквы.
Коррекционно-развивающие задачи:
– уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [С-Ш];
– установить различия по звонкости– глухости с опорой на осознанный контроль органов артикуляции;
Публикация «Конспект логопедического занятия „В стране звуков, Дифференциация звуков [С], [Ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
– совершенствовать фонематические процессы (звуковой анализ, позиционный анализ звуков);
Коррекционно-воспитательные:
– воспитывать усидчивость, работоспособность, чувство сопереживания.
Оборудование набор карточек – на звуки [Ш], [С], 2 коробочки, суджок пружинки (10 шт,зонтик, палочки, ленточка, снежинки, клей, презентация к занятию.
Ход занятия
–Здравствуйте дети! Я хочу с вами поближе познакомиться и пригласить вас в увлекательную страну звуков! Вы согласны? У меня есть волшебный зонтик с помощью которого мы познакомимся. (открываю зонт) Меня зовут Н. А. (передаю зонт дальше). Теперь каждый из вас будет заходить под зонт и называть свое имя.
- Я очень рада нашему знакомству. Сейчас мы с вами с помощью нашего волшебного зонтика попадем в страну звуков. А что б нам было веселее путешествовать давайте выполним артикуляционную гимнастику
Раз – окошечко открыли.
(открывать широко рот и закрывать его).
Два – мы дудочку купили,
(тянуть губы вперёд «хоботком»).
Три – в улыбке наши губки,
(широко улыбаться, растягивая губы).
На четыре – чистим зубки,
(рот приоткрыть, «чистить» кончиком языка нижние и верхние зубы с внутренней и внешней поверхности).
Пять – мы моем потолок,
(рот открыть максимально широко, проводить широким языком вперёд-назад по нёбу, рот не закрывать).
Шесть – лошадка скок да скок,
(рот держать широко открытым, улыбнуться и медленно щёлкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него, тянуть подъязычную связку).
Семь – варенье очень любим,
(рот открыть и улыбнуться, широким языком облизывать верхнюю губу, при этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать её, втягивая язык вглубь рта, рот не закрывать).
Восемь – горку делать будем,
(рот открыть, спрятать кончик языка за нижние зубы, выгнуть спинку языка).
Девять — дружно мы болтаем,
(широко открыть рот. «Болтать» языком, проводя им вперед-назад по верхней губе: "бл-бл-бл-бл. ")
Десять – ротик закрываем.
(рот закрыть, язык спокойно лежит во рту).
А теперь все дружно возьмитесь за руки и станьте под зонт. (музыка)
Ой, ребята, а нас уже ждут девочки Шипелочка и Свистелочка!
Они приготовили нам загадки! Любите разгадывать загадки? А отгадки предлагаю разделить между девочками Шипелочкой и Свистелочкой. Шипелочка любит звук [Ш], а Свистелочка звук [С].
1. Все в снегу стоят деревья,
Белый на земле ковёр,
На прогулку мы наденем
Этот головной убор. (Шапка)
- Какой первый звук в слове ШАПКА. Правильно Ш, кому подарим? Шипелочке.
2. Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
3. Работяга – … (Самолёт)
- Какой первый звук в лове САМОЛЕТ, правильно С, кому подарим?
Свистелочке.
4. Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это-… (Снегири)
5. Дорожка сшита – связана,
Постирана, разглажена.
Антошу охраняет,
Холод отгоняет. (Шарф)
6. В этом доме этажи
Называют полками,
Тут бельё моё лежит,
Кофточки с футболками. (Шкаф)
7. Ты весь мир обогреваешь,
А усталости не знаешь.
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все – … (Солнце)
- Посмотрите, сколько отгадок получили Свистелочка и Шипелочка. Они предлагаю нам сравнить произношение звука Ш и звука С.
Произнесите звук Ш – какой он? (согласный, твёрдый, глухой, а теперь произнесите звука С (согласный, твёрдый, глухой)
– Правильно, они оба согласные, твердые, глухие. А чем же они отличаются? На этот вопрос нам поможет артикуляционный профиль. Внимательно посмотрите на экран.
– Посмотрите, как располагаются органы артикуляции при произнесении звука С, давайте еще раз его произнесем. При произнесении звука С язык опускается вниз к нижним зубам.
– Посмотрите, как располагаются органы артикуляции при произнесении звука Ш. При произнесении звука Ш язык поднимается вверх к верхним зубам, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку.
- А теперь, определим, какой воздух у Свистелочки (холодный, а у Шипелочки (теплый)
– Молодцы. Правильно.
Ребята, Свистелочка и Шипелочка нам приготовили картинки. Нам их нужно распределить по коробочкам. Назвать какой звук в слове Ш или С, и где он находится: начало слова, середина или конец слова. Со звуком [Ш] кладем в одну коробочку, со звуком [С] в другую. (имя ребенка, куда кладешь свою картинку? в коробочек с каким звуком? где находится звук в слове)
- Шипелочка нам предлагает поиграть.
(Использование Су – Джок шаров)
Раз, два, три, четыре, пять, пальчики хотят играть. (по ходу раздаю мячи)
Мы колечко взяли и на пальчик одеваем.
Раз-пальчик большой он красивый такой.
Два - пальчик указательный очень обаятельный.
Три - пальчик средний он совсем не вредный.
Четыре - безымянный пальчик очень славный.
Пять - мизинчик маленький счастливчик.
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
- Молодцы, ребята, мы с вами размяли пальчики и вспомнили как какого пальчика зовут.
Ой ребята, смотрите, к нам залетела снежинка! (на экране) Мне кажется ей грустно, она одна. (палочки со снежинками) Давайте ей смастерим подружек.
Посмотрите на полочку со снежинкой. Я предлагаю вам превратить эту обычную снежинку в пушистую, воздушную, легкую. Что б снежинки могли летать и красиво парить. (раздаю полочки со снежинкой, нить, вату.)
Показываем как делать: Берем ленточку срываем с одного конца кусочек липкой ленты и клеем на палочку, затем с другого конца так же срываем кусочек липкой ленты и клеем на снежинку. Смазываем снежинку клеем и распределяем равномерным слоем вату по снежинке. Сверху посыпаем
блестками для эффекта.
- А теперь я вам покажу, как можно поиграть с нашими снежинками. Возьмем нашу палочку со снежинкой в руку и начинаем дуть на нее. Посмотрите, как красиво она поднимается в воздух. Чем сильнее будем дуть, тем выше она поднимется. Посмотрите, как много летящих снежинок. Теперь нашей снежинке не скучно, у нее появились подружки. И замела вьюга.
- Спасибо вам, ребята, мы помогли Свистелочке и Шипелочке навести порядок в стране Звуков. Нашли снежинки подружек. Вам понравилось в стране звуков?
Теперь пора возвращаться в детский сад. Давайте все вместе станем под зонтик. Сделаем носом глубокий вдох, и ртом выдохнем на наши снежинки!
Вот мы и в детском саду. Ребята, мне очень с вами понравилось, вы такие замечательные и дружелюбные. Желаю вам творческого успеха и побед.