Асадчая Татьяна
Влияние театрализованной деятельности на развитие чувства ответственности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Под театрализованной деятельностью дошкольников понимается специфический вид художественно-творческой деятельности, в которой участники осваивают доступные средства сценического искусства, и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя, участвуют в подготовке и разыгрывании театральных представлений.
Публикация «Влияние театрализованной деятельности на развитие чувства ответственности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В старшем дошкольном возрасте дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин, замеченных в них недостатков. Дети этого возраста находятся на стадии «переживание – утверждение себя» и иногда проявляют способность к реальному «переживанию – действию». Одним из наиболее эффективных инструментов, помогающих развитию эмоциональной сферы, является театрализованная деятельность, она напрямую связана с развитием нравственных качеств личности. Постепенно, делая выбор в пользу соблюдения нравственной нормы и проявления соответствующего ей нравственного качества, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, ребенок начинает получать удовольствия от того, что поступил правильно.
Театрализованная деятельность формирует опыт навыков нравственного поведения. Это объясняется нравственной направленностью литературных произведений читаемых для дошкольников : в них дошкольники видят доброту, ответственность, смелость. Благодаря восприятию и пониманию литературных произведений, конкретно, анализу поступков литературных героев, которые педагог разбирает при подготовке к театрализованной деятельности, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Это позволяет педагогам оказывать воспитательное влияние на детей.
Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, чему способствует театрализованная деятельность, которая помогает в усвоении норм и правил. Действуя в воображаемой ситуации за другого, ребенок присваивает черты другого и начинает чувствовать себя другим, становится другим не только в игре, но и во взаимоотношении с окружающим его миром.
Участие в театрализованной деятельности побуждает к развитию таких качеств личности, как доброжелательность, стремление совершать добрые поступки; терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность просить прощения и прощать, стремление примирить ссорящихся, не отвечать злом на зло; человеколюбие, уважение индивидуальности и мнения окружающих, ответственность за свое решение; честность, правдивость, справедливость, способность видеть свои недостатки, признавать ошибки; заботливость, чуткость к людям, сострадание, послушание; трудолюбие, бережное отношение к труду других; совестливость, стыдливость, способность слушать «голос совести».
Старшие дошкольники способны понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер. Это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, когда полярные эталоны значимы в моменте соотнесения ребенком себя не только с положительным персонажем, но и с отрицательным. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, имеющим значение не только для него лично, но и для окружающих, что определяется как эмпатия или сочувствие.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты) могут вноситься в содержание праздников и развлечений в детском саду.
Таким образом, театрализованная деятельность учит ребенка нести ответственность за свои действия, проявлять эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким- либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять. Она учит находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и культуру. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности- жизни. Театрализованная деятельность способствует познанию реального мира, приобщению ребенка к нормам и требованиям общества; полноценному, разнообразному развитию личности ребенка, является (при правильно организации проведении) полезным и интересным времяпровождением детей.