Лучший педагог года

Экологические игры в воспитании дошкольника

Александра Одесская Карсеева
Экологические игры в воспитании дошкольника

В экологическом образовании дидактические игры помогают детям уточнить, закрепить, расширить, систематизировать имеющиеся у детей знания о природе, а также дают возможность детям оперировать самими предметами природы (семенами, плодами, овощами, фруктами, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Игра – основное и любимое занятие детей, их работа. В играх часто

сложное становится доступным, непонятное - понятным. Ценность игры как

Публикация «Экологические игры в воспитании дошкольника» размещена в разделах

воспитательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на

коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие

на каждого из детей. Руководя игрой, оказывая влияние на ее содержание,

организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения; воспитатель

воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю,

поступки и поведение в целом.

Организуя жизнь детей в игре, можно формировать у детей не только

игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки и нормы

поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при

правильном руководстве детьми, игра становится школой воспитания.

Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей

переживание ребят, не может не оказать влияние на формирование у них

бережного и внимательного отношения к объектам растительного и

животного мира.

Основу дидактической игры в экологическом воспитании

дошкольников составляет органическая взаимосвязь игровой деятельности и

интересного усвоения знаний о природе.

Дидактическая игра позволяет воспитателю руководить деятельностью

детей, не вставая в позицию учителя, создавать действенную для детей

игровую мотивацию, ставить близкую и понятную для дошкольников цель,

обеспечить вариативность ситуаций, стимулировать активность детей. Таким

образом, педагог получает возможность воспитывать и обучать детей без

назиданий и дидактизма. Это игра познавательная, направленная на

расширение и углубление, систематизацию представлений детей об

окружающем.

Некоторые примеры дидактических игр приведу ниже.

"Что было бы, если из леса исчезли. "

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

-Что бы произошло с остальными жителями?

А если бы исчезли птицы?

А если бы пропали ягоды?

А если бы не было грибов?

А если бы ушли зайцы? и т. д.

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

"Какого растения не стало?"

На столик выставляется 4 или 5 растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают,какое растение пропало. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений.

"Где что зреет?"

На фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной-плоды и листья одного растения (яблоня, на другой- плоды и листья других растений (например листья крыжовника, а плоды груши). Воспитатель задает вопрос: "Какие плоды созреют, а какие нет?" дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

"Угадай, что в руке?"

Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.

"Распределение плодов по цвету"

Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое- с желтым, а третье- с зеленым. Игровой персонаж (например Винни-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, желтую грушу кладет к зеленым плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зеленый (капуста, ярко- красный (помидор) и т. д.

"Вершки-корешки"

Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растет в земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растет на земле- кисти рук опускаются вниз.

"Чудесный мешочек"

В мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д.

Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого на, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

"Кто где живет"

У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей- с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, гнездо, дупло и т. д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного,ребенок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, "поселить" у себя, показав карточку воспитателю.

"Цепочка"

У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой и неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребенок по цепочке называет по одному признаку данного объекта,так, чтобы не повториться. Например, "Белка"- животное, дикое, лесное,рыжее, пушистое, грызет орехи, прыгает с ветки на ветку и т. д.

"Птицы, рыбы,звери"

Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово "птица". Ребенок,поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например "воробей", и бросить мяч обратно. Следующий ребенок должен назвать птицу, но не повториться.

"Летает, плавает, бегает"

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове "зайчик" дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове "карась"- имитируют плывущую рыбу; при слове "воробей"- изображают полет птицы.

Публикации по теме:

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Консультация для родителей «Развитие дошкольника через дидактические игры»Консультация для родителей «Развитие дошкольника через дидактические игры» Консультация для родителей: «Развитие дошкольника через дидактические игры». Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель группы "Ромашка",.

Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника»Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Главная ценность дошкольного возраста – высокая эмоциональная отзывчивость.

Консультация о воспитании папы в жизни дошкольника «Я и папа» к 23 февраляКонсультация о воспитании папы в жизни дошкольника «Я и папа» к 23 февраля В рамках проектной деятельности «Поздравляем наших пап с Днем Защитника Отечества» подготовили для пап консультацию и поздравительное.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Выступление на родительском собрании «Роль и возможности игры в семейном воспитании» Что бы не говорилось о роли воспитания, никто не станет отрицать, что главная роль здесь принадлежит всё-таки семье. В семье ребёнок находится.

Экологические игры для детей осеньюЭкологические игры для детей осенью Игры можно использовать во время прогулки с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, а также при организации осенних развлечений.

Экологические игры для дошкольников «Овощи и фрукты», «Круговорот воды в природе»Экологические игры для дошкольников «Овощи и фрукты», «Круговорот воды в природе» Дошкольный возраст - это благоприятный период для накапливания детьми конкретных чувственных представлений о предметах и явлениях природы.

Экологические игры для дошкольников «Дикие и домашние животные»Экологические игры для дошкольников «Дикие и домашние животные» Становление первоначальных основ экологической культуры происходит в дошкольном детстве. Важным аспектом является формирование у детей понимания.

Экологические игры в младшем дошкольном возрасте Экологические игры в младшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте экологические игры способствуют получению знаний о явлениях природы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологические игры в воспитании дошкольника
Опубликовано: 24 сентября 2022 в 16:54
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД