МААМ-картинки

Проект по театрализации для развития речи младших дошкольников

Надежда Заяц
Проект по театрализации для развития речи младших дошкольников

Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребёнка особенно зависит от его физического состояния и настроения.

Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью. Сосредоточение короткое, внимание малого объёма и непроизвольно, и распределить его в силу возрастных особенностей они не могут. Поэтому организация внимания полностью зависит от внешних факторов, прежде всего от интереса ребёнка к объекту. От умения педагога создать условия для положительного эмоционального состояния детей зависит устойчивость внимания на занятиях. Для этого при обучении используют приёмы наглядности, занимательности, включение сюрпризных моментов.

Публикация «Проект по театрализации для развития речи младших дошкольников» размещена в разделах

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. Они стимулируют активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста : от непроизвольной эмоциональной - у малышей, к интонационной речевой - у детей средней группы и к языковой выразительности речи - у детей старшего дошкольного возраста. Для развития речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучать ещё в раннем детстве. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи.

Обычно в полтора - 2 года дети начинают посещать дошкольное учреждение, и наиболее важной задачей является успешная адаптация ребёнка в детском саду. В соответствии с ней занятия в первой младшей группе мы проводим на развитие коммуникативных качеств: умение общаться со сверстниками, выполнять вместе со всеми простые движения, исполнять песенки, обыгрывать с помощью жестов попевки и небольшие стихотворения. Работая с детьми раннего возраста большое внимание мы уделяется развитию общей моторики, включающей в себя упражнения для крупных мышц. Начинаем планомерную работу по развитию мелкой моторики. Выполняются упражнения по подражанию, благодаря которым, дети овладевают способами действия с предметами, речью, осваивают правила поведения.

Просмотренное вами развлечение представляет собой театрализованное представление, действия которого обыгрывалось с помощью игрушек. Такая форма проведения досуга является универсальным средством гармоничного развития дошкольника и эмоционального взаимодействия ребёнка и взрослого.

Театрализованное представление даёт детям яркие художественные впечатления, учит внимательно следить за развёртывающимся сюжетом, побуждает малышей принять активное участие в действии. Дети имеют возможность потанцевать, помузицировать на шумовых музыкальных инструментах, попеть, поиграть в подвижные и пальчиковые игры. Кроме того, такие досуги решают и познавательные задачи: закрепляют знания о сезонных изменениях в природе, знакомят с повадками домашних и диких животных, учат бережно относится к игрушкам и т. д. На развлечениях особое внимание уделяется физическому развитию детей : включению в них двигательных и общеразвивающих упражнений, привитию навыков правильной ходьбы и бега, умению пользоваться пространством всего зала, развитию общей и мелкой моторики.

Театрализованная деятельность способствует речевому развитию ребёнка, стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, работа по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми). Игровые театрализованные досуги помогают малышам освоить элементарные этические понятия, воспитывают культуру общения и эмоциональную отзывчивость, развивают эстетический вкус.

В раннем детстве несовершенство нервных процессов проявляется в преобладании процесса возбуждения над торможением. Поэтому в данные развлечения включаются задания, несколько ограничивающие активность детей, что создаёт условия для тренировки процесса торможения.

Большую роль в развлечениях играет музыка. Великий русский ученый В. М. Бехтерев в своих трудах по психологии детей раннего возраста отмечал, что с помощью музыки «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормошить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения».

Музыкальный материал, который мы включаем в досуги, тщательно подобран. Это золотой фонд отечественной музыкальной педагогики (произведения Е. Тиличеевой, М. Красева, Т. Попатенко, Е. Макшанцевой, Т. Бабаджан, народный музыкальный фольклор.

В сценарии включаем небольшие стихотворения замечательных поэтов В. Степанова, М. Дружининой, А. Барто, З. Александровой, М. Яснова и многих других, детские потешки и песенки народов мира. Такое внимание к художественному слову неслучайно, так как дети раннего возраста очень любят слушать стихи, их буквально завораживает поэтический ритм. Они с удовольствием повторяют небольшие забавные стихотворения, сопровождая свою речь простейшими движениями.

Развлечения следует проводить, ориентируясь только на позитивные реакции детей. Если дети излишне возбудились или устали, желательно сократить представление. Опыт показывает, что при артистизме, эмоциональности педагога дети прекрасно справляются с полным объёмом работы, сохраняя устойчивость внимания до 30 минут за счёт смены видов деятельности. В двухлетнем возрасте малыши очень любят повторения, поэтому речевой, двигательный и музыкальный материал используется многократно. Это даёт возможность ребятам хорошо усвоить песни, стихи, танцевальные и игровые движения.

Театрализованные развлечения для малышей мы проводим один раз в неделю во второй половине дня.

Театрализованные игры и развлечения позволяют ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.

Таким образом, театрализованные развлечения решают задачи всестороннего развития ребёнка. Известный композитор Д. Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы даёт нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идёт развитие духовного мира детей».

Цель проекта : Развитие навыков монологической и диалогической речи посредством театрализованной деятельности; создать благоприятные условия для детей в ДОУ и реализации задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования через театрализованную деятельность.

Задачи проекта :

1. Создать условия успешной адаптации для детей и их родителей к условиям ДОУ;

2. Приобщать к театральному творчеству посредством применения различных видов театра;

3. Расширить взаимодействие с родителями воспитанников, путем создания творческой мастерской;

4. Привлекать детей к совместной театрализованной деятельности;

5. Формировать представление о различных видах театра;

6. Развивать речь, воображение и мышление;

Ресурсное обеспечение:

•кукольный театр : «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок»;

•настольные театры : «Колобок», «Вол и семеро козлят»;

театр на магнитах : «Репка», «Курочка Ряба»;

•пальчиковый театр : «Курочка Ряба»;

•плоскостной театр : «Теремок», «Колобок»

костюмы к сказке: «Репка», «Теремок»;

•сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам;

дидактические игры: «Мои любимые сказки», раскраски по мотивам сказок «Теремок», «Колобок», «Репка»,»Курочка Ряба»;

Участники проекта :

• воспитатели;

• дети в возрасте 1 – 3 года;

• родители воспитанников;

• музыкальный руководитель;

• инструктор по физической культуре.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап

• выбор темы.

• планирование реализации проекта.

• подготовительные работы педагогов.

Основной этап

• взаимодействие педагогов, детей и родителей.

Итоговый этап

• итоговое мероприятие муз. театрализ. по р. н. с. «Теремок»

• презентация проекта для педагогов ДОУ.

Ожидаемый результат:

•создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и воспитателями;

•формирование умений передавать характер персонажей сказок выразительностью речи, мимикой, жестами;

•пополнение театрального уголка.

Срок реализации проекта – 2 года.

Реализация проекта

Подготовительный этап:

1. Наглядная информация для родителей: «Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста»;

2. Определение целей и задач;

3. Разработка проекта : «По сказочным тропинкам»;

4. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

Основной этап:

1) Для родителей (пополнить уголок различными театрами : настольный, пальчиковый, кукольный, Конкурс поделок, рисунков на тему «В мире сказок. Любимый сказочный персонаж».

Цель: Способствовать активному участию родителей в проектной деятельности. Знакомить с информацией о значении влияния сказки на ребенка.

2) Организация утреннего приема детей (не каждый день) : встреча детей с героями сказок (использование кукольного театра);

3) Знакомство со сказками:

Сказка «Теремок» :

- рассказывание сказки «Теремок» с показом кукольного театра;

- рассказывание сказки вместе с детьми с использованием настольного театра;

- конструирование домиков для животных теремка;

- ряжение в костюмы и драматизация сказки «Теремок»;

- имитационные движения героев сказки и их голосов;

- дидактические игры: «Угадай, о ком говорю», «Кто-кто в теремочке живет?»;

- подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору»;

Сказка «Репка» :

- рассказывание сказки «Репка» с показом кукольного театра;

- рассказывание сказки «Репка» вместе с детьми с показом театра на магнитах;

- лепка «Репка»;

- имитационные упражнения;

- использование раскрасок к сказке «Репка»;

- физкультурное занятие по сказке «Репка». Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в игровом занятии.

Сказка «Курочка Ряба» :

- рассказывание сказки «Курочка Ряба» с показом театра на магнитах;

- рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба» с показом пальчикового театра;

- пение детских песенок «Петушок, петушок…»;

- дидактические игры: «Мои любимые сказки»;

- подвижные игра «Курочка и цыплята»;

Сказка «Колобок» :

- рассказывание русской народной сказки «Колобок» с показом настольного театра;

- лепка, рисование «Колобок»;

- ряжение в маски и драматизация сказки «Колобок»;

- упражнение «Изобрази героя»;

- подвижные игра: «Лиска – лиса»;

- использование раскрасок к сказке «Колобок»;

Сказка «Заюшкина избушка» :

- рассказывание сказки «Заюшкина избушка» с показом кукольного театра;

- конструирование домиков для животных лисы и зайчика;

- ряжение в маски драматизация сказки «Заюшкина избушка»;

- имитационные движения героев сказки и их голосов;

- подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору».

Проведение развлечений в игровой театральной форме 1 раз в неделю без участия родителей. (План смотри в приложении)

В реализации проекта будут затронуты все образовательные области области:

- Театрально – игровая деятельность, наряду с другими видами детской деятельности, позволит ребенку приобретать и демонстрировать начала ключевых компетентностей:

- Коммуникативный – возможность понимать речь других, грамматически правильно строить свою речь;

-Социальный – умение взаимодействовать с другими детьми без посредничества взрослого.

-Здоровье - сберегающий – в самостоятельном регулировании активности, свободном выборе позы, длительности и темпа выполнения.

Взаимодействие с родителями: пополнение театрального уголка; папка – передвижка «Театр как средство развития и воспитания детей»; консультации по вопросам организация домашних кукольных представлений.

Заключительный этап:

1. Выставка совместных работ детей и родителей: «В мире сказок. Любимый сказочный персонаж»

2. Презентация проекта на РМО и на Педсовете в ДОУ;

3. Итоговое мероприятие - показ детьми для родителей музыкальной - театрализованной деятельности по сказке «Теремок».

Цель: Закрепить знания детей о содержании русских народных сказок. Развивать у детей умение с помощью воспитателя повторять наиболее выразительные отрывки из сказки. Создать игровую ситуацию, способствующую формированию эмоциональной отзывчивости, активизировать речь, способствовать раскрепощенности.

4. Фотоотчёт по проекту, размещение на сайте ДОУ (страничка группы «Сказка»).

Итоги проекта :

1. У родителей появился интерес к театру и совместной театрализованной деятельности;

2. Пополнение театрального уголка;

3. В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами пальчикового, настольного театра и театра на магнитах;

4. У детей сформировано представление о различных видах театра.

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Мастер-класс для педагогов: приложение к лэпбуку по развитию речи младших дошкольников «Сумочка со сказками»Мастер-класс для педагогов: приложение к лэпбуку по развитию речи младших дошкольников «Сумочка со сказками» Уважаемые коллеги! Изготавливая «ЛЕПБУК» для родителей, по развитию речи детей младшего возраста, как особую форму организации учебного.

Нестандартное дидактическое пособие «Крышкоград» для развития сенсомоторики младших дошкольниковНестандартное дидактическое пособие «Крышкоград» для развития сенсомоторики младших дошкольников Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами в своих дальнейших публикациях наработками по развитию сенсомоторики у детей младшего дошкольного.

Нестандартные дидактические пособия для развития сенсомоторики младших дошкольников. Часть 2Нестандартные дидактические пособия для развития сенсомоторики младших дошкольников. Часть 2 Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию следующую серию нестандартных дидактических пособий и игр по развитию сенсомоторики.

Нестандартные дидактические пособия для развития сенсомоторики младших дошкольников. Часть 3Нестандартные дидактические пособия для развития сенсомоторики младших дошкольников. Часть 3 Добрый вечер, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию еще одну серию нестандартных дидактических пособий для развития сенсомоторики.

План работы по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» Тема: «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» 2 группа раннего развития Цель: Создание условий для.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Все мы разные» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Презентация «Задания для дошкольников и младших школьников по развитию образной речи, внимания и мышления «Скоро в школу!» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития мышления, внимания, образной.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников»Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по театрализации для развития речи младших дошкольников
Опубликовано: 22 ноября 2020 в 21:41
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД