Папки-передвижки

АВА терапия — формирование навыков адаптивного поведения у детей с ментальными нарушениями

Глушкова Наталья Владимировна
АВА терапия — формирование навыков адаптивного поведения у детей с ментальными нарушениями

АВА терапия-формирование навыков адаптивного поведения у детей с ментальными нарушениями.

Здравствуйте, все неравнодушные! Тема данной статьи с одной стороны простая и во многом понятна, но если вникнуть, то получается, что снова все сводится к индивидуальности ребенка, а здесь как вы понимаете шаблонов быть не может! Все дети разные, а дети с ОВЗ тем более, так как нарушения, их степень, сопутствующие заболевания, уровень развития семьи, особенности воспитания, начало и качество коррекционной работы и многое другое, все это имеет большое значение в вопросе адаптации ребенка в социуме. И только ли про социум может идти речь, когда мы говорим об адаптивном поведении. Давайте попробуем разобраться и выяснить, какие существуют сложности, особенности и приоритетные направления работы в рамках данной темы. Для начала предлагаю обратиться к понятиям, чтобы всесторонне разобрать вопрос, в том числе его научную сторону и терминологию. Адаптивное поведение – модель поведения, предполагающая тактику приспосабливания. Для адаптивного поведения важен ряд предпосылок: сознательное включение человека в деятельность, высокий уровень инициативности, эмоциональный уровень субъекта выше среднего. Адаптивное поведение проявляется со стороны индивида во время его взаимодействия с окружающим миром – чаще всего речь идет о группе людей, в которую попадает данный субъект. В качестве примера можно привести процесс «вживания» нового сотрудника в новый коллектив. Однако адаптивное поведение личности проявляется и в кризисных ситуациях глобального масштаба, будь то природное стихийное бедствие или ядерная война. Механизм адаптивного поведения заключается в преодолении трех основополагающих фаз. Начальная фаза протекает хаотично – в ответ на внешний раздражитель в организме запускаются физиологические процессы, которые требуют напряженной работы органов, вследствие чего организм быстро истощается. Вторая фаза является переходной – на этом этапе организм получает возможность приспособиться к новым условиям, выработав новую систему функционирования. Последняя фаза называется устойчивой или долговременной адаптацией. На этом этапе организм, выработавший ранее подходящую систему, начинает функционировать в

Публикация «АВА терапия — формирование навыков адаптивного поведения у детей с ментальными нарушениями» размещена в разделах

новом режиме, позволяющем экономить энергию. Таким образом, адаптация требует от субъекта не только психологических изменений, но и физиологических предпосылок. Ментальные нарушения – тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего страдает способность к социальному взаимодействию и поведению. У таких детей отмечаются нарушения интеллектуального развития, возникающие на ранних этапах развития. Дети с ментальными нарушениями имеют ряд специфических особенностей, которые проявляются: в отставании сроков и темпе развития; инертности, пассивности, отмечаемых во всех сферах жизнедеятельности ребенка; существенном недоразвитии моторных и речевых функций; несформированности когнитивной деятельности; примитивности интересов, потребностей, мотивов; снижении познавательного интереса; нарушении эмоционально-волевой сферы. Степень проявления этих нарушений варьируется от легких до глубоких форм. Как же формировать это адаптивное поведение, для которого нужен ряд предпосылок, которые, в свою очередь, могут быть на очень низком уровне развития у детей с ментальными нарушениями? Вывод напрашивается один. Нужна работа, направленная на коррекцию и развитие этих предпосылок. А если ребенок с тяжелыми поражениями, которые не поддаются коррекции, то и здесь есть решение – нужно работать с сохранными функциями. Просто родителю важно понимать, что у каждого ребенка будет свой адаптационный путь и своя личная планка успешности формирования адаптивного поведения. Чтобы идти за ребенком, в первую очередь, нужно знать ребенка, при чем со всех сторон, т. к. комплексный подход это один из базовых принципов работы в данном направлении. И чем раньше будет проведена диагностика, тем лучше. К счастью диагностических методик много, к ним можно отнести и наблюдение и сбор заключений узких специалистов, характеристика поведения ребенка в разных ситуациях. Затем желательно со специалистами (невролог, психиатр, дефектолог, психолог, логопед, педиатр, ортопед и т. д.) описать примерную зону ближайшего развития ребенка. И из всех полученных данных можно составить индивидуальную программу развития, в которой основной акцент будет направлен на социально-бытовую адаптацию ребенка и как следствие формирование адаптивного поведения. В специальных коррекционных учреждения и классах, такие программы составляются специалистами, по имеющимся данным о ребенке, после диагностических процедур. Социально-бытовая ориентация это одно из приоритетных направлений работы с детьми с ОВЗ в специальных школах.

Это направление включает в себя и профильный труд, домоводство, развитие навыков самообслуживания и занятия на развитие коммуникативной и личностной сферы ребенка, сенсомоторное развитие, развитие высших психических функций и многое другое. Учреждениями организуются и проводятся выездные мероприятия, направленные на взаимодействие с социальными объектами (ЖД станции, почта, отдел полиции, аптеки и больницы, магазины и сферы питания и т. д.) Адаптивное поведение – это не только умение спросить как доехать до вокзала, это каждый маленький шаг, на пути к самостоятельной жизни. Да, коммуникативные навыки, умение ориентироваться в окружающем мире, владение навыками самообслуживания это важно для адаптации, но я считаю, что такие умение как ждать своей очереди, справляться со страхом или даже начать кушать то, что никогда не ел, это тоже адаптивное поведение и развивать их соответственно можно и нужно всем, не только детям с ментальными нарушениями. И я думаю, что вывод можно сделать один, думать и предполагать по нужности тех или действий направленных на адаптацию можно сколько угодно, главное начать это делать, радоваться даже маленьким успехам и понимать вот он путь формирования адаптивного поведения моего ребенка. И я не устану приводить в пример судьбу Ника Вуйчича, родители которого создали пространство для его развития, для формирования тех самых приспособленческих навыков. Родители которого верили в него и много трудились вместе с ним, а могли бы до сих пор чистить ему зубы, возить на коляске и сокрушаться о его ограниченных возможностях, которые на самом деле оказались намного БЕЗГРАНИЧНЕЕ, чем у большинства людей с руками, ногами и высоким IQ! Что касается детей с серьезными ментальными нарушениями, то все вышеперечисленное им нужно не меньше чем другим детям с другими видами ограничений. И к счастью, сейчас существуют программы, которые призваны помогать детям и родителям в работе по формированию адаптивного поведения. Одной из них является мой фаворит, это поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis). АВАтерапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.

В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет. При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно дватри не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков. В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов, "покажи, как ты. ", местоимения, ответы на вопросы "Что?", "Кто?", "Где?", "Когда?", "Как?", употребление "да" и "нет", и других. Среди программ более высокого уровня - "Скажи, что будет, если. " (предугадывает исход действия, "Расскажи историю", "Делай как (имя сверстника)", "Позови (имя сверстника) играть". В АВАтерапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,53,5 лет, дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых. В раннем возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, так как такое поведение еще не успело закрепиться, а взрослому проще справиться с ребенком в случае направленной агрессии или самоагрессии ребенка с аутизмом. Программа раннего вмешательства должна быть интенсивной - от 30 до 40 часов в неделю, чтобы ребенок смог усвоить необходимые навыки поведения и преодолеть отставание в развитии. Специалист по АВА первоначально определяет поведенческую проблему ребенка, затем проводит "измерения" (изучает и наблюдает поведение, в результате которых производится оценка и вырабатывается стратегия обучения ("вмешательство").

Во время обучения по системе АВА с ребенком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт, а контроль осуществляет супервизор - специалист по методике. Специалисты последовательно занимаются с ребенком на протяжении двухтрех часов (делая за это время пятьшесть программ, на протяжении одного дня с ребенком могут последовательно работать дватри специалиста, и ребенок получает пятьшесть часов в день. Все действия по программам записываются в общий журнал работы с ребенком, координируя действия специалистов. AВА может выполняться на дому, в учебном заведении, в детском кружке. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми - в маленьких группах (дватри человека) и больших (пятьдесять человек). Количество часов в учебной программе может варьироваться в зависимости от потребностей и возможностей. Среднее количество часов в программе АВА - 20 часов в неделю. Минимальное количество часов в АВАпрограмме - шесть часов в неделю, максимальное - 40. Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой часть команды работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки, которые он выучил в программе. Для детей дошкольного возраста вне зависимости от уровня развития навыков рекомендуется обучение в системе спецобразования. Обучение на дому может быть ограниченной средой, в которой ребенок не сможет выучить такие важные навыки, как нахождение в группе сверстников, обучение в группе, общение с различными людьми. Частично обучение может остаться индивидуальным, в особенности для детей с низким уровнем речевых навыков или для детей, которые ранее не обучались и не научились взаимодействовать со взрослыми. При всей строгости обучающей программы методика АВА подходит для тяжелых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжелых форм интеллектуальной недостаточности. Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребенка не поддается контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребенок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания. Конечная цель АВА - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.

Друзья, подводя итоги, хочу написать следующее. Во многом успех адаптации зависит от родителей ребенка с ментальными нарушениями, а не от количества сопутствующих заболеваний или глубины поражений. Мы с вами выяснили, что специалисты есть и эффективные программы тоже существуют. Будьте реалистами с позитивным настроем и делайте, то, что в ваших силах. Если родитель вовремя признал проблему, сформировал вокруг команду помощников, верит в своего ребенка, исключил из детско-родительской жизни гиперопеку и преувеличенные страхи, если он трудится и умеет радоваться каждому маленькому успеху, то у его ребенка обязательно будет происходить его личная стабильная и успешная адаптация в его ближайшем окружении, а значит и в нашем огромном, прекрасном мире!

Публикации по теме:

Арттерапия как средство реабилитации инвалидов детства с ментальными нарушениямиАрттерапия как средство реабилитации инвалидов детства с ментальными нарушениями Данная тема несёт в себе здоровьесберегающие технологии и принципы доступной среды для инвалидов. Как художник, педагог, часто рассматриваю.

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Формирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогахФормирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах Формирование у школьников навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах реализуется путем решения следующих задач: • усвоение.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Кулинарный мастер-класс в социально-реабилитационном центре для молодых инвалидов с ментальными нарушениямиКулинарный мастер-класс в социально-реабилитационном центре для молодых инвалидов с ментальными нарушениями Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию кулинарный мастер- класс, проведённый мною в социально- реабилитационном центре.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Занятие по изобразительному искусству для молодых инвалидов с ментальными нарушениями «Народные промыслы родного края»Занятие по изобразительному искусству для молодых инвалидов с ментальными нарушениями «Народные промыслы родного края» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Как у художника, педагога и народного мастера у меня возникла мысль создать серию занятий, посвящённых.

Занятие по изодеятельности «Изготовление объёмной игрушки из бросового материала» для инвалидов с ментальными нарушениямиЗанятие по изодеятельности «Изготовление объёмной игрушки из бросового материала» для инвалидов с ментальными нарушениями Цель — Развитие пространственного и образного мышления у воспитанников с ОВЗ. Развитие навыков конструирования, знание геометрических форм.

Занятие по изодеятельности «Плешковская и чернышенская игрушка» для инвалидов с ментальными нарушениямиЗанятие по изодеятельности «Плешковская и чернышенская игрушка» для инвалидов с ментальными нарушениями Здравствуйте, уважаемые коллеги- педагоги! В предыдущих записях блога я опубликовал конспекты занятий по Плешковской и Чернышенской игрушке,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
АВА терапия — формирование навыков адаптивного поведения у детей с ментальными нарушениями
Опубликовано: 22 июля 2020 в 15:04
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД