Получи документы

Конспект занятия «Автоматизация звука [р] в открытых слогах и словах с ними»

Елена Корниенко
Конспект занятия «Автоматизация звука [р] в открытых слогах и словах с ними»

Цель урока – закрепить навыки правильного произношения звука [р] в открытых слогах и словах с ними.

Задачи урока:

- закрепить навыки согласования существительных с числительными;

- упражнять в образовании родственных слов, а также прилагательных от существительных;

- формировать умение пересказывать текст с опорой на картинку, кратко и точно выражать свои мысли;

- развивать артикуляционную и мелкую моторику, правильное дыхание;

- развивать зрительное и фонематическое восприятие, внимание, мышление;

- воспитывать самоконтроль за речью, интерес к достижению результата.

Публикация «Конспект занятия „Автоматизация звука [р] в открытых слогах и словах с ними“» размещена в разделах

Оборудование: рисунок профиля артикуляционного уклада для звука [р], предметные картинки, зеркало, звуковая дорожка, игрушечная машинка, камешки «Марблс», иллюстрация к рассказу К. Д. Ушинского «Рыжик», части пазла со слогами.

Предварительная работа:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Дыхательная гимнастика.

4. Уточнение артикуляционного уклада звука [р].

Речевой материал:

1. Стихотворения для проведения артикуляционнной и пальчиковой гимнастики.

***

Если выполним зарядку –

Звуки будут все в порядке!

Губки улыбаются-

Зарядка начинается!

Чашечка

Чашечка широкая,

Чашечка глубокая.

Чашку чая наливаю-

Маму с папой угощаю.

Индюк

Вот индюк стоит болбочет,

Он, наверное, кушать хочет.

Или может он ворчит-

У него сердитый вид.

Часики

Тик-так, тик-так,

Ходят часики — вот так.

Стрелка стрелку догоняет.

Наше время отмеряет.

Качели

Вверх и вниз легко несусь.

Маляр

В дом маляр к нам приходил

Потолки все побелил.

Язычок я поднимаю-

Словно кисточкой махаю.

Лошадка

Звонко цокают подковы

Пыль стоит столбом.

На лошадке скачет Вова-

Радует всех кругом.

Барабан

Бум-бум, бам-бам,

У меня есть барабан.

Я в него весь день стучу

Барабаню, что хочу.

Грибок

Широкая шляпка

И крепкая ножка.

Хороший грибок

Положу я в лукошко.

Гармошка

Я играю на гармошке

У прохожих на виду.

Язычок прилип к нёбу-

Отлепить я не могу.

Пулемёт

Автоматчик будешь ты

Т-т-т произноси.

Быстро пули выпускай,

Метко в цели попадай.

***

Раз, два, три, четыре,

Пальцы крестиком сложили

Крестик раз, крестик два –

Очень ловкая игра!

2. Слоги и слова.

Ра-ра-ра – рак ры-ры-ры-рыба ро-ро-ро-рот

Ра-ра-ра-рама ры-ры-ры-рысь ро-ро-ро-ров

Ра-ра-ра-радуга ры-ры-ры-рынок ро-ро-ро-роза

Ра-ра-ра-ракета ры-ры-ры-рыбак ро-ро-ро-робот

Рама, мама, лама нога, розы,козы Тома, дома, ручка

Тучка, рыба, Рома руки, лук, косы рысь, высь, рынок.

3. Предложения.

У Раи барабан. У Ромы гитара. У Ромы огород.

У Ромы барабан. У Раи гитара. У Раи огород.

4. Рассказ К. Д. Ушинского «Рыжик».

Был у Рыжухи жеребёнок. Жеребёнок был рыжий-рыжий. И Жора назвал его Рыжиком. Рыжик был маленький, слабенький и еле держался на своих тоненьких ножках. Жора любил Рыжика, жалел его, ухаживал за ним. Когда Рыжик подрос, Жора стал водить его на лужайку. Рыжик бегал по лужайке, а потом ложился отдыхать под стожок. В жару Жора водил Рыжика купаться. Рыжуха купалась сама. А Рыжика купал Жора.

5. Стихотворение для дидактической игры.

Барашек, барашек

Покажи рога

Дам тебе я сахару

Кусочек пирога

Кто я?

6. Стихотворение для физминутки.

Рано-рано поутру

Я скачу как кенгуру

Так я весело скакал,

Что немножечко устал.

7. Стихотворение для заучивания.

Тара-тара-тара-ра! Поднимайся, детвора!

Поднимайся, детвора – в детский сад идти пора!

Туру-туру-туру-ру! Поднимаем детвору.

Поднимаем детвору – туру-туру-туру-ру!

Тыры-тыры-тыры-ры! Нету дома детворы!

Используемые технологии (методы) :

1. Отражённое проговаривание.

2. Пересказ с опорой на картинку.

3. Дидактическая игра.

4. Работа с шариками «Марблс».

5. Складывание пазлов.

6. Декламирование стихотворений.

План занятия :

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Дыхательная разминка.

4. Уточнение артикуляционного уклада звука [р].

5. Работа с речевым материалом.

6. Физминутка.

7. Подведение итогов.

Ход занятия:

1. Комплекс артикуляционной гимнастики для звука [р].

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Дыхательная гимнастика

Упр. «Повороты» (по Стрельниковой)

И. п. – то же. Повороты головы направо и налево. Короткий, шумный, быстрый вдох носом делать в конечной точке каждого поворота (крылья носа слегка втягиваются и сжимаются).

4. Уточнение артикуляционного уклада звука [р]. Показать рисунок артикуляционного уклада для звука [р]. Принять положение артикуляционных органов, как показано на рисунке и по подражанию учителю.

• Губы раскрыты, нейтральны.

• зубы разомкнуты.

• Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

• Широкий кончик языка понят к альвеолам и вибрирует.

5. Произнести звук [р] длительно на одном выдохе громко, тихо и шёпотом. Используем звуковую дорожку или движение игрушечной машинки по заданной траектории.

6. Произнеси слоги и слова. Для разнообразия занятия рекомендуется использовать шарики «Марблс» или разноцветные стелкянные камешки. Выкладывать их по контуру геометрических фигур или выкладывать дорожку.

7. Запомни и повтори слова со звуком [р]. Ребёнок отражённо повторяет за логопедом слова с опорой на предметные картинки: рама, мама, лама и т. д.

8. Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами : рыба, рыбак, рыбка. Счёт от 1 до 10 и обратно можно сопровождать выкладыванием стеклянных камешковили камешков «Марблс» (нанизывание колец пирамиды, складывание кубиков один на другой, перебирание бусов и т. д.).

9. Измени предложения по образцу: У Ромы барабан – Это Ромин барабан. Ребёнку показываются картинки Ромы и Раи.

10. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Рыжик». Показать предварительно детям иллюстрацию к рассказу. Они внимательно слушают, а затем пересказывают.

8. Дидактическая игра «Барашек»

На стуле сидят спиной к детям водящий. Остальные по очереди подходят и произносят стишки. Кого узнали, тот заменит барашка.

11. Закончи слова каждой колонки одним из слогов ра, ро, ру или ры. Используем игру «Пазл». Ребёнок подбирает к слогу необходимый слог для получения слова.

но- пе- ша- впо-

го- ско- го- кенгу-

ды- вед- но- поут-

жа- озе- кома- в го-

12. Физминутка

Строки стихотворения сопровождаем соответствующими движениями с опорой на зрительный показ.

13. Ребёнок читает стихотворение либо самостоятельно либо отражённо за логопедом. Стихотворение сопровождаем ритмичным маршированием.

Список используемой литературы:

1. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука р у детей 5-7 лет – М. : Издательство ГНОМ, 2016. – 48 с.

2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения – М. : Издательство ГНОМ, 2014. – 216 с.

3. Нищева Н. В. Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков [л], [л’], [р], [р’] – СПб. : Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 23 с.

4. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми – М. : Издательство ВЛАДОС, 1994. – 344 с.

Публикации по теме:

Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях «Путешествие на чудный остров» Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности: Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях «Путешествие.

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Тема: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах. Форма занятия: подгрупповая, старшая группа. Цель: автоматизировать звук [Ш] в слогах и.

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Конспект индивидуального занятия. Тема: Звук Ш Этап: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах Задачи: 1. Развивать артикуляционную моторику.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними»Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними» Цель:автоматизировать звук [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять.

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука Ш в слогах и словах» Составила : Учитель-логопед.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Образовательные: - закреплять правильное произношение звука [л].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях» Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук.

Конспект логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях» Цель: - закрепить правильную артикуляцию при произнесении звука [Ч ]; - автоматизация этого звука в слогах, словах, предложениях; - учить.

Конспект занятия по автоматизации звука Л в слогах и словах «Поможем дедке вытащить репку»Конспект занятия по автоматизации звука Л в слогах и словах «Поможем дедке вытащить репку» Задачи: 1. Автоматизировать звук Л в слогах и словах. 2. Развивать фонематический слух. 3. Развивать навык звукового анализа слова. 4.

Конспект занятия «Закрепление звука [В] в слогах и словах» Цель занятия: автоматизация звука [В] в слогах и словах. Задачи: - Закреплять правильное произношение звука [В] в слогах ВА, ВО, ВУ и словах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Автоматизация звука [р] в открытых слогах и словах с ними»
Опубликовано: 15 марта 2021 в 10:28
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД