Валентина Ряднина
Конспект занятия «Автоматизация звука [с]. Знакомство с буквой С»
▼ Скачать + Заказать документы
Автоматизация звука [с]. Знакомство с буквой С
МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад «Колокольчик»
6636160 с. Кожевниково Томской области ул. Октябрьская 57 т. 8(38244) 22634
Тема: «Автоматизация звука [С] в слогах,
словах. Знакомство с буквой С»
Старшая группа
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Автор : Ряднина Валентина Ивановна
–учитель- логопед.
2016г
Тема: «Автоматизация звука [С] в слогах, словах. Знакомство с буквой С.»
Публикация «Конспект занятия „Автоматизация звука [с], Знакомство с буквой С“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Цель: Развитие правильного произношения звука [С] в ходе обогащения словаря. Знакомство с буквой С.
Задачи:
Коррекционно-обучающиее:
1) Формировать правильное произношение и артикуляцию звука [С];
2) Формировать умения пользоваться профилем при анализе характеристики звуков;
3) Формировать понятия «звук», «буква», «слог», «слово»;
4) Развивать (активизация) словарный запас.
5) Формировать умение чтения слогов, слов;
Коррекционно - развивающие:
1) Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
3) Развивать зрительное и слуховое внимание и память, мышление, творческое воображение;
4) Развивать речевое дыхание;
5) Развивать сенсорные (тактильные) ощущения;
Коррекционно - воспитательные:
1) Формировать положительную установку на участие в занятии;
2) Формировать навыки общения, взаимодействия, чувства доброжелательности;
3) Формировать ответственное отношение к выполнению задания;
Словарная работа
Существительные: суслик.
Материалы и оборудование
1. Презентация
2. Мультимедийное оборудование.
3. Простые карандаши (4 штуки)
4. Грецкие орехи в скорлупе
5. Набор «Определение позиции звука в словах»
6. Набор картинок со звуком [С], [Сь]
7. Листы бумаги с нарисованным кругом (5 штук)
8. Ножницы детские (5 штук)
9. Листы с буквой С и другими буквами (5 штук)
10. Логопедическое лото на заданный звук [С]
12. Зеркала индивидуальные (4 штуки)
Предварительная работа:
Коррекция произношения звука [С].
Развитие фонематического восприятия и представления.
Знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, работа с предложением, звуковой анализ слов.
Закрепление обобщающих понятий «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Животные».
Планируемые результаты:
-Ребенок сформировал длительную воздушную струю.
- Ребенок закрепил артикуляционный уклад звука [С].
-Ребенок закрепил произношение звука [С] в слогах, словах.
-Ребенок умеет выделять звук [С] в слогах, словах.
-У ребенка развита мелкая моторика.
-Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
- Сформировано понятие звук-буква
-Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности
-У ребенка складываются предпосылки к учебной деятельности: умение читать слоги, слова.
Этапы Цели Ход занятия Действия детей
I. Организационный момент
Организовать детей на познавательную деятельность. -Дети, давайте встанем в круг и поприветствуем себя.
-Возьмитесь за руки, по очереди тихо пожмите руку соседа и скажите слова приветствия: “Здравствуй….Я рада тебя видеть. ”
Ты и я, ты и я (Показываем указательным пальцем друг на друга)
Вместе дружная семья (Обнимаем друг друга за плечи)
Вместе мы играем (Хлопаем в ладоши)
Вместе и считаем (показываем, как считаем)
Вместе и везде
Друг другу помогаем. (Хлопаем в ладоши) Дети выполняют приветствия и действия со считалкой, настраиваются на совместную работу.
II. Вспомним главное правило речи Каждый день, всегда, везде
На занятиях в игре.
Громко, четко говорим
Никогда мы не спешим.
Дети дважды проговаривают это стихотворение
III. Вступление Сегодня мы будем играть со звуком [с] и продолжать учиться правильно его произносить. Чтобы правильно и красиво проговаривать звуки надо немного размять язычок. Дети слушают
IV. Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Хоботок», «Заборчик», «чашечка», «чистим зубки», «лошадка», «грибочек». Дети выполняют артикуляционную гимнастику (перед зеркалом)
V. Работа над мелкой моторикой Массаж пальцев и рук с помощью карандаша.
Массаж пальцев и рук с помощью грецкого ореха. Дети выполняют массаж.
VI. Пальчиковые упражнения Показать руками: стул, замок, цепь, козу, филина, птичку. Дети выполняют пальчиковые упражнения
VII. Развитие внимания, мышления.
Подготовка язычка к произнесению звука [С]
Игра: Я произношу фразы, а вы отвечаете
"И я" или "Не я". Не забудьте широкий язычок прижать к нижним зубам.
- Я люблю кормить животных.
- Я люблю гладить котенка.
- Я покормлю щенка мышкой.
- Я посажу в клетку жеребенка. Дети внимательно вслушиваются и отвечают: «И я» или «Не я» в зависимости от фразы.
VIII. Подготовка речевого аппарата к произнесению звука [С].
Постановка дыхания. Вышли мы на улицу, а там дует холодный ветер. Губы в улыбке, широкий язык лежит на нижней губе. Вдох делаем через нос, дуть на кончик языка. (поднести тыльную сторону ладони, ощутить "холодный ветерок"). Дети делают нужный уклад речевого аппарата и дуют на кончик языка.
v. Введение в тему занятия.
Работа с профилем звука
Давайте вспомним, как располагаются губы, зубы, язык, когда мы проговариваем звук [С].
(Зубы сближены, губы растянуты, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута.
Голосовые связки отдыхают,
горло не дрожит.
Звук [С] –согласный, твердый, глухой. Обозначается синим цветом)
Произносят звук [С]
Анализируют расположение органов артикуляции.
Работа с зеркалом
VI Сообщение темы и цели занятия. Мотивация к познавательной деятельности Ребята, вы знаете, кто такой суслик?
- Суслик – это такой зверек, который живет в длинной норе с большим количеством кладовых, куда он делает себе запасы на зиму. Давайте поможем ему сделать запасы, его детки тоже любят поиграть с игрушками и покушать разные вкусные лакомства.
Но положить про запас можно только те предметы, в которых есть звук [С]. Ответы детей
-Давайте.
VII Автоматизация звука [С] в словах, классификация предметов по наличию твердости, мягкости согласного. Суслик очень аккуратный зверек и любит во всем порядок. Нужно разложить картинки – предметы, в которых [С] твердое кладовую направо,
[С] мягкое -в левую кладовую
Слова - картинки: киска, маска, каска, миска, паста, сено, салют, сеть, тесьма, семь, сапоги и др.)
Логопед следит за правильным произношением Слайд
Дети раскладывают картинки, затем зачитывают, называя их.
VIII Умение определять позицию звука в слове. Развитие фонематических представлений – Давайте определим, где спрятался звук [С]. Предлагаю серию картинок: ананас, глобус, автобус, сом, лиса, сундук, носок.
Мы уже знаем, что звук [С] может быть и мягким? Давайте определим позицию звука[Сь] в словах.
Предлагаю серию картинок: семь, такси, гусь, беседка, письмо, сито. Раздаются пособия-карточки для определения позиции звука в слове.
Дети ставят фишку на начало, середину или конец каточки, в зависимости от позиции звука.
IX Профилактика дисграфии Паук сплел паутину на входе в кладовую суслика и не видно, что же там лежит, и предметы запутались в паутине, назовите эти предметы, помогите суслику. Дети называют предметы
Х Закрепить правильную артикуляцию звука [С] Слушай и запоминай,
И красиво называй:
Все слова со слогом СА
- ПОЛОСА, КОСА, ОСА
Все слова со слогом СО-
СОНЯ, СОДА, КОЛЕСО. Дети проговаривают
чистоговорки
XI Физминутка «Солнышко лучистое»
Мультимедийная физминутка под песню «Солнышко лучистое» Дети выполняют танцевальные движения в такт музыки
XII Знакомство с буквой С. На что похожа буква С
Нарисуем полукруг –
(Взять лист бумаги с нарисованным кругом, сложить ее так, чтобы круг был бы разделен пополам, разрезать лист ножницами, получим букву С, закрасим ее.
Беседа о правилах обращения с ножницами.
Обратить внимание детей, что рожки буквы С направлены вправо.
Ребята, а чем звук отличается от буквы? Дети закрашивают круг и делят его пополам.
Звук мы слышим и говорим, а букву видим и пишем.
XIII Закрепление зрительного образа буквы С Найди и подчеркни букву С.
Дети работают в парах.
Раздать листы, где напечатаны разные буквы, следует подчеркнуть только буквы С. Дети работают в парах, подчеркивают буквы С
XIV Дермолексика Нарисуйте букву С на своей руке, на руке своего друга, на спине друга Слайд
ХV Закрепление произношения слов со звуком «С» Ребята, а в слове суслик есть звук [С]?
Суслик ложится в спячку на зиму, с нами прощается, у него много разных запасов, а мы поиграем в логопедическое лото.
Логопедическое лото на звук [С]. Дети играют в логопедическое лото, четко проговаривая слова со звуком «С»
ХVI Чтение слогов и слов Прочитайте слоги и слова:
Ас-са Ос-со Ис-си Ус- су
Нос, сон, ус, сито, косит. Дети читают хором с логопедом, затем выборочно по одному.
ХVI Гимнастика для глаз
«Солнышко лучистое»
Ребята, сейчас внимательно следим за солнышком и другими предметами только глазами, не поворачивая головы. Дети следят глазами за движущимися предметами
XVII Понятие справа, слева, под. Логопед задает вопрос:
-Что находится справа от сумки?
- Что находится слева от сумки?
-Кто находится под сумкой? Дети отвечают
XVIII Итог занятия
Оценка работы
Молодцы, Вы сегодня очень хорошо играли!
– Какой звук мы сегодня повторяли?
-Правильно звук [С].
А с какой буквой мы познакомились?
Теперь закройте все глаза, а я поглажу по головке того, кто хорошо занимался.
Мы играли со звуком [С].
Мы познакомились с
буквой С.
Дети закрывают глаза, анализируя свою работу, и ждут, как их работу отметят.
XIХ Рефлексия
А сейчас встанем все в круг, протянем руки в центр круга, соединим их, тихо постоим с закрытыми глазами и почувствуем себя теплым солнечным лучиком.
–. Спасибо всем за работу!
До свидания. Дети тихо стоят в кругу с закрытыми глазами и представляют себя солнечными лучиками