МААМ-картинки

Программа дополнительного образования по ознакомлению с художественной литературой «Почитай-ка»

Елена Буторова
Программа дополнительного образования по ознакомлению с художественной литературой «Почитай-ка»

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №332 Красноармейского района Волгограда»

Адрес: 400112, г. Волгоград, ул. Пролетарская,37;

тел. : (8442) 67-65-08; тел. /факс 67-46-36; e-mail : sad-332@mail.ru

ИНН/КПП 3448017193/ 344801001 ОГРН 1033401199149

Авторская программа дополнительного образования

по ознакомлению с художественной литературой

«Почитай-ка»

Публикация «Программа дополнительного образования по ознакомлению с художественной литературой „Почитай-ка“» размещена в разделах

с детьми подготовительной группы

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №332 Красноармейского района Волгограда»

Автор: Буторова Елена Валериановна

учитель – логопед

Волгоград 2019

Содержание

1. Пояснительная записка …3

2. Тематическое планирование ….…. 6

3. Результаты апробации программы ….14

4. Диагностика результатов освоения программы ….…15

4. Методическое обеспечение программы …. …16

5. Материально-техническое обеспечение ….16

5. Литература …. ….17

1. Пояснительная записка.

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное воспроизведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако, чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают дети.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения.

В круг детского чтения входят:

• произведения устного творчества русского народа и народов мира;

• классическая детская литература (отечественная и зарубежная);

• современная литература (русская и зарубежная).

Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения, рассказа и других произведений художественной литературы.

Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. У них воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности, выразительности, меткости и образности. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.

Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Основная задача взрослого – прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух; способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи; воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихов.

У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьезной книги. Поэтому нужно первоначально сформировать умение ребенка грамотно слушать то, что ему читают, чтобы впоследствии сформировался грамотный читатель.

«Еще в 1960 году английским писателем Д. Б. Пристли было замечено, что готовые зрительные образы не содействуют развитию собственной способности создавать, образно мыслить. Это обедняет человека духовно, не пробуждает творческой энергии, дает готовые поведенческие штампы, причем зачастую далеко не лучшие их образцы. Но мы не имеем права лишать ребенка всего того, что создано технической мыслью нашего века. Нужно привлечь в союзники как можно больше технических средств, при ознакомлении с художественной литературой» (З. А. Гриценко // Дошкольное воспитание № 4 2000, стр. 41).

В настоящее время возник удивительный парадокс: на книжных развалах, в книжных магазинах появилось множество красочных интересных книг для детей, но в большей мере они не востребованы, так как родители скорее купят новый диск с нашумевшим разрекламированным мультфильмом, чем детскую книгу. Объяснение этому факту тоже есть – книгу придется читать, тратить свое время, что-то разъяснять ребенку, а с диском малыш общается самостоятельно.

Традиционно проблема формирования грамотного читателя считалась школьной проблемой, но сегодня почти все дети, идущие в школу, умеют читать. Поэтому мной была разработана примерная тематика дополнительной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой. Здесь проводится непосредственно образовательная деятельность ознакомительного, познавательного направления, включающая в себя интеграцию художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности. НОД в кружке проводится один раз в две недели во второй половине дня по подгруппам. Тематика составлена по временам года, сезонным, общественным явлениям. Старались охватить как можно больше жанров и форм литературных произведений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Программа нацелена на решение следующих задач:

• Данная программа имеет социально-педагогическую направленность.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей.

• В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка.

Актуальность программы.

Актуальность программы заключается в том, что программа строится с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников, учитывает тенденции модернизации российского образования. Программа основывается на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении. В процессе воспитания и обучения дошкольников осуществляется их разностороннее развитие. Данная программа актуальна для детей дошкольного возраста еще и тем, что необходимо с самого раннего возраста приобщать детей к чтению художественной литературы. Ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, очеловечивает сердце, обогащает внутренний мир человека. Программа адаптирована с учетом особенностей восприятия детей дошкольного возраста.

Педагогическая целесообразность программы :

Данная программа педагогически целесообразна, так как в процессе ее реализации, обучающиеся познают прошлое, настоящее и будущее мира, учатся анализировать. В детях закладываются нравственные и культурные ценности, формируется целостная картина мира.

Цель программы :

• формирование интереса и потребности в чтении у детей дошкольного возраста;

• развитие эмоциональной отзывчивости на произведения детской литературы;

• приучить детей к мысли о том, что чтение – это не просто развлечение, это-труд, разминка для ума; что над произведением надо подумать.

Задачи программы :

• расширение круга читательских интересов дошкольников, знакомство с высокими образцами литературы (воспитание разностороннего читателя);

• формирование готовности к рациональному выбору книг (воспитание разборчивого читателя);

• формирование готовности к полноценному восприятию прочитанного (воспитание вдумчивого, заинтересованного читателя);

• формирование готовности к адекватной оценке прочитанного (воспитание критически мыслящего, творческого читателя);

• активизация и обогащение словарного запаса дошкольников; повышение культуры речевого общения;

• развитие творческих способностей при постоянном общении с книгой в ролевых играх, сценках, выразительном чтении стихов;

• воспитание любви и бережного отношения к книге.

На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приёмы; интегрированные формы организации занятий. Отличительной особенностью программы является выделение для каждого возраста специфического акцента в содержании образования, который тесно связан с психологическими особенностями ребенка.

Программа разработана на один год обучения. Возраст детей: 6-7 лет (1 занятие в неделю, длительность занятия – 30 минут).

Формы и режим занятий.

Продолжительность занятий составляет 30 минут, занятия проводятся по подгруппам. Количество детей в группе 15 человек.

На занятиях используются следующие методы организации педагогической деятельности:

• наглядные (демонстрация наглядных пособий);

• практические (заучивание стихотворений, пересказ, ответы на вопросы);

• игровые (игры-драматизации, игры-инсценировки, пальчиковые игры);

• словесные (рассказ педагога, беседа, чтение художественных произведений).

Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.

2. Тематическое планирование

№ п/п Тема занятия Цель

СЕНТЯБРЬ

1. Чтение «Первый день» А. Алексин.

- Учить эмоционально воспринимать содержание рассказа, осмысливать содержание прочитанного;

- Закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров;

- Формировать оценочное отношение к героям произведения.

2. Знакомство с творчеством А. С. Пушкина. - Познакомить с творчеством великого русского поэта.

- Вызвать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать другие произведения А. С. Пушкина.

- Учить читать наизусть отрывок из поэмы «Евгений Онегин» («Уж небо осенью дышало»).

3. Нанайская народная сказка

«Айога» (чтение и пересказ). - Учить понимать образное содержание сказки; понимать и оценивать характеры персонажей;

- Закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений;

- Продолжать развивать интерес к художественной литературе.

4. Чтение «Дюймовочка» Г. Х. Андесен. - Уточнить знания детей о творчестве датского сказочника Г. Х. Андерсена;

-Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (эпитеты и сравнения);

- Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.

ОКТЯБРЬ

1. Чтение былины «Илья Муромец и Соловей разбойник». - Познакомить с жанровыми особенностями литературных произведений.

- Учить понимать главную мысль былины; придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании; использовать средства связи частей предложения рассказа.

2. Заучивание стихотворения И. Варава «Хлеб». - Знакомить детей с произведением поэтов родного края.

- Побудить к размышлению о том, зачем одни люди сочиняют, а другие с удовольствием слушают и запоминают стихи.

- Выяснить, какие стихи дети помнят, как их читают.

3. Чтение «Чудесное яблочко» обр. Елисеевой. - Учить понимать образное содержание сказки, характеры героев;

- Учить оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку;

- Развивать связную речь детей.

4. Чтение «Осенью» М. Волошин.

- Помочь почувствовать красоту описанной в стихотворении природы;

- Закрепить знания о различиях стихотворного и прозаического жанров;

- Воспитывать умение внимательно слушать, высказывать свое отношение к содержанию.

НОЯБРЬ

1. Чтение М. Зощенко «Великие путешественники». - Познакомить с литературным произведением М. Зощенко.

- Учить определять характер персонажей; связно пересказывать литературный текст;

- Развивать умение полно и точно отвечать на вопросы.

2. Чтение сказки П. Ершова «Конек – Горбунок». - Уточнить понятие о жанровых особенностях сказки.

- Учить передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах.

- Помочь понять мотив поступков героев.

3. Чтение, заучивание «Лучше нет родного края» П. Воронько.

- Развитие интереса к художественной литературе;

- Учить чувствовать ритм стихотворения;

- Развивать поэтический слух, умение выделять в тексте выразительные средства;

- Воспитывать интонационную выразительность при чтении стихотворения.

4. Знакомство с малыми фольклорными формами. - Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц;

-Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок, учить связывать значение пословицы с определенной ситуацией;

- Развивать познавательные интересы.

ДЕКАБРЬ

1. Заучивание И. Суриков «Зима». - Помочь почувствовать красоту природы в стихотворение и выучить его наизусть.

- Закрепить знание о различии стихотворного и прозаического жанров.

- Учить внимательно, слушать, высказывать свое отношение к содержанию.

2. Чтение Ю. Коваль «Стожок». - Познакомить с новым литературным произведением.

- Учить определять характер персонажей, передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах.

- Помочь понять мотивы поступков героев.

3. Чтение) «Голубая птица» Туркменская сказка.

- Учить понимать образное содержание сказки;

- Закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений;

- Обратить внимание детей на нравственные качества героев сказки;

- Воспитывать умение внимательно слушать чтение произведения и отвечать на поставленные вопросы.

4. Чтение «Белка» М. Коровин.

- Продолжать учить различать жанровые особенности прозы;

- Учить осмысливать содержание прочитанного;

- Формировать оценочное отношение к героям;

- Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям произведения.

ЯНВАРЬ

1. Чтение сказки Ш. Перро «Мальчик с пальчик». - Продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки. - Учить осмысливать характер персонажей.

- Формировать образность речи, понимания образных выражений.

- Развивать творческие способности, умение разыгрывать фрагменты сказки.

- Разыгрывать фрагменты сказки.

2. Заучивание стихотворения В. Д. Нестеренко «Январское утро». - Познакомить детей с произведениями поэтов Кубани.

- Познакомить с творчеством В. Д. Нестеренко.

- Помочь почувствовать красоту природы родного края в стихотворении и выучить его наизусть.

- Воспитывать любовь к творчеству поэтов Кубани.

3. Чтение «Твой дом» К. Мурзалиев.

- Развитие интереса к художественной литературе;

- Учить чувствовать ритм стихотворения;

- Развивать поэтический слух, умение выделять в тексте выразительные средства.

4. Чтение «Лиса и кувшин» русская народная сказка.

- Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы;

- Учить осмысливать характеры персонажей, высказывать оценочные суждения;

- Формировать чуткость к образному строю языка сказки;

- Развивать интерес к устному народному творчеству.

ФЕВРАЛЬ

1. Заучивание стихотворения Ф. Тютчева «Зима не даром злиться». - Учить чувствовать ритм стихотворения.

- Учить видеть красоту природы, выраженную поэтом в стихотворении.

- Развивать интонационную выразительность речи.

2. Чтение русской народной сказки «Царевна лягушка». - Продолжать знакомить с русскими народными сказками.

- Учить осмысливать характеры персонажей.

- Формировать образность речи, понимание образных выражений.

3. Чтение «Как папа бросил мяч под автомобиль» А. Раскин.

- Учить детей правильно понимать нравственный смысл произведения;

- Развивать умение мотивированно оценивать поступки героев рассказа;

- Воспитывать умение внимательно слушать чтение произведения и отвечать полным ответом на вопросы по тексту.

4. Чтение «Семь Симеонов – семь работников» русская народная сказка.

- Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями;

- Повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка);

- Учить осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательный рассказ.

МАРТ

1. Чтение стихов о маме. - Воспитывать в детях чувство ответственности за близких ему людей, заботу, любовь к матери;

- Помочь вспомнить известные детям стихи о маме;

- Развивать умение выразительного чтения стихов наизусть;

- Развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства.

2. Заучивание П. Соловьева «Подснежник». - Развивать поэтический слух; умение слышать и выделять в тексте выразительные средства.

- Учить чувствовать ритм стихотворения.

3. Чтение Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась». - Продолжать учить различать жанровые особенности сказки.

- Формировать оценочное отношение к героям.

- Учить осмысливать содержание прочитанного; связно передавать содержание средствами игры.

4. Чтение «Цветик - семицветик» А. Катаев. - Развивать интерес к художественной литературе;

- Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки;

- Учить мотивированно оценивать характер и поступки главной героини произведения;

- Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие.

АПРЕЛЬ

1. Чтение А. Митяев «Первый полет». - Расширять знания детей о государственных праздниках.

- Познакомить детей с рассказом А. Митяева «Первый полет».

- Рассказать детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса.

2. Заучивание русской народной потешки «Березка». - Продолжать знакомить с русским народным творчеством, его жанровыми особенностями.

- Учить чувствовать ритм; видеть красоту природы.

- Формировать образность речи, понимание образных выражений.

- Развивать творческие способности.

3. Чтение) «Пингвиний пляж» Г. Снегирев.

- Способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой;

- Учить понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки, стихотворения;

- Развивать умение внимательно слушать чтение произведения и отвечать на поставленные вопросы;

- Воспитывать гуманное отношение ко всему живому.

4. Чтение «Самый красивый наряд на свете» пер. с японского В. Марковой.

- Подвести к пониманию идеи произведения;

- Учить воспринимать образное содержание, его нравственный смысл;

- Закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях сказки;

- Развивать точность, выразительность, ясность изложения.

МАЙ

1. Чтение С. Романовский «На танцах». - Учить эмоционально воспринимать содержание рассказа.

- Закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров.

- Развивать умение воспринимать нравственный смысл рассказа, мотивированно оценивать поведение героев.

2. Чтение «Шинель» Е. Благинина.

- Подвести к пониманию идеи произведения;

- Развивать умение внимательно слушать чтение произведения и отвечать на поставленные вопросы;

- Развивать чуткость к поэтическому слову;

- Воспитывать уважительное отношение к защитникам Отечества.

3. Итоговая литературная викторина. - Развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе;

- Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год;

- Продолжать формировать умения объяснять основные различия между литературными жанрами;

- Воспитывать культуру речевого общения.

4. Диагностика. - Выявить уровень ознакомления детей подготовительной группы с художественной литературой.

3. Результаты апробации программы

К концу года дети должны знать:

• различия жанров литературных произведений;

• содержание литературных произведений;

• главных героев произведений;

• авторов детской классической литературы;

• стихотворения, считалки, загадки, потешки;

Уметь:

• слушать произведения художественной литературы (сказки, рассказы, басни, стихи);

• отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

• анализировать явления, события, поступки литературных героев, оценивать их;

• пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге;

• эмоционально переживать содержанию прочитанного, героям произведения;

• передавать свои впечатления от прочитанного в других видах деятельности (рисовании, игре, музыке и т. д.)

• выразительно читать стихотворения.

Формы подведения итогов работы.

Уровень знаний детей проверяется с помощью диагностики, которая включает в себя контроль, проверку, накопление знаний. Диагностика уровней освоения программы проводится два раза в год: в начале и конце года. Диагностика проводится с помощью дидактических игр, дидактических упражнений, бесед, наблюдений за ребенком, предметного рисования, упражнений, моделирования и выполнения заданий.

4. Диагностика

Диагностика знаний и умений детей проводится два раза в год и осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик. На основании полученных данных диагностики определяются перспективы работы с детьми по художественной литературе.

Способы проверки усвоения элементов содержания компонента образовательной области :

1. Непосредственно образовательная деятельность.

2. Чтение: групповое – подгрупповое.

3. Развитие литературной речи.

4. Приобщение к словесному искусству.

5. Обсуждение.

6. Рассказ.

7. Беседа.

8. Игры (групповые, подгрупповые).

Обследуются следующие разделы:

- Формирование целостной картины мира.

- Развитие литературной речи.

- Приобщение к словесному искусству.

Материалы для проведения диагностики результатов освоения программы :

Художественная литература, рекомендуемая программой, картинный материал к художественным произведениям.

Данные результатов диагностики отображаются в таблице.

Создание развивающей предметно-пространственной среды

Для эффективной реализации Программы создана развивающей предметно-пространственной среда.

5. Учебно-методическое обеспечение:

- Портреты писателей.

- Литературный материал.

- Картотека дидактических, творческих, развивающих и подвижных игр, игр - драматизаций и материалов.

- Театр (настольный, пальчиковый, бибабо, кукольный, и т. д.)

- Костюмы театральные.

- Альбомы для творческих работ.

6. Материально-техническое обеспечение:

- Групповая комната для осуществления воспитательно – образовательного процесса в соответствии с СанПиН, ФГОС.

- Техническое оснащение для деятельности в группе (ноутбук, музыкальный центр).

- Библиотека детской и познавательной литературы.

- Коллекция детских мультимедийных презентаций.

Список литературы

1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. - Мозаика - Синтез,2005.

2. Кандала Т. И. Перспективное планирование образовательного процесса. (От рождения до школы). - Волгоград: Учитель, 2012.

3. Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе». Методическое пособие, 2014.

4. Красильникова Л. В. Развитие речевой активности детей 6-7 лет. Методическое пособие. - М. : 2010.

5. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи : Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2013.

6. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. -М., Мозаика –Синтез, 2010.

7. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия 6-7лет/ Сост. В. В, Гербова, Н. П. Ильчук, 2005.

8. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада. - Мозаика-Синтез, 2010.

Публикации по теме:

Конспект по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Добро» Конспект по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Добро» Программное содержание: - Познакомить детей с новым.

Программа дополнительного образования «Кружок «Познаем себя» Программа дополнительного образования кружка «Познаем себя» (для детей старшего дошкольного возраста, срок реализации - 1 год) Пояснительная.

Программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности Программа Дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Крепыш» Пояснительная записка Дополнительная образовательная.

Программа дополнительного образования по аппликации для детей 3–7 лет ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Лучик» Возраст обучающихся: 3-7 лет Срок реализации:.

Программа дополнительного образования «Музыкальный эрудит» Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. (Д. Шостакович) «Музыкальный эрудит» Цели и задачи: Цели: 1. Раскрыть духовный.

Программа дополнительного образования «Наша вселенная» Программа для кружка для детей 4 -7 лет Адаптированная программа дополнительного образования. Естественно-научное направление. «Наша Вселенная».

Программа дополнительного образования «Робототехника» Учебно-тематический план " Робототехника". № Тема Количество часов Теория Практика 1. Знакомство с конструктором LegoWedo 1час 0.5часа 0.5.

Программа кружка дополнительного образования Сделай сам! Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЦРР- детский сад №16 «Росинка» г. Гусиноозерск Программа кружка дополнительного.

Рабочая программа дополнительного образования по ИЗО и лепке на 2018–2019 год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Росинк» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Сказочная викторина»Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Сказочная викторина» Занятие по ознакомлению художественной литературой в интеграции с художественно–эстетическим развитием «Сказочная викторина" Цель: закрепление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования по ознакомлению с художественной литературой «Почитай-ка»
Опубликовано: 20 августа 2019 в 15:28
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД