МААМ-картинки

Цикл наблюдений «Воздух и его свойства» (1 фото)

Оксана Султанова
Цикл наблюдений «Воздух и его свойства»

Сообщить, что везде – в помещении и на улице, дома в квартире – есть воздух. Он прозрачный, легкий, совсем незаметный.

Загадка: Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, а все же

Без него мы жить не можем.

Наблюдение 1 «Как обнаружить воздух в помещении?»

Цель: показать детям, что воздух легко обнаружить, если создать его движение. При этом его можно почувствовать кожей лица – это будет легкий ветерок.

Публикация «Цикл наблюдений „Воздух и его свойства“» размещена в разделах

Показать, как рукой можно обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха. Спросить, что они почувствовали. Какой воздух? При ветерке стало холоднее или теплее? Продемонстрировать бумажный веер, дать детям самим помахать и почувствовать прохладу. (Можно предложить самим сделать веер.)

Наблюдение 2 «Воздух есть во всех предметах».

Цель: показать детям, что воздух есть повсюду, во всех предметах и материалах, его легко обнаружить, если опускать предметы в воду.

Провести опыт с детьми, сидящими вокруг большого стола, посреди которого стоит трехлитровая банка с водой. Показать сначала небольшие тяжелы предметы (камень, гвоздь, крупную пуговицу и др., спросить, есть ли в них воздух. Выслушать ответы детей, а потом предложить внимательно смотреть на банку с водой, чтобы заметить, что будет происходить. Бросить в воду один предмет. Пока он опускается на дно, выдержать паузу, затем спросить, что ребята увидели. Бросить другой предмет и опять надо наблюдать. Добиться ответов: предмет тонет (падает на дно, при этом из него выходят маленькие пузырьки, которые поднимаются вверх. Педагог спрашивает, что же это за пузырьки и откуда они взялись. Если дети не отвечают, пояснить: «Пузырьки – это воздух, он был в камне и выше него, когда камень падал в воду». Далее уточнить: куда (вверх или вниз) двигался камень, куда двигались пузырьки воздуха? Спросить, почему камень падал вниз, а пузырьки поднимались вверх? Выслушать и пояснить: «Камень тяжелый, тяжелее воды – он тонет, падает на дно, воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из нее». Далее вывод: «Воздух есть во всех предметах, но он не заметен».

Предложить детям взять по одному предмету и по очереди бросить их в банку. Все вместе наблюдают, что происходит, отмечают появившиеся пузырьки воздуха и тяжесть предметов. Обратить внимание на то, что деревянные предметы не тонут в воде, они легче ее, но воздух в них тоже есть.

Наблюдение 3 «Воздух упругий»

Цель: познакомить детей с тем, что воздухом можно надувать разные предметы (шары, мешочки, воздух заполняет их, предметы становятся упругими, а бесформенные – приобретают форму.

Приготовить бумажные и целлофановые пакеты, воздушный шарик, несколько резиновых мячей.

Сказать детям о том, что ртом можно выдувать воздух (все дуют – получается ветер, подставляют руку к своей струе воздуха, чтобы почувствовать его. Далее рассказать, что таким образом можно надувать разные мягкие предметы. Воздух заполняет их, у них появляется форма, воздух внутри становится упругим, и надутые предметы тоже становятся упругими от воздуха. Воспитатель сообщает, что сейчас сделает интересную хлопушку, показывает бумажный пакет, обращает внимание на то, что у него нет формы, он мягкий, не упругий. Надувает его, показывает, какую форму он приобрел, дает всем потрогать и почувствовать его упругость, а затем предупреждает (чтобы дети не испугались, что сейчас хлопнет по нему. Хлопает и показывает, как пакет разорвался от упругого воздуха. Затем показать ненадутый шарик, обращает внимание на то, что он мягкий, бесформенный. Надувает его, завязывает, все легко нажимают – пробуют упругость. Педагог поясняет, что только надутым шариком интересно играть.

Загадка. «Кинешь в речку - не тонет, бьешь о стенку – не стонет, будешь оземь кидать – станет кверху летать» (мяч). Показать мяч.

- Вот удивительный предмет – круглый, плотный, упругий, от всего отскакивает, играть с ним – одно удовольствие! Почему же он такой? Что у него внутри?

Дать детям потрогать, нажать, почувствовать упругость. После ответов пояснить: «Мяч надут воздухом, поэтому он такой упругий. Чем лучше мячик надут, тем более он упругий и тем лучше прыгает (продемонстрировать).

Дать детям возможность поиграть с шариками и в мяч.

Наблюдение 4 «Дуем – играем»

Цель: показать, что с воздухом можно по-разному играть, если научиться сильно дуть.

Показать, как пушинку или перышко можно удержать в воздухе, как получаются мыльные пузыри, как можно гнать по волнам маленький парусник. Сначала предложить потренироваться а потом поиграть. «У кого дольше не упадет перышко», «У кого крупнее будут мыльные пузыри», «У кого дальше уплывет кораблик». Дети могут меняться предметами. Напомнить, что играть им помогает ВОЗДУХ.

Домашнее задание на выходные дни: поговорить с родителями про насос, которым можно накачивать воздух, выяснить, какие предметы можно накачивать воздухом, зачем нужны эти предметы, что с ними делают; понаблюдать (если будет возможность) как накачивают шины у автомобиля, мяч, надувной матрас, надувную игрушку и др. ; поиграть с резиновой игрушкой в ванне и объяснить, почему она не тонет.

В понедельник поговорить с детьми о том, что они узнали, как играли, видели ли насос.

Наблюдение 5 «Воздух нужен для жизни»Цель: дать детям представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхают его легкими, которые находятся внутри тела, в грудной клетке. Без воздуха человек жить не может, погибает. Для жизни ему нужен чистый, свежий воздух – в таком воздухе приятно находится, легко дышать, работать, спать. Показать отличие обычного комнатного воздуха от свежего в проветриваемом помещении.

Начать разговор, когда спальня проветривается и в нее уже поступает свежий воздух. Спросить у детей, нужен ли им и другим людям воздух. Предложить положить ладонь на грудь и почувствовать, как она поднимается и опускается – происходит дыхание: вдох (человек вдыхает хороший воздух) и выдох (человек выпускает из себя плохой воздух). Так человек дышит всю жизнь, воздух ему нужен для жизни каждую секунду (как вода, пища). Предложить детям закрыть ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Через несколько секунд выяснить у ребят, что они почувствовали, что испытали. Пояснить, что человеку для жизни всегда нужен свежий воздух – такой, как на улице. В помещениях, где люди долго находятся, скапливается плохой, несвежий воздух, поэтому надо проветривать. Отвести детей в спальню, предложить подышать, почувствовать воздух, спросить, чем он отличается от воздуха в группе. Попросить объяснить, почему в спальне прохладный и свежий воздух, а в группе теплый и не совсем свежий.

На прогулке предложить подышать и сказать, где свежее воздух: в группе или на улице. Вечером в разговоре предложить детям сказать мамам, что на ночь необходимо проветривать комнату, чтобы спать со свежим воздухом.

Наблюдение 6 «Чем пахнет воздух»

Цель: учить детей различать запахи, узнавать запахи знакомых предметов, наслаждаться хорошим ароматом.

Подготовить пахучие вещества и разложить их в разных (далеко отстоящих друг от друга) местах группы: нарезанный лук, апельсиновые или лимонные корки, яблоки, марлю с камфорным спиртом, ветки сосны или ели, поставленные в вазу с горячей водой, банку с масляной краской, лак для ногтей и пр. При этом в спальне должен быть хороший аромат (например, апельсина, хвои, яблок). Поводить детей по этим местам (в группе) и глубоко дышать, чтобы почувствовать запахи отгадать его. Спросить у ребят какой запах им нравится. Последнее место, которое посещают дети – спальня. Предложить узнать аромат, понаслаждаться им, сообщить, сто спать в проветренной спальне с приятным запахом особенно полезно для здоровья детей – будет хороший сон и отдых.

В свободном разговоре пояснить, что для здоровья людей особенно вреден дым, поэтому надо избегать помещений, где люди курят. Очень опасным является дым от пожара – люди, которые не успели выбраться из горящего помещения, могут задохнуться от едкого дыма.

Наблюдение 7 «Есть ли в воде воздух?»

Цель: уточнить представление детей о том, что воздух есть везде, в том числе и в воде. Особенно его много в чистой, свежей воде (только что налитой из-под крана).

Приготовить тазик и две банки, в одну из них заранее (накануне) налить воду. Наблюдение проводится за большим общим столом. Поставить на стол пустую банку и спросить, что в ней? Дети отвечают, что в ней пусто. Педагог опровергает: «Банка не пустая – в ней воздух». Опыт: в тазик с водой опустить перевернутую банку строго вертикально. При погружении банки (ни в коем случае не наклонять) вода в тазике под-нимется, банка останется пустой. Вывод: воздух, который в ней находился, не может выйти и не пускает воду в банку. Удерживая сосуд вертикально, предложить посмотреть, что произойдет дальше. При этом наклонить банку в сторону, из нее с шумом выходит воздух, и она заполняется водой. Спросить: что же произошло и что сейчас находится в банке? После ответов поставить другую банку с заранее приготовленной водой и спросить, что в ней? - Вода (хоть она и бесцветная, но ее видно). А есть ли в воде воздух? После ответов детей уточнить: «В воде есть воздух, его не видно – он растворен, чем свежее и чище вода, тем воздуха в ней больше. Предложить детям в этом убедиться: налить в банку холодную воду из-под крана, сравнить ее с той, которая стоит на столе, спросить, чем они отличаются? После ответов обратить внимание на пузырьки на стенках банки со свежей водой. «Что это за пузырьки? Откуда они взялись?» - спросить у детей. После высказываний пояснить: «Это воздух, который в большом количестве содержиться в чистой водопроводной воде. Эти пузырьки потом исчезнут: часть воздуха растворится в воде, а часть выйдет наружу».

Наблюдение 8. «Можно ли поймать воздух?»

Цель: уточнить представление о том, что воздух прозрачный, упругий.

Спросить дошкольников, можно ли поймать воздух. Дети предлагают свои варианты. Дать одному из детей полиэтиленовый пакет и предложить поймать воздух (или самой). Когда воздух «пойман», дети вместе с воспитателем рассматривают пакет. Как дети определили, что в пакете есть воздух? (Пакет стал больше, он надулся, как шарик.) Почему же внутри пакета мы ничего не видим? (Воздух прозрачный.) Дети по очереди сжимают пакет и рассказывают, что они при этом чувствуют. (пакет сжимается, а когда мы отпускаем его –разжимается, как пружина, потому что воздух упругий.) ребята ищут сравнения: воздух упругий6 как что? (Как мяч, воздушный шар и пр.) В каких игрушках можно встретить воздух? (В мяче, воздушном шаре, надувных, резиновых игрушках.) Показать надувные игрушки и раздать их детям. Что ребята могут сказать об этих игрушках? (Они легкие, упругие, не тонут в воде.)

Цикл наблюдений «Воздух и его свойства»
Публикации по теме:

Цикл наблюдений «Ранняя осень» 1. Тема «Погода в начале осени» Общая цель системы наблюдений: - Развивать у детей умение самостоятельно выделять первые признаки осени.

Цикл наблюдений «Ранняя осень», подготовительная группа Цикл наблюдений: «Ранняя осень», подготовительная группа 3. Тема «Листопад» Форма работы. Наблюдение за деревьями, беседа Цель. Систематизировать.

Цикл наблюдений за деревьями для детей 5–6 летЦикл наблюдений за деревьями для детей 5–6 лет 1. Наблюдение за тополем. Цель: закрепить умение отличать тополь от других деревьев, показать, что в почках зачатки зелёных листочков. -Догадайтесь,.

Цикл наблюдений за сезонными явлениями с исследовательской деятельностью детей в течение месяца «Снег, снег, снежок» Цикл наблюдений за сезонными явлениями с исследовательской деятельностью детей в течение месяца по теме «Снег, снег, снежок…»(старшая.

Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом Цель: выявить и расширить представления детей о свойствах воды, снега; развивать речь, мышление, воображение; воспитывать интерес к явлениям.

Цикл наблюдений за живым существом для детей старшей группы Циклы наблюдений за живым существом, разработанные мной. 1. Цикл наблюдений за хомяком. 1. Какой он, хомяк Цель: образовательная: иметь.

Конспект познавательного занятия для детей 6–7 лет на тему: воздух и его свойства. Тема занятия «Воздух и некоторые его свойства» Цель: определить опытным путем наличие воздуха вокруг нас (в комнате, в банке, в пакете,.

Конспект проведения организационной деятельности по теме «Воздух. Его свойства» в старшей группе Конспект проведения организационной деятельности по теме «Воздух. Его свойства» в старшей группе воспитателя Женобиловой Олеси Викторовны.

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности на тему: «Воздух, свойства воздуха» Конспект открытого занятия совместной деятельности педагога с детьми по экспериментальной деятельности на тему: «Воздух, свойства воздуха»[/b].

Технологическая карта «Стекло и его свойства» Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы Образовательная область: Познание, коммуникация. Раздел:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Цикл наблюдений «Воздух и его свойства»
Опубликовано: 10 мая 2017 в 20:07
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД