Папки-передвижки

День открытых дверей как форма взаимодействия семьи и ДОО в условиях реализации ФГОС

Анастасия Разифовна Штин
День открытых дверей как форма взаимодействия семьи и ДОО в условиях реализации ФГОС

Детский сад и семья являются важнейшими институтами первичной социализации ребенка, что требует их взаимодействия. В настоящее время принято говорить о новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание и образование детей несут ответственность именно родители, а все другие социальные институты призваны поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует и иных линий отношений семьи и дошкольного учреждения, которые определяются как сотрудничество, взаимодействие. Эта философия находит себя также в современных нормативных документах: Законе об Образовании, Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Публикация «День открытых дверей как форма взаимодействия семьи и ДОО в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах

Многим педагогам кажется, что родители воспитанников более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники; более благополучны в материальном и финансовом плане; более уверены в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образованности своего ребенка. Родители же зачастую перекладывают бремя ответственности за воспитание своих детей на педагогов ДОУ, но, в принципе, они готовы активно взаимодействовать с педагогом, если система взаимодействия с современными родителями выстроена грамотно.

Поэтому целью моей статьи стало – развития активности и инициативности родителей (законных представителей) в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и приобщения их к воспитанию и развитию детей. Решается данная цель через постановку следующих задач:

взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;

• оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;

• использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

Активных форм взаимодействия ДОО и семьи

Форма (лат. - forma) – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо. Активная форма общения – форма, позволяющая учесть интересы обеих сторон и максимально задействовать их в общении.

Преимущества использования активных форм взаимодействия ДОУ и семьи неоспоримы;

- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей,

- учет индивидуальности ребенка,

- родители самостоятельно смогут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка,

- укрепление внутрисемейных связей,

- возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье,

- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Все активные формы с родителями подразделяются на

• коллективные (массовые, индивидуальные и наглядно-информационные;

• традиционные и нетрадиционные.

К активным формам можно отнести : общее родительское собрание ДОУ, педагогический совет с участием родителей, родительская конференция, тематические консультации, педагогический консилиум (по утверждению некоторых современных авторов (Е. П. Арнаутова, В. Лапицкая и др.) в работе с родителями можно и нужно использовать данную форму, групповые собрания родителей, «Круглый стол», родительский совет (комитет) группы, открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей, «Дни открытых дверей», презентация дошкольного учреждения, клубы для родителей, вечера вопросов и ответов, «Родительский университет», исследовательско - проектные, ролевые, имитационные и деловые игры, тренинги, дни добрых дел, посещение семьи, индивидуальные консультации, индивидуальные блокноты, праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования, совместные походы и экскурсии, благотворительный акции, анкетирование и т. д.

В своей работе я бы хотела раскрыть такую форму как «День открытых дверей», т. к. я считаю, что эта форма позволит в полном объеме познакомить родителей в целом с работой дошкольной образовательной организации и, в частности, с работой в каждой возрастной группе.

Проведенная работа по взаимодействию

ДОО и семьи в реализации ФГОС

Работа была проведена в МБДОУ «Детский сад №21» г. Александровск Пермского края

Свою работу я начала со сбора и анализа сведений о родителях и детях, изучение семей, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольной организации. Эти задачи и определяют формы и методы нашей дальнейшей работы. К ним относятся: опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение.

Перед началом работы необходимо было выяснить отношение родителей к детскому саду как источнику педагогического просвещения, и их педагогической потребности. Анкеты (приложение 1, предложенные родителям, были анонимными. Их заполняли все родители.

Опрос показал, что 45% родителей получают педагогические знания через средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение, 15% опираются на жизненный опыт и интуицию, 28% обращаются за консультацией к педагогам в случае крайней необходимости, из них удовлетворены информацией лишь 36,8%. На вопрос, почему родители не обращаются к педагогам детского сада за помощью, большая часть (55%) отвечали, что не видят особых трудностей и справятся сами.

Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от ДОО, определить ряд вопросов, внимательно рассмотреть трудности и проблемы родителей в воспитании и развитии детей. И, кроме того, стало понятно, что формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) оказались недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОО.

Анкетирование проводилось в преддверии мероприятия «Единого родительского дня». Формой проведения стал «День открытых дверей». В родительских уголках каждой возрастной группы и на сайте ДОУ была размещена афиша-приглашение с анонсом образовательных мероприятий. Нормативно-правовым обоснованием проведения мероприятий родительского дня является приказ заведующего. Согласно приказу был подготовлен план мероприятий. Участниками Единого родительского дня в детском саду стали 44 человека – 19 родителей (законных представителей, 15 детей, 10 сотрудников.

«День открытых дверей» начался с приветственного слова заведующего; информацию о деятельности учреждения по реализации Образовательной Программы родители получили в ходе обзорной экскурсии по детскому саду.

В рамках дня открытых дверей были предусмотрены активные формы участия родителей, образовательные мероприятия носили практико-ориентированный характер, учитывали возрастные особенности детей: группа раннего возраста: консультативный пункт «Организация игровой деятельности в условиях домашнего воспитания» с практикумом Выбор данной формы взаимодействия обоснован необходимостью обучения родителей, особенно молодых мам, методам личностно-ориентированного общения с ребенком-дошкольником. Поэтому организация практикума для родителей – важная форма работы. Педагоги, работающие в группе раннего возраста, рассказали родителям, какую игрушку предпочтительнее купить своему малышу; научили, как организовать игру ; младшая группа: творческая мастерская «Разноцветный мир» : неклассические техники рисования. Цель данного мероприятия : познакомить родителей с различными нестандартными техниками рисования и воплотить полученные знания в работе с ребенком в домашних условиях. Результатом творчества детей и родителей стал коллаж.

Средне-старшая группа: творческая мастерская «Разноцветный мир» : рисуем пластилином. Цель данного мероприятия: познакомить родителей с техникой «Пластилинография», приобщить родителей к совместному творчеству с детьми. Нарисованные картины были оформлены в мини-выставку.

Творческая мастерская предполагает неформальное общение, главное внимание здесь уделялось развитию творческих возможностей детей и родителей.

Опыт работы свидетельствует, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет участникам ощутить незабываемые, положительные эмоции.

Подготовительная группа: «Музыкальная гостиная «Мама-солнышко»».

Интересная форма работы, объединяющая взрослых и детей. Цель данного мероприятия: развитие внутрисемейных связей, эмоциональное позитивное общение в ходе совместной продуктивной деятельности по оформлению подарков.

Все образовательные мероприятия имели конкретный продукт для родителей: разработаны памятки «Музыкальное воспитание в семье», «Играй всегда, играй везде» по организации игровой деятельности в условиях домашнего воспитания (Приложение 2, рекомендации по работе в нетрадиционных техниках рисования (Приложение 3, по применению пластилинографии для развития детского творчества в домашних условиях (Приложение 4). «День открытых дверей» проводился в преддверии Всемирного дня ребенка, что стало темой завершающего мероприятия – флешмоба «Мы вместе!».

В ходе данного мероприятия мне удалось наблюдать за активностью родителей в предложенных им видах деятельности. Из своих наблюдений я могу сделать выводы, что не все родители проявляют активное желание действовать совместно с педагогом, но в процессе более тесного общения с педагогом и сотрудниками ДОО родители стали проявлять более повышенный интерес к воспитательно - образовательному процессу и жизни детского сада.

Заключение.

С целью эффективного решения задачи взаимодействия семьи и ДОО, администрации ДОО, да и воспитателям необходимо проводить анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.

В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т. п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:

• проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

• возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

• ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;

• увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

• стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

• размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

• повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

Таким образом, использование активных и разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даст положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ докажут родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. А внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволит организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

Список используемых источников

1. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. -2014.-№2.-С. 4-17.

2. Арнаутова Е. П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М. : Линка – Пресс, 2004. - 208с.

3. Веретенникова Т. С., Зиновьева О. Н. Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 833-835.

4. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст] : Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова. – М. : Просвещение, 2012. – 120 с.

5. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. [Текст] : Е. С. Евдокимова. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 96с.

Публикации по теме:

Инновационная форма взаимодействия ДОУ и семьи «День Дублёра» 27 сентября 2018года в МБДОУ № 19 «Золотая рыбка» «День Дублёра» — инновационная форма взаимодействия ДОУ и семьи Детский сад играет важную.

Рекомендация «Применение педагогических технологий в организации взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС до» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №3 "Улыбка" г. Калача-на-Дону Волгоградской области Рекомендации.

Фотоотчет «День открытых дверей»Фотоотчет «День открытых дверей» День открытых дверей15 июля у нас в группе «Озорнички» МДОУ «Детский сад № 45 «Красная шапочка» г. Георгиевска» прошел День открытых дверей.

Образовательное событие как инновационная форма организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Образовательное событие – часть целостного педагогического процесса, результат предшествующих событий и причина новых. Идея событийного.

Педагогический совет в ДОУ «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»Педагогический совет в ДОУ «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС» Создание обстановки эмоционального комфорта. Педагогам, для того чтобы они почувствовали себя свободно, раскованно, поняли, какой по стилю.

Презентация для педагогов «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях ФГОС ДО» Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях ФГОС ДО Некрасова Елена Юрьевна Воспитатель МДОБУ «Детский.

Презентация «Формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС» «Формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС» Смирнова Наталья Сергеевна МБДОУ№199 (Детский сад комбинированного.

Проведение дня открытых дверей как одна из форм взаимодействия семьи и ДООПроведение дня открытых дверей как одна из форм взаимодействия семьи и ДОО Проведение дня открытых дверей как одна из форм взаимодействия семьи и ДООИзменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования,.

Взаимодействие детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО Гуленко Нина Ивановна, старший воспитатель, БДОУ г. Омска «Детский сад № 204 комбинированного вида» Изменение государственной политики в.

Взаимодействие ДО и семьи воспитанников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС ДО Семья и детский сад – два важных института социализации   детей. Воспитательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
День открытых дверей как форма взаимодействия семьи и ДОО в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 20 октября 2019 в 20:26
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД