Папки-передвижки

Дидактический материал для автоматизации звука [Р]

Лариса Гогулина
Дидактический материал для автоматизации звука [Р]

Речевой дидактический материал для автоматизации звука [Р].

Артикуляционные упражнения:

1. «Вкусное варенье» (рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта)

2. «Чистим зубки» (улыбнуться, открыть рот и провести кончиком языка по внутренней стороне верхних зубов справа налево и слева направо)

3. «Маляр» (рот открыт, широким кончиком языка проводим от верхних резцов до мягкого нёба, как кисточкой)

Публикация «Дидактический материал для автоматизации звука [Р]» размещена в разделах

4. «Лошадка» (присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную уздечку)

5. «Грибок» (рот открыт, присосать язык к нёбу, держать на счет до 10)

6. «Солдатик» (улыбнуться, открыть рот и поставить язык к верхним резцам, упираясь в бугорки – альвеолы за верхними резцами, держать на счет до 10)

7. «Барабанщики» (улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в бугорки – альвеолы за верхними резцами, повторяя отчетливо «д-д-д-д», постепенно ускоряясь)

Можно выполнять эти упражнения в игровой форме, например, «Волшебный мешочек», доставая из мешочка карточки с соответствующими картинками, или «Чудо-дерево», снимая или наклеивая на дерево карточки на липучках.

Выполнять артикуляционную гимнастику необходимо перед зеркалом.

Игра «Шофёр»

Заводил шофер мотор, Ребенок в это время «заводит мотор»,

Нажимал он на стартер, произнося «тр-тр-тр» или «др-др-др», «р-р-р»

Крепко руль в руке держал - и выполняя названные действия.

Грузовик и побежал.

Проговаривание слоговых рядов.

Можно проговаривать слоги и слова, а в это время ритмично отхлопывать или шагать или ловить мячик, сопровождать речь другими физическими упражнениями. Можно поиграть в игру «Собери пирамидку», собирая пирамидку с одновременным произношением слоговых рядов.

1) В обратных (закрытых) слогах и словах с ними: Ар-ар-ар - вар; ор-ор-ор - вор; ур-ур-ур – тур; ир-ир-ир-мир; ыр-ыр-ыр – жир; эр-эр-эр-мэр.

2) В прямых (открытых) слогах: ра-ра-ра- нора; ро-ро-ро-ведро; ру-ру-ру-беру; ры-ры-ры-шары.

3) В интервокальной позиции: ара-ара-ара; ора-ора-ора; ыра-ыра-ыра; эра-эра-эра; ура-ура-ура; ера-ера-ера; ира-ира-ира.

4) В словах со стечением согласных (звук [р] перед согласным) : дра-дра-дра; дры-дры-дры; дру-дру-дру; дро-дро-дро. (аналогично в слогах «бра», «гра», «тра», «пра», и т. д.).

В методической литературе предлагается вариант постановки и автоматизации звука именно в такой последовательности (от простого к сложному, однако в практике встречаются случаи, когда ребенок начинает произносить звук [Р] в словах со стечением согласных (звук [р] перед согласным «дрын-дрын-дрын», и ему легче дается произнесение звука в подобных слогах, а спустя 1-2 занятия повторяет слоговые ряды с обратными слогами.

Проговаривание слов с выделением звука [Р]

Используем уже знакомые нам игры «Волшебный мешочек», доставая из мешочка карточки с картинками-словами, содержащими звук [Р] или «Чудо-дерево», снимая или наклеивая на дерево карточки на липучках.

Слова для повторения:

1) вар, пар, жар, бар, двор, хор, сор, комар, товар, базар;

2) рана, ракета, ракушка, радио, радуга, рука, рулет, рыбак, река;

3) нора, кора, дыра, тара, фара, творог, горох, огород, урок;

4) дракон, драка, дрова, выдра, пудра, друг, брат, брак, брошь, брус, кобра, груша, гроза, кран крапива, крот

Игра «Запомни и назови». На столе перед ребенком раскладываем карточки с картинками, просим назвать все картинки. Затем просим ребенка отвернуться, убираем 1 карточку, спрашиваем «Все ли карточки на месте?» (количество карточек зависит от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей).

( Примеры предметных картинок: ракета, дракон, трактор, шар, сыр, нора, комар, ковер, повар, рубашка).

Проговаривание предложений.

Игра «Скажи наоборот» :

Черепаха ползет медленно, а таракан – быстро.

У рыси лапки мягкие, а у барана копыта твердые.

Заяц зимой белый, а летом – серый.

Белка зимой серая, а летом – рыжая.

Вот такие задания можно использовать на начальных этапах при отработке автоматизации звука [Р]. Далее произносим звук в предложениях, чистоговорках, скороговорках, а затем и в свободной речи.

Публикации по теме:

Занятие по автоматизации изолированного звука [л] Тема: Звук [л].Цель:автоматизировать изолированный звук [л].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Дидактический материал к занятию «Наши добрые ладошки»Дидактический материал к занятию «Наши добрые ладошки» Конспект занятия Наши помощники на занятии. "Молчу и слушаю вопрос". "Думаю как отвечать". "Поднимаю руку, если знаю ответ"..

Дидактический материал «Листья» из фетраДидактический материал «Листья» из фетра Листья в воздухе кружатся, Так причудливо порой, Тихо под ноги ложатся То – коврами, то – горой… Вот кленовый лист кружится И пикирует.

Дидактический материал «Угадай сказку»Дидактический материал «Угадай сказку» Этот материал я рекомендую использовать как самостоятельную игру, как элемент занятия или викторины по сказкам (например, замена бабой.

Дидактическое пособие «Лэпбук» для автоматизации звука [р]Дидактическое пособие «Лэпбук» для автоматизации звука [р] Работая с детьми, каждый раз приходится искать новые подходы, формы и методы в своей педагогической деятельности. Постановка звука - это.

Игра «Логопедический магазин» для автоматизации звука [Ш]Игра «Логопедический магазин» для автоматизации звука [Ш] Игра на автоматизацию звука [Ш] вначале и в середине словаКоррекционно-образовательную работу с детьми я стараюсь строить с учетом индивидуальных,.

Игрушки-тренажеры для автоматизации поставленного звукаИгрушки-тренажеры для автоматизации поставленного звука Все, кто работает с детьми над исправлением звукопроизношения, знают насколько тяжело происходит процесс автоматизации поставленного звука.

Конспект «Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Ш]» Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш. Составила: учитель – логопед Катина Светлана Викторовна Цель: формирование правильного произношения.

Методические рекомендации по использованию игр по автоматизации звука [с]Методические рекомендации по использованию игр по автоматизации звука [с] Автоматизация звука С в словах с использованием многофункционального дидактического пособия Цель: уточнить правильное произнесение звука.

Речевой материал для автоматизации звука [Ж] в старшей группе Речевой материал для автоматизации звука [Ж] в старшей группе. Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги. Автоматизация в сочетаниях слогов:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактический материал для автоматизации звука [Р]
Опубликовано: 24 февраля 2021 в 00:21
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД