МААМ-картинки

Картотека упражнений «Дифференциация звуков [с]-[ш]»

наталья кипайкина
Картотека упражнений «Дифференциация звуков [с]-[ш]»

Карточка №1.

1. Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши один раз, когда услышишь звук Ш, и два раза, когда услышишь звук С.

Ш Л Д С Т В С К Р Ш Ф С

2. Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды будут произнесены правильно. При затруднении можно помогать движением руки (на звук С кончик языка и рука опускаются, на звук Ш кончик языка и рука поднимаются).

са-ша шу-су са-ша-са шу-су-шу

со-шо ши-сы со-шо-со ши-сы-ши

са-шо шу-са су-ши-са шо-сы-шу

Публикация «Картотека упражнений „Дифференциация звуков [с]-[ш]“» размещена в разделах

су-ши ши-со сы-ша-су шэ-су-шо

3. Четко проговори пары слов, определи какой звук С или Ш в этом слове, уточни их значение.

Сыр – ширь. Шалаш – салат. Шакал – скакал. Пашу – несу. Мешок – кусок. Росла – пошла. Шумно – сумка. Лесок – пушок.

4. Послушай и повтори пары похожих слов, которые отличаются только одним звуком. Значение незнакомых слов уточни.

Сайка – шайка. Сутки – шутки. Скала – шкала. Споры – шпоры. Стык – штык. Сок – шок. Солить – шалить.

5. Четко проговори каждое слово. Значение незнакомых слов уточни. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори их по 3-4 вместе.

Саша. Сушу. Слушаю. Скушаю. Спешка. Слышу. Смешу. Спешу. Услышу. Сынишка. Трусишка. Шестой. Смешок. Стишок. Сушки. Шесть. Шерсть. Шерстяной. Штепсель. Шахматист. Штангист.

Карточка №2.

1. Я буду произносить слоги, а ты хлопни в ладоши один раз, когда услышишь звук Ш, и два раза, когда услышишь звук С.

ША – ТО – СИ – КА – СА – ЖУ – ШУ – ВЫ - СЫ

2. Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды будут произнесены правильно. При затруднении можно помогать движением руки (на звук С кончик языка и рука опускаются, на звук Ш кончик языка и рука поднимаются).

су-шу ша-са су-шу-су ша-са-ша

сы-ши шо-со сы-ши-сы шо-со-шо

сы-ша ша-сы сэ-шо-са ша-су-ши

сэ-шо со-ша ши-су-шо шу-сы-шэ

3. Четко проговори пары слов, определи какой звук С или Ш в этом слове, уточни их значение.

Сорок – шорох. Носок – вершок. Паста – пашня. Сторож – шторы. Шпалы – спали. Шляпа – слякоть.

4. Четко проговори каждое слово. Значение незнакомых слов уточни. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори их по 3-4 вместе.

Шелест. Шустрый. Душистый. Пушистый. Путешествие. Происшествие. Машинист. Шоссе. Страшный. Старушка. Пастушок. Кассирша. Соловушка. Поспешно. Насмешка. Путешественник. Слишком.

5. Четко проговори каждую пару слов 3-4 раза.

Наш садик. Своя машина. В саду шиповник.

Карточка №3.

1. Я буду произносить слова, а ты хлопни в ладоши один раз, когда услышишь слово со звуком Ш, и два раза, когда услышишь слово со звуком С.

Штанга, дым, стул, каша, лодка, носок, ирис, зебра, мышь.

2. Послушай и повтори пары похожих слов, которые отличаются только одним звуком. Значение незнакомых слов уточни.

Сытый – шитый. Миска – мишка. Каска – кашка. Крыса – крыша. Суметь – шуметь. Касса – каша. Маска – Машка.

3. Четко проговори каждую пару слов 3-4 раза.

В самолете шпион. На санях малыш. Высокая башня. Большая скамейка. Шумные соседи.

4. Четко проговори каждое словосочетание со звуками С и Ш 3-4 раза. Если медленно ты произносишь их легко, повтори словосочетания в быстром темпе, сохраняя при этом внятность и громкость произношения. Значение незнакомых слов уточни.

Шустрая старушка Самый старший шахматист.

Шестой петушок. Шерстяной сарафан.

Старший сынишка. Машинист сошел с подножки.

Шустрый сынишка. Скользкое шоссе.

У старушки сушки. Шесть сушек.

5. Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения.

Береги нос в большой мороз.

Дышит паром паровоз, пышет пар из-под колес.

Кашу Саше дали в миске, отдала всю кашу киске.

Карточка №4.

1. Добавь звук Ш или С.

Глобу, малы, голо, но, ду, у, какту, фоку, ква, шала…

2. Добавь слог –ША- или –СА-.

Афи, ли, ка, мас, ко, ни, кра, о, лап, ро… .

3. Четко проговори каждую пару слов 3-4 раза.

Спелые вишни. Сладкие плюшки. В миске каша. Школьный сад. Вкусная пшенка. Широкая трасса.

4. Четко проговори каждое словосочетание со звуками С и Ш 3-4 раза. Если медленно ты произносишь их легко, повтори словосочетания в быстром темпе, сохраняя при этом внятность и громкость произношения. Значение незнакомых слов уточни.

Скоростное шоссе. Шесть пастушков.

Смешное путешествие. Сынишка на раскладушке

Ясное солнышко. Послушный сынишка.

Страшный стишок. Бесстрашный парашютист.

Шесть стеклышек. Машиностроительная промышленность.

5. Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения.

Купался Иванушка у серого камушка, споткнулся Иванушка у серого камушка.

Машинист сошел с подножки, солнышко в его окошке.

Карточка №5.

1. Добавь слог -ШИ- или -СЫ-.

Лото, о, ве, мы, гру, бу, но, шала, малы, поло… .

2. Добавь слог -ШКА- или -СКА-.

Ду, ма, ка, пу, кры, соси. .

3. Четко проговори каждую пару слов 3-4 раза.

Большая собака. Ношу сапоги. Пшенный суп.

4. Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения.

По шоссе бегут машины, по асфальту шуршат шины.

Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком. Ох, орешки хороши, ты не мешкай, поспеши!

Расшумелись на опушке совы, сойки и кукушки.

Сварила Маша вкусную кашу, дала Саше вкусной каши: «Садись, гостья желанная, остынет каша манная!»

Соловушка, соловушка, веселая головушка!

5. Выучи наизусть.

-Пылесос, пылесос!

Ты куда суёшь свой нос?

-шу-шу-шу, шу-шу-шу,

Вашей пылью я дышу!

Карточка №6.

1. Замени в слове первую букву на звук Ш или С. Какое слово у тебя получилось?

Ветка - …етка, лев - …ев, дар - …ар, цвет – …вет, храм - …рам, ворох - …орох, мина - …ина.

2. Четко проговори каждую пару слов 3-4 раза.

Наш садик. Своя машина. В саду шиповник.

3. Измени каждое предложение, как указано в образце. Следи за произношением звуков С и Ш.

Образец: Я слышу смешок.

Ты слышишь смешок.

Он слышит смешок.

Мы слышим смешок.

Вы слышите смешок.

Они слышат смешок.

Я стригу шерсть. Я спешу в школу. Я слушаю стишок.

4. Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения.

Тише, тише, тише, тише, и тиха, и неслышна на деревья и на крыши опустилась тишина.

У большого шалаша слон качает малыша, а мамаша не спеша шубку шьет для малыша.

Хороши в дорожку пирожки с горошком.

Шесть ребят живут в избушке, шесть маслят вблизи опушки.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей.

5. Выучи наизусть.

-Мышка, мышка, что не спишь?

Что соломкою шуршишь?

-Я боюсь, уснуть, сестрица,

Кот усатый мне приснится!

Карточка №7.

1. Повтори слоги, четко проговаривая звуки С и Ш.

Аса-аса-аша асу-асу-ашу аши-асы-асы ассо-асо-ашо

Асы-асы-аши сшо-сшо-сша сшу-сшу-сши сши-сши-сше

Сше-сше-сши сша-сша-сши шсо-шсо-шсу шса-шса-шсо

2. Повтори словосочетания, четко проговаривая звуки С и Ш.

Веселый розыгрыш. Голосистый скворушка. Душистый шиповник. Осколок стеклышка. Персидская кошка. Посошок старушки. Сушеная вишня. Шелест камышей.

3. Представь, что к широкому шоссе спешит человек, он торопится на автобусную остановку. Послушай слова и объясни их значение. Затем полным предложением ответь на вопрос: кто спешит к шоссе?

Например: К шоссе спешит машинист. К шоссе спешит шахматист.

Штангист, шахматист, путешественник, пастушок, машинист, шпажист, планерист, телефонист, писатель, велосипедист, шофер, шахтер, паспортист, космонавт.

В данном упражнении все фразы, которые составляет ребенок, содержат сложные звуковые комбинации. Однако модель у предложений единая, что заметно облегчит их проговаривание.

4. Выучи наизусть.

-Шустрый Миша сушит сушки,

Миша высушил штук шесть.

-Как смешно спешат старушки

Сушек Мишиных поесть!

Карточка №8.

1. Четко проговори каждую пару слов 3-4 раза.

Шайка – сайка, шоу – сок, шитый – сытый, шут – суд, мышь – мыс, нож – нос, уж – ус, наш – нас.

2. Повтори предложения, четко проговаривая звуки Ш и С.

В лесной глуши не слышно шума шоссе.

Вдоль шоссе высадили кусты душистого шиповника.

Леша повесил в шкаф бабушкину шаль. Мы сложили в мешок старую шинель и шапку.

На лесной опушке расшумелись сойки и кукушки.

3. Распространение предложений.

Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звуков Ш и С.

Я слышу.

Я слышу шум.

Я слышу шум шоссе.

Я хорошо слышу шум шоссе.

Я хорошо слышу шум скоростного шоссе.

4. Выучи наизусть.

Шел по лесу шустрый Мишка,

На него свалилась шишка.

-А на нас, а на нас

Пусть сорвется ананас!

Карточка №9.

1. Четко проговори каждую пару слов 3-4 раза.

Пляж – пляс, каша – касса, крыша – крыса, лиса – леший, мешать – массаж, просить – крошить, пошёл – посол.

2. Повтори предложения, четко проговаривая звуки Ш и С.

По ночам в углу слышался шорох – спать нам не давал мышонок.

После купания Сашу вытерли насухо пушистым полотенцем.

С наступлением весны в лесу становится слышно соловушку.

Саша сочинил смешной стишок.

Саше сшили на маскарад маску и костюм мишки.

У нашей кошки пушистая шерсть и длинные усы.

3. Распространение предложений.

Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звуков Ш и С.

Я расчешу кошку.

Я расчешу пушистую кошку.

Я расчешу пушистую, персидскую кошку.

Я расчешу гребешком пушистую, персидскую кошку.

4. Выучи наизусть.

-Слышу, Слышу! Две букашки

Спать устроились в ромашке!

Под простынки влезть хотят,

Лепестками шелестят.

Публикации по теме:

Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок»Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи "Собери цветок" Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]»Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Оборудование: куклы или картинки (мальчик, девочка, игрушка -кошка, картинки со звуками «К-Г», коробочка, цветок с четырьмя лепестками.

Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш)Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш) Дифференциация звуков - важный процесс. У детей с ОНР и ФФНР звуки закрепляются длительное время, поэтому логопеду необходимо использовать.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [п], [б]»Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [п], [б]» (старшая группа) Цель: Дифференциация звуков [п], [б]. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные. Формировать умение дифференцировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека упражнений «Дифференциация звуков [с]-[ш]»
Опубликовано: 13 июля 2022 в 11:18
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД