Папки-передвижки

Консультация «Культура речи»

Зульфия Кучкарова
Консультация «Культура речи»

Консультация «Культура речи»

Правильному произношению, выразительному интонированию, умению выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей следует обучать детей как можно раньше. Это одна из важнейших практических задач, которая стоит перед дошкольным учреждением.

Представляем стихотворный материал, цель которого помочь воспитателям в работе с детьми по предупреждению наиболее часто встречающихся речевых ошибок.

Публикация «Консультация „Культура речи“» размещена в разделах

Ритмичные и рифмованные строки вызывают интерес у дошкольников, запечатляются в памяти, тем самым закрепляя правильное произношение языковой единицы. Выразительное поэтическое слово есть прекрасный образец высокохудожественной речи, который способствует обогащению лексики, развитию языкового чутья.

Работу с поэтическими строчками, включающими слово, в котором дети часто допускают ошибку, следует считать дополнением к тем занятиям и дидактическим играм, которые проводятся в старших группах.

Задача педагога выработать у каждого ребенка произношение всех звуков.

Помощником в этом деле становятся стихи, в частности отрывок из стихотворения С. Михалкова «Сашина каша» :

Живет на свете Саша.

Во рту у Саши каша,

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

Не манка, не овсянка

На сладком молоке.

С утра во рту у Саши

Слова простые наши

Слова простые наши

На русском языке.

Но то, что можно внятно

Сказать для всех понятно,

Красиво, чисто, ясно,

Как люди говорят,

Наш Саша так корежит,

Что сам понять не может:

Произнесет словечко -

И сам тому не рад.

Он скажет «До свидания»,

А слышится: «До здания».

Он спросит: «Где калоши?»

А слышно: «Это лошадь».

В речи дошкольников встречаются различные ошибки: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические, лексические, синтаксические.

К орфоэпическим относятся ошибки, связанные с произношением, например коклета вместо котлета, колидор вместо коридор. Детям также нелегко выговаривать губной и губно-зубной звуки на стыке слогов, поэтому в слове трамвай некоторые дошкольники мв заменяют на нв.

Для закрепления в речи детей правильного произношения этих слов предлагаем следующие стихи:

1. Рано утром в коридоре

Вдруг раздался топот ног.

Встал сосед Иван Петрович,

Ничего понять не мог.

….

Встала бабушка с кровати-

Все равно вставать пора!

Это Лида в коридоре

Прыгать учится с утра.

(А. Барто. Веревочка)

2. Ешь конфетку,

Ешь котлетку,

Молоко свое допей-

И пойдем гулять скорей.

(З. Александрова. Мой мишка.)

3. Сегодня лучший день весны.

Сегодня Первомай.

Оркестры дальные слышны.

В цветных флажках трамвай.

(С. Маршак. Первое Мая.)

В практике часто встречается неправильное произношение согласных в словах скучно, конечно (чн вместо шн); что, чтобы, чтоб, потому что (чт вместо шт).

Тренировочные тексты:

1. Мне не скучно без огня-

Есть фонарик у меня.

(А. Барто. Фонарик.)

2. У нее томится утка,

Не ныряет, не плывет,

У нее певунья-дудка

Скучным голосом поет.

(Е. Серова. Нехорошая история.)

Вторая группа ошибок – акцентологические. Это речевые ошибки, состоящие в неверной постановке ударения в слове. Закрепить нормативное ударение в словах помогут следующие стихи:

1. И вдруг, запыхавшись,

Зайчишка,

Бежит, перепуган до слез:

«Скорее! Какой-то мальчишка

Ежинку в корзине унес.

(В Осеева. «Ежинка»)

2. Маляры пришли втроем,

Обновили старый дом…

Все ребята со двора

Малярам кричат: «Ура!»

(М. Пожарова. «Маляры»)

3. Пахнет маляр скипидаром и краской,

Пахнет стекольщик оконной замазкой.

(Д. Родари. «Чем пахнут ремесла.»

Довольно часто дети допускают акцентологические ошибки в некоторых глагольных формах, приведем ряд поэтических иллюстраций:

1. Телефон у нас висит,

Телефон весь день звонит.

(С. Баруздин.)

2. Мишка топал, баловался –

Легкий мостик зашатался.

По воде идут круги…

Шарик, Шарик, помоги!

(З. Александрова. «Мой мишка».

Третья группа – словообразовательные ошибки. Они состоят в неоправданном словосочинительстве и неверном употреблении приставок и корней. Так, вместо поскользнулся можно слышать подскользнулся, вместо прививка – «приливка» .

1. Поскользнулся,

Задом пятясь, -

И к милиции в объятья.

(А. Барто. «Мальчик наоборот»

Четвертая группа – морфологические ошибки, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи.

Значительная часть речевых ошибок на морфологическом уровне появляется в результате слишком прямолинейного следования законам языковой системы. Ребенок первоначально вырабатывает для себя упрощенный вариант нормативного языка и придерживается его логики, подгоняя исключения под общие правила. Чтобы предостеречь ребят от этих ошибок, нужно обучать их правильному формообразованию слов такого типа. В этом помогут стихотворные строки:

1. Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

(С. Маршак. «Где обедал воробей».

В речи детей встречаются просторечные местоименные образования: «ейный», «ихний». Необходимо тренировать детей в правильном употреблении местоимений.

Дети воинов, бойцов

В этом детском доме.

Здесь портреты их отцов,

Карточки в альбоме.

(А. Барто. «30 братьев и сестер»)

В речи дошкольников подвергаются деформации личные глаголы, имеющие в основе настоящего времени чередование гласных: зажгет, жгется, жгет (норма зажжет, жжется, жжет).

1. Мать на рынок уходила,

Дочке Лене говорила:

«Печку, Леночка, не тронь:

Жжется, Леночка, огонь!»

(С. Маршак. «Пожар»)

2. Испеклась в золе картошка

Ароматна

Жжет ладошки.

(М. Кравчук.

3. В это время по дорожке

Шел зверек страшнее кошки,

Был на щетку он похож.

Это был, конечно, еж.

(С. Маршак. Сказка об умном мышонке.)

Пятая группа – лексические ошибки. Наиболее часто встречается такое типичное искажение нормы, как употребление слова обратно в значении «опять, снова». Слово опять хорошо закрепляется с помощью стихотворения С. Михалкова «Тридцать шесть и пять» :

У меня опять

Тридцать шесть и пять.

Шестая группа – синтаксические ошибки, заключающиеся в неверном построении словосочетаний и предложений. Низкая частотность этих ошибок объясняется тем, что дошкольники в своей речи обходятся без сложных синтаксических конструкций. На уровне словосочетания мы наблюдали нарушения норм согласования и управления, например, «день рождение» вместо день рождения, «смеется с меня» вместо смеется надо мной.

Тренировочные упражнения:

1. Но, увы, совсем некстати

Расхворалась тетя Катя.

Не придется развлекаться,

День рожденья отменен,

Нужно сбегать за лекарством,

Принести пирамидон.

(А. Барто. «Где ты, Павел?»)

2. Что за наваждение?

Чей же день рождения?

(А. Барто. «День рождения»)

3. Смеется Маринка

Над маленьким братцем –

Не может братишка

На стульчик взобраться!

(Е. Серова. «Смешинка»)

В детской памяти слово закрепляется, если воспитатель не только предлагает поэтические строки для прослушивания, но и проводит беседу по содержанию стихотворения.

Дети черпают свои знания о языке из окружающей речи. Они воспроизводят то, что слышали при общении со взрослыми. Поэтому воспитатель должен быть внимателен к собственной речи, со словарем в руках готовиться к чтению вслух детской художественной литературы, постоянно следить за речью детей не только на занятиях, но в повседневной деятельности.

Публикации по теме:

Игра для развития звуковой культура речи «Любопытное солнышко»Игра для развития звуковой культура речи «Любопытное солнышко» Сегодня я представляю третий вариант многофункциональной игры «Любопытное солнышко». Направление: развитие речи и звуковая культура.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

Конспект НОД «Звуковая культура речи. Звук «[Ш]» в средней группеКонспект НОД «Звуковая культура речи. Звук «[Ш]» в средней группе Конспект НОД «Звуковая культура речи: звук «Ш» Цель: учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах). Задачи: • учить детей.

Конспект НОД «Звуковая культура речи. Звук [М]» во второй младшей группеКонспект НОД «Звуковая культура речи. Звук [М]» во второй младшей группе Цель: Упражнять в четком и правильном произношении звуков «М» и «Мь». Задачи: Обучающие: Закреплять умение правильно произносить звуки «м».

Конспект ООД «Звуковая культура речи «Звук А» в младшей группе Конспект организованно – образовательной деятельности. ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. «Звук А» (младшая группа) Цель:Закрепление звука «а»; упражнять.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Пособие «Звуковая культура речи»Пособие «Звуковая культура речи» Пособие для развития звуковой культуры речи. По трафарету вырезаю буквы на букве рисую картинки на этот звук. Буквы вырезаю из картона.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Культура речи»
Опубликовано: 12 февраля 2022 в 17:19
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД