МААМ-картинки

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогической направленности «Путешествие по стране Вообразилии»

Ирина Левих
Дополнительная образовательная программа психолого-педагогической направленности «Путешествие по стране Вообразилии»

Дополнительная образовательная программа

психолого-педагогической направленности

«Путешествие по стране Вообразилии»

Программа развития творческого мышления

детей подготовительной к школе группы

Пояснительная записка

Публикация «Дополнительная образовательная программа психолого-педагогической направленности „Путешествие по стране Вообразилии“» размещена в разделах

настоящее время развитие творческого мышления детей является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость, уметь видеть проблему и не бояться ее новизны, нужно обладать оригинальностью, продуктивностью мышления, изобретательностью, интуицией – т. е. качествами, присущими творческой личности.

В современном динамичном мире творческое мышление считается высшей ценностью. Ведь нестандартность мышления лежит в основе почти всех изобретений, научных открытий, она приводит к рождению идей, двигающих человечество вперед. Трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение нестандартно разрешать складывающиеся ситуации не играло бы существенной роли.

Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, направленные на развитие творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству. Именно развитие творческого мышления создает базу для интеллектуального развития ребенка, и уровень развития интеллекта в старших возрастах до некоторой степени зависит от развития творческого мышления в младших возрастах.

Творческое мышление становится одной из основ преемственности дошкольного и школьного обучения. Развитие творческого мышления – главнейший залог формирования у ребенка полноценной психологической готовности к школе. Дети с развитым творческим мышлением легче включаются в учебную ситуацию, видя со стороны, что и как надо делать. Такие дети жизнерадостны и открыты миру, но вместе с тем избирательны и критичны, прежде всего, к самим себе. Творческий процесс окрашен яркими и сильными положительными переживаниями. Это делает его привлекательным для ребенка и влияет на формирование потребности в творчестве, создании нового, открытии неизвестного. Творческая мотивация стимулирует развитие любознательности, поддерживает у ребенка интерес к школе как источнику знаний, необходимых для творчества.

Творчество – процесс выдвижения идей, которые являются новыми и оригинальными для их создателя. А значит наша задача – помочь детям в генерировании таких идей, которые будут считаться новыми и оригинальными для данного ребенка на данном этапе его развития. Психологические исследования подтверждают, что люди, которые систематически занимаются творческими упражнениями, улучшают свои творческие мыслительные способности для решения проблем в самых разных сферах.

Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования. В то же время, анализ показывает, что развитие творческого мышления в условиях ДОУ происходит эпизодически, в рамках работы по некоторым разделам программы. При этом работа в данном направлении по результатам наблюдений и бесед вызывает у педагогов затруднения. Развитие творческого мышления, однако, будет успешным только в случае систематической целенаправленной работы по специальным программам и технологиям. Поэтому программы по развитию творческих способностей детей чрезвычайно актуальны.

Для этого необходима специальная образовательная технология, которая бы помогала развивать уникальный творческий потенциал каждого ребенка. Такую технологию обеспечивает разработанный Ю. Гатановым «Курс развития творческого мышления».. Программа «Путешествия по стране Вообразилии» разработана на основе программы Гатанова Ю. Б. «Курс развития творческого мышления. Первый год обучения», соответствующей Госстандарту России.

Отличительные особенности программы

Основу программы составили задания «Курса развития творческого мышления» Гатанова Ю. Б. (по методу Дж. Гилфорда и Дж. Резнулли). Автор отмечает, что особенность такого подхода к развитию креативности состоит в системности: происходит развитие не только отдельных творческих способностей, но и творческого мышления как целостной психической структуры.

Курс развития творческого мышления составлен на основе известной теоретической модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда, его подходов к развитию творческого мышления, а также на основе наиболее популярных и эффективных развивающих программ Дж. Резнулли.

Степень новизны программы «Путешествия по стране Вообразилии» проявляется в том, что:

- на занятиях используются элементы песочной терапии, игровые сюжеты и проблемные ситуации., что позволяет придать заданиям более привлекательный для дошкольников игровой характер;

- программа дополнена диагностическим блоком для определения индивидуальных особенностей развития творческого мышления детей и оценки эффективности работы;

- с целью включения родителей и педагогов в процесс развития творческого мышления у детей разработан ряд мероприятий для взрослых (тренинги, консультации, стендовые консультации).

Цель программы – развитие творческого дивергентного мышления детей старшего дошкольного возраста.

Задачи программы:

• Развитие таких творческих мыслительных способностей как беглость, гибкость, оригинальность, способность к разработке идей;

• создание условий для раскрытия творческого потенциала детей;

• стимулирование мотивации участников группы к творчеству,

• Формирование независимости мышления, т. е. умения находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы;

• Развитие целеустремленности и настойчивости при поиске решения проблем, стремления доводить начатое дело до конца;

• Развитие умения сохранять уверенность в своих способностях, несмотря на временные трудности и неудачи.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: от 6 (5,5) до 7 лет.

Срок реализации образовательной программы – 1 год.

Режим занятий. Продолжительность одного занятия – 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. При необходимости (большом интересе к теме или, наоборот, при затруднениях детей) возможно проведение дополнительных занятий.

Формы занятий. Занятия проводятся с группой детей. Оптимальный состав группы – 10-12 человек, относительно однородных по своим способностям, но использующих разные способы решения творческих задач.

Занятия строятся в занимательной, игровой форме.

Курс состоит из 32 занятий. При этом большинство тем прорабатывается дважды, но на разных занятиях (серии «А» и «Б», с разным стимульным материалом, с использованием разных методов и приемов. Таким образом, курс представляет собой 17 занятий серии «А» и 15 занятий серии «Б». Предложенный в рамках курса порядок выполнения заданий не является жестким. Возможно изменение их очередности на свое усмотрение. Однако приступать к выполнению заданий серии Б следует только после того, как выполнена предварительно вся серия А. Дети должны выполнять серию Б на более высоком уровне, уже имея опыт работы с подобными заданиями. В результате появляется возможность для сравнения детских работ и возможность увидеть творческое развитие детей.

Приемы, используемые на занятиях

Для проведения занятия необходимо создавать и постоянно поддерживать атмосферу творчества и психологической безопасности, контролировать эмоциональное состояние детей, что достигается следующими приемами при проведении занятия:

- ритуалы начала и окончания занятия;

- -мозговой штурм;

- -беседа;

- подвижные или творческие игры, физкультминутки;

- психогимнастические и психотехнические упражнения;

-продуктивная деятельность (рисование, лепка и другие виды изобразительного творчества);

-драматизация;

- составление рассказов, сказок, фантазирование;

-элементы песочной терапии;

- музыкальное сопровождение.

Условия, обеспечивающие эффективность курса развития творческого мышления:• - организация взаимодействия между детьми и взрослыми в соответствии с принципами гуманистической психологии - безоценочности, принятия, безопасности, поддержки; -

• организация: в процессе реализации программы

«мягкого» соревнования» (предпочтение соревнованиям в группах, сменный состав команд, отсутствие материального вознаграждения);

сотрудничества и кооперации (обучение сотрудничеству, развитие лидерских способностей, создание ситуации успеха для менее творческих детей);

отсроченного оценивания (освобождение детей от страха делать ошибки, обучение самооцениванию);

дифференцированного подхода, учета аиндивидуальных возможностей ребенка;

• позитивное подкрепление всех идей и ответов детей;

• использование ошибки как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;

• - использование аудиотехники, ИКТ.

Ожидаемые результаты освоения программы

Дети будут уметь:

- вырабатывать максимально большое количество идей в ответ на проблемную ситуацию;

- выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных;

- находить новые стратегии решения, устанавливать необычные ассоциативные связи, переходить в мышлении и поведении от явлений одного класса к другим, в том числе, далеким по содержанию;

- творчески разрабатывать идеи (детализация выполненного рисунка, умение наполнить собственный рассказ интересными деталями и подробностями, глубина проникновения в решаемую проблему);

Дети будут способны проявлять следующие отношения:

- доводить начатое дело до конца, проявлять при поиске решения проблем целеустремленность и настойчивость;

- сохранять уверенность в своих способностях, несмотря на временные трудности и неудачи.

Способы проверки результатов освоения программы

Основной принцип качественной результативности проведенных занятий состоит в отслеживании продвижения ребенка в выполнении творческих заданий по отношению к самому себе, но не в сравнении с успехами других детей.

Количественные показатели результативности работы определются по итогам применения психодиагностических методик.

Повышение показателей, характеризующих творческие способности ребенка, таких, как беглость, оригинальность, разработанность идеи, а также повышение уровня развития личностно-индивидуальных творческих факторов (способности пойти на риск, любознательности, воображения, освоение детьми способов, приемов, способствующих активизации творческого мышления, выработка у них умения решать новые проблемы являются критериями эффективности реализации содержания программы.

Для оценки изменений, происходящих в творческом, интеллектуальном и личностном развитии детей, используются следующие диагностические методики:

- «Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма» П. Торренса; - диагностика детей.

Исследуемые параметры: развитие дивергентного мышления и его показателей (беглости, гибкости, оригинальности, разработанности).

- «Шкала Вильямса» - опросник для родителей и педагогов.

Исследуемые параметры: личностно-индивидуальные творческие факторы (способность пойти на риск, сложность, любознательность, воображение).

Диагностические методики предъявляются дважды - до и после обучения ребенка по программе.

Форма подведения итогов

По окончании учебного года ребенок оформляет альбом. В него входят выполненные им за год задания. В конце года устраивается выставка альбомов. Дети называют наиболее интересные, на их взгляд, идеи, работы, альбомы. Авторы альбомов получают красочно выполненные свидетельства об окончании курса «Путешествия по стране Вообразилии».

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности для детей 4–7 лет «Мой Златоуст» (нормативный срок освоения 3 года) У Бушуева конька – Золотые крылышки. Он летит под облака – Разметалась гривушка. Ты лети конёк, сияй,.

Дополнительная образовательная программа кружка «Я познаю мир» познавательно-исследовательской направленности Мигачёва Юлия Викторовна – воспитатель СП «Детский сад № 1» ГБОУ СОЩ № 2 «ОЦ» с. Большая Черниговка Большечерниговского района Самарской.

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Юные художники» для детей 4–5 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 97 «Незабудка» Городского округа «город.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Любознайки» .

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Маячок» Возраст обучающихся: 3-7.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Школа здоровья» для несовершеннолетних МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО.

Дополнителная общеразвивающая программа психолого-педагогической направленности для детей 4–5 лет Учебный план первого года обучения (дети 4-5 лет) № Тема Теория Практика 1 Хлопни в ладоши. Развивать устойчивость и переключение внимания,.

Дополнительная общеразвивающая программа психолого-педагогической направленности для детей 5–6 лет Учебный план второго года обучения (дети 5-6 лет) № Тема Теория Практика 1 Угадай, что делать. Развивать умение переключать слуховое.

Краткосрочная дополнительная образовательная программа художественной направленности «Стань Звездой» Краткосрочная дополнительная образовательная программа художественной направленности «Стань Звездой» Пояснительная записка Музыкальное искусство.

Рабочая программа по обеспечению психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации Рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования (далее.

Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа психолого-педагогической направленности «Путешествие по стране Вообразилии»
Опубликовано: 12 ноября 2019 в 22:46
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД