Елена Тихонова
Дополнительная общеобразовательная и общеразвивающая программа в группе
▼ Скачать + Заказать документы
Отдел образовании администрации Инжавинского района
МБДОУ «Инжавинский детский сад «Березка»
Принята
решением
педагогического совета
от «___» ___ 20 ___ г. протокол № ___
Утверждена
приказом
от «___» ___20 __ г. № ___
Заведующей МБДОУ «Инжавинский детский сад «Березка»
___ Ивкина Л. А.
Дополнительная
общеобразовательная, общеразвивающая программа
в группе «Почемучки» 5-6 лет
«Весёлая канитель» (подготовка к обучению письму)
на 2019-2020 учебный год.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная и общеразвивающая программа в группе» размещена в разделах
Составитель: воспитатель
Тихонова Е. В.
Информационная карта
1. Полное название
организации Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Инжавинский детский сад «Березка»
2. Полное название программы «Весёлая канитель» (подготовка к обучению письму)
3. ФИО составителя, должность Тихонова Елена Владимировна,
воспитатель
4. Сведения о программе
4.1. Нормативная
база: Закон РФ «Об образовании» №68 от 10.07.2012г. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 июня 2003 г. Концепция развития дополнительного образования детей РФ от 04.09.2014г. №1726-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Тамбовской области на 2015- 2020 годы. Устав МБДОУ «Инжавинский детский сад «Березка» утвержден постановлением администрации Инжавинского района от 22.12. 2015г. № 993. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей от 4.06.2014 г. №41. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ Минобрнауки России от 18.11.2015 г.
4.2. Область применения: дополнительное образование детей
4.3. Направленность: Социально-педагогическая
4.4. Тип программы : модифицированная
4.5. Вид программы : общеобразовательная (общеразвивающая)
4.6. Возраст обучающихся: 5-6 лет
4.7. Продолжительность обучения: 1 года
4.8. Образовательная область: речевое развитие (подготовка руки к письму)
4.9. Уровень освоения стартовый
4.10. Форма организации образовательного процесса фронтальная, групповая
4.11. Форма реализации
Пояснительная записка
Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам, штриховка цветными карандашами изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика, работа в рабочей тетради для старших дошкольников. Практический материал поможет более полно обеспечить развитие ребенка в дошкольном возрасте и правильно подготовить его к школе.
Работа требует внимания, усидчивости и сосредоточенности. Во время занятия обязательно проводятся пальчиковые игры. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка.
Структура занятий:
1 часть — Упражнения на развитие координации пальцев рук: пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.
2 часть — Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.
3 часть — Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе, графические диктанты.
Продолжительность занятия: 20-25 минут
Цель кружка: подготовка руки ребёнка к письму, и формирование художественного вкуса и практических трудовых навыков
Задачи:
- развитие логики и логического мышления;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие устойчивого внимания, учить ориентироваться на листе в клеточку;
- воспитание творческой активности;
- развитие зрительного восприятия.
Прогнозируемый результат :
- укрепить мышечный тонус кисти рук;
- развить чёткие движения и координацию рук ребёнка;
- снизить утомляемость и повысить работоспособность.
Формы обучения: специально организованные занятия; совместная работа воспитателя с детьми вне занятий; совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.
Формы работы: игровые, показ способа действия, объяснение, совет, указание, контроль.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
К концу года предполагается развитие и совершенствование у детей:
-мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
-крупных движений и умения владеть своим телом;
«-пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела, ориентация во времени);
-активной речи, словарного запаса;
-мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
-навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
Работа детей оценивается в течение всего периода обучение. Оценивая их, педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений и навыков, которым ребенок должен овладеть за определенное время. Критериями оценки могут быть игры в процессе занятий, позволяющие детям самим оценивать собственные достижения, а также тестовые задания в начале и конце учебного года, определяющие уровень их развития.
Учебно-методическое обеспечение: доска, мебель, соответствующие росту детей, тетрадь в крупную клетку, ручка, простые карандаши, цветные карандаши, трафареты по количеству детей.
Программное содержание осваивается детьми особенно продуктивно, если встречается понимание и оказание помощи со стороны родителей.
Работа с родителями:
Беседы, консультации об особенностях психофизиологическом развитии детей 5-6 лет, об особенностях и своеобразии детского мышления.
Выполнение небольших домашних заданий родителями с детьми.
Разучивание пальчиковой гимнастики.
График проведения кружка: вторник – 16.00
Список детей группы
1. Балбекова Саша
2. Корабельникова Вика
3. Лезгина Вероника
4. Никитина Вика
5. Новикова Полина
6. Панин Денис
7. Пихур Максим
8. Чекалина Лиза
Календарно учебный график
№ Наименование раздела Количество часов
всего теория практика
Учимся писать красиво 35 4 31
Водное занятие 6 2 4
Учимся писать 26 2 24
Итоговое диагностическое занятие 3 - 3
ПЛАН РАБОТЫ
Сентябрь
№ 1 занятие Пальчиковая игра «Прогулка».
Штриховка (раскраска).
Рисование по клеточкам флага.
№ 2 занятие Пальчиковая игра «Лодочка».
Штриховка (раскраска).
Графическое упражнение «Волна» (тетрадь).
№ 3 занятие Пальчиковая игра «Четыре братца».
Штриховка (раскраска).
Продолжи узор (тетрадь).
№ 4 занятие Пальчиковая игра «Братцы».
Штриховка (раскраска)
Рисование по клеточкам «Рыбка».
Октябрь
№ 5 занятие Пальчиковая игра «Пошли пальчики гулять».
Штриховка (раскраска)
Обведи по трафарету.
№ 6 занятие Пальчиковая игра «Лодочка»
Выкладывание узоров из счётных палочек.
Продолжи узор (тетрадь).
№ 7 занятие Изображение животных ладошками
Штриховка (раскраска).
Упражнение в тетради.
№ 8 занятие Массаж карандашом.
Выкладывание узоров из счётных палочек.
Графическое упражнение «Дождик».
Ноябрь
№ 9 занятие Пальчиковая игра «Строим дом».
Упражнение в тетради.
Рисование по клеточкам елки (графический диктант)
№ 10 занятие Пальчиковая игра «Четыре братца».
Графическое упражнение «Дождик».
Штриховка (раскраска)
№ 11 занятие Пальчиковая игра «Пять пальцев».
Продолжи узор (тетрадь).
Игра «Волшебный мешочек».
№ 12 занятие Пальчиковая игра «Братцы».
Рисование по клеточкам машины.
Штриховка (раскраска).
Декабрь
№ 13 занятие Пальчиковая игра «Сосчитаем пальчики».
Рисование по клеточкам летящей птицы.
Штриховка.
№ 14 занятие Пальчиковая игра «Гости».
Работа в тетради.
Штриховка (раскраска).
№ 15 занятие Пальчиковая игра по выбору детей.
Рисование по клеточкам бабочки.
Штриховка (раскраска).
№ 16 занятие Пальчиковая игра «Помощники».
Работа в тетради.
Штриховка (раскраска).
Январь
№ 17 занятие Пальчиковая игра «Моя семья».
Работа в тетради.
Штриховка (раскраска).
№ 18 занятие Пальчиковая игра «На блины».
Рисование по клеточкам зонта.
Штриховка (раскраска).
№ 19 занятие Пальчиковая игра «Баба Фрося».
Выкладывание узоров из счётных палочек.
Штриховка (раскраска).
№ 20 занятие Пальчиковая игра «Пришли солдаты на постой».
Рисование по клеточкам ракеты.
Штриховка (раскраска).
Февраль
№ 21 занятие Пальчиковая игра «Мои веселые пальчики».
Выкладывание узора из счетных палочек.
Рисование по клеточкам «Корабль».
№ 22 занятие Пальчиковая игра «Гости».
Работа в тетради.
Штриховка (раскраска)
№ 23 занятие Пальчиковая игра «Моя семья».
Работа в тетради графический диктант.
Штриховка (раскраска).
№ 24 занятие Пальчиковая игра «Братцы».
Штриховка (раскраска).
Рисование по клеточкам «Апельсин»
Март
№ 25 занятие Изображение животных ладошками.
Штриховка (раскраска).
Упражнение в тетради.
№ 26 занятие Пальчиковая игра «Помощники».
Работа в тетради.
Штриховка (раскраска).
№ 27 занятие Пальчиковая игра по выбору детей.
Рисование по клеточкам ящерицы.
Штриховка (раскраска).
№ 28 занятие Пальчиковая игра «Строим дом».
Графическое упражнение.
Рисование по клеточкам белочки (графический диктант).
Апрель
№ 29 занятие Пальчиковая игра «Помощники».
Работа в тетради.
Штриховка (раскраска).
№ 30 занятие Пальчиковая игра «Братцы».
Штриховка (раскраска).
Дорисуй узор.
№ 31 занятие Пальчиковая игра «Пришли солдаты на постой».
Рисование по клеточкам ракеты.
Штриховка (раскраска).
№ 32 занятие Пальчиковая игра «Братцы».
Штриховка (раскраска).
Рисование по клеточкам цветка.
Май
№ 33 занятие Пальчиковая игра «Братцы».
Штриховка (раскраска).
Рисование по клеточкам зайца.
№ 34 занятие Пальчиковая игра «Помощники»
Работа в тетради.
Штриховка (раскраска).
№ 35 занятие Пальчиковая игра «Моя семья».
Работа в тетради.
Таблица № 1
Мониторинг подготовки руки к письму (начальные показатели)
ФИО ребенка Умение четко выполнять пальчиковую гимнастику Умение выполнять штриховку, соблюдая все ее правила Умение правильно выполнять звуковой диктант Умение правильно держать в руке ручку Умение ориенти-роваться в прост-ранстве Соблюдение правил гигиенических требований для письма
баллы %
1. Балбекова Саша
2. Корабельникова В
3. Лезгина Вероника
4. Никитина Вика
5. Новикова Полина
6. Панин Денис
7. Пихур Максим
8. Чекалина Лиза
Таблица № 2
Мониторинг подготовки руки к письму. (Показатели после проведенных упражнений и методик).
ФИО ребенка Умение четко выполнять пальчиковую гимнастику Умение выполнять штриховку, соблюдая все ее правила Умение правильно выполнять звуковой диктант Умение правильно держать в руке ручку Умение ориенти-роваться в прост-ранстве Соблюдение правил гигиенических требований для письма
баллы %
1. Балбекова Саша
2. Корабельникова В.
3. Лезгина Вероника
4. Никитина Вика
5. Новикова Полина
6. Панин Денис
7. Пихур Максим
8. Чекалина Лиза
Список используемой литературы:
И. Е. Аверина «Физкультурные минутки в детском саду».
Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами определения ведущей руки и развитием навыков письма 6-8 лет; Практическое пособие для педагогов и родителей - М. : Аркти, 2001.
С. Е. Большакова Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М. : ТЦ Сфера, 2006.
Гаврилина С. Е. Развиваем моторику. Ярославль: Академия развития, 2007г.
Косина Е. М. Гимнастика для пальчиков. М. : «Олма-Пресс;2001.
Новоторцева Н. В. Обучение письму в детском саду – Ярославль: ООО «Академия развития». 2012.
Шибанова А. Подготовка руки к письму. // Мой ребенок/ Август, 2009.