Получи документы

Дополнительная общеразвивающая программа студии «Веселые пальчики»

Дарья Носкова
Дополнительная общеразвивающая программа студии «Веселые пальчики»

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи программы

1.3. Планируемые результаты

1.4. Учебно-тематический план

1.5. Содержание программы

Раздел 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Условия реализации программы

2.2. Методические материалы

2.3. Список литературы и источников

Паспорт программы

Ф. И. О. авторов Носкова Д. В.

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа студии „Веселые пальчики“» размещена в разделах

Учреждение Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Кургана «Детский сад комбинированного вида № 160 «Крошка Енот»

Наименование программы Рабочая программа дополнительного образования «Веселые пальчики»

Тип программы Дополнительная общеразвивающая программа

Направленность Двигательно-речевая

Образовательная область Художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Вид программы Авторская

Возраст воспитанников 6 – 7 лет (коррекционная группа)

Срок обучения 1 год

Объем часов по годам обучения 18

Уровень освоения программы Общекультурный

Цель программы : Повысить уровень развития связной речи и коммуникативной компетентности посредством использования ручного труда

Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка.

Студия разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.1.3049 – 13, инструктивно - методическим письмом «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения», Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы и условиям ее реализации, Уставом ДОУ.

В современном мире остро встает проблема речевого развития детей. В связи с этим нельзя недооценивать значение развития мелкой моторики у детей. В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

«Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант.

Всем известно, что дети очень много бегают, прыгают, совершают различные движения, потому что это их способ знакомства с этим миром. Выполняя движения и сравнивая то, что они видят с ощущениями от своих рук, дети учатся различать свойства окружающих предметов. И чем точнее и четче будут движения, тем глубже и осмысленнее знакомство детей с миром. Ученые установили, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Это позволяет нам рассматривать кисть руки как «орган» речи наряду с артикуляционным аппаратом. Доказано, что хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Мелкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь).

Мелкая моторика тесно связана с речевой моторикой; у детей с нарушением слуха затруднено воспроизведение артикуляционных укладов, язык ограничен в движениях, из-за чего страдает звукопроизношение. Поэтому, вместе с развитием мелкой моторики необходимо давать задания, включающие короткие фразы, стишки. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия детей (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности).

Работа в студии не дублирует программный материал, построена с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.

1.2 Цель и задачи программы

Цель:

Повысить уровень развития связной речи и коммуникативной компетентности посредством использования ручного труда.

Задачи:

1. Обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;

2. Развитие мелкой моторики рук, памяти, внимания, образного мышления и воображения;

3. Воспитание уважения к труду и людям труда, формирование чувства коллективизма

1.3 Результаты реализации программы

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования

- применяют различные приемы работы с различными материалами;

- создают композиции с изделиями;

- используют в игре свои поделки;

- овладевают навыками культуры труда;

- усваивают сведения о мире людей и рукотворных материалах;

- сотрудничают с другими детьми в процессе выполнения работ;

- умеют разрезать бумагу на полоски, вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников; преобразовывать одни фигуры в другие (квадраты и прямоугольники — в полоски и т. п.).

-создают изображения предметов, декоративные и сюжетные композиции.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :

• Составление альбома работ детей.

• Проведение выставок работ детей.

1.4 Учебно – тематический план

СЕНТЯБРЬ

1. «Краски осени» (работа с природным материалом) Развивать моторику рук и пальцев, обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках

2. «На что похож осенний лист» (работа с природным материалом) Развивать моторику рук и пальцев, обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках

ОКТЯБРЬ

3. «Солнышко» (работа с бумажными тарелками) Развивать мелкую моторику, закреплять умение самостоятельно складывать и вырезать из бумаги необходимые детали

4. «Паутинка с паучком» (работа с бумажными тарелками) Развивать общую координацию движений, закреплять умение самостоятельно складывать и вырезать из бумаги необходимые детали

НОЯБРЬ

5. «Царевна лягушка» (театр конусов) Развивать мелкую моторику, уточнить представления детей о свойствах бумаги: легко режется, мнется, хорошо склеивается

6. «Львенок» (театр конусов) Развивать моторику рук и пальцев, уточнить представления детей о свойствах бумаги: легко режется, мнется, хорошо склеивается

ДЕКАБРЬ

7. «Чудо дерево» (работа с крупой) Развивать мелкую моторику рук, формировать умение делать поделки из крупы

8. «Снеговик» (работа с крупой) Развивать мелкую моторику рук, формировать умение делать поделки из крупы

ЯНВАРЬ

9. «Павлин» (работа с бросовым материалом) Развивать мелкую моторику рук и пальцев, развивать фантазию, изобретательность, стремление к творчеству.

10. «Кошка» (работа с бросовым материалом) Развивать общую координацию движений, формировать эстетический вкус.

ФЕВРАЛЬ

11. «Рисуем пластилином» (работа с пластилином) Развивать мелкую моторику рук, закрепить знания о характерных особенностях пластилина (мягкий, эластичный)

12. «Улитка» (работа с пластилином) Развивать мелкую моторику рук, развивать желание самостоятельно вылепить поделку, опираясь на умения полученные ранее

МАРТ

13. «Котенок» (работа с цветными нитками) Развивать мелкую моторику пальцев, учить детей делать поделки из разноцветных ниток

14. «Лебеди» (работа с цветными нитками) Развивать мелкую моторику рук, развивать соотношение движений рук, хватанию.

АПРЕЛЬ

15. «Рыбка» (работа с полосками картона) Развивать мелкую моторику рук, учить детей работать с полосками картона, бумаги

16. «Гусеница» (работа с полосками картона, бумаги) Развивать мелкую моторику рук, развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы.

МАЙ

17. «Первые цветы» (работа с гофрированной бумагой) Развивать общую координацию движений, закреплять у детей умение работать с разнообразным материалом, изготавливать поделки

18. «Подарок маме» (работа с гофрированной бумагой) Развивать мелкую моторику пальцев, закреплять у детей умение работать с разнообразным материалом, изготавливать поделки

1.5 Содержание программы.

Принцип коррекционной направленности реализуется в подборе доступного детям речевого материала применительно к творческим и дидактическим играм, ситуациям трудовых процессов, которые осваивает ребенок дошкольного возраста с нарушениями слуха. Основное внимание взрослых в различных образовательных ситуациях обращается на обучение детей с нарушениями слуха использованию, прежде всего, вербальных (в сочетании с невербальными) средств общения в процессе игры, организованной деятельности.

Образовательную деятельность в рамках студии проводит воспитатель. Основной формой работы являются занятия. На занятиях создаются условия для максимально возможной самостоятельной деятельности детей, исходя из особенностей их психомоторного развития.

Основными задачами работы с детьми являются создание условий для:

- развития конструктивного праксиса и мелкой моторики рук в работе с различными материалами, в пальчиковой гимнастике;

- совершенствования навыков выполнения поделок по образцу, схеме, описанию — из разнообразных материалов, выделять и называть части поделок;

- совершенствования навыков работы с бумагой и картоном, (учить складывать лист бумаги, создавать объемные фигуры, бросовым и природным материалом, ножницами, клеем.

приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла;

- формирования навыков работы в коллективе.

Принципы реализации студии :

• принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;

• принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;

• принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения детей.

Основным принципом реализации программы является создание максимально благоприятных ситуаций для развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, социальными возможностями и врождёнными способностями.

В целях организации качественной работы по указанному принципу предполагается также использование таких принципов, как:

– системный подход, реализация образовательного содержания «от общего

к частному»;

– принцип «единства аффекта и интеллекта» (Л. С. Выготский)

интегрированный подход к организации процесса освоения предлагаемого содержания Программы;

– развитие у детей навыков поисковой деятельности, т. е. создание проблемных ситуаций, которые будут мотивировать ребёнка к самостоятельному поиску возможностей их разрешения;

– учёт индивидуальных особенностей (в том числе лидерских качеств, инициативности, различий в темпе выполнения задач, пр.);

– создание условий для мотивации к саморазвитию (развитие у детей желания в различной свободной деятельности повторять (дополнять) пройденный материал);

– использование всех видов восприятия информации (визуального, аудиального, кинестетического);

– использование формата диалога (ребёнка с взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и родителями) как основной базы процесса передачи информации.

Использование указанных принципов при организации и осуществлении учебного процесса с детьми дошкольного возраста будет способствовать их полноценному психическому развитию, качественному восприятию всего учебно-развивающего материала Программы, сохранению положительной эмоциональной обстановки в коллективе дошкольной организации в целом и на занятиях по Программе в частности и способствовать решению задач по развитию мелкой моторики детей.

Раздел 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1 Условия реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения: 2 раза в месяц по 20 минут, в год 18 занятий. Время проведения занятий: 15: 30-15:50

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это

индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Предполагается использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, коммуникативные игры, коллективное или индивидуальное творчество, индивидуальная корректировка действий. Занятия проводятся в групповом пространстве группы. В группе имеются: доска, аудио - аппаратура, цифровые образовательные ресурсы.

Материально-техническое обеспечение программы :

Дидактические материалы:

- иллюстрации, репродукции.

Материально-техническое обеспечение:

- карандаши, фломастеры;

- ножницы;

- клей;

- бросовый материал;

- природный материал;

- пластилин;

- цветная бумага;

- цветной картон.

2.2 Методические материалы

Методы обучения: словесный, наглядный, практический; объяснительно –

иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный; игровой, дискуссионный и др.

Формы организации деятельности:

-интеграция программного содержания занятий социально-коммуникативного, речевого, художественно-творческого цикла;

-совместная деятельность с детьми по видам детской деятельности (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, музыкально - художественная деятельность, подвижные игры, хороводы);

-дидактические игры, развивающие представления детей о возможность эмоционально реагировать на литературные и другие источники, пытаться частично их воспроизвести;

- игры с речевым содержанием, способствующие речевому развитию, вырабатывающие ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивают умение соотносить движения с текстом, умение начинать движение по сигналу;

Дидактические материалы.

Список литературы.

1. Н. А. Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия — М. ,1992.

2. Ю. Б. Гомозова. Калейдоскоп чудесных ремесел. М., 2005

3. В. С. Горичева. Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002

4. Э. К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999

5. М. А. Кузьмина, М. В. Максимова. Послушные узелки. ЭКСМО 1997.

6. Н. В. Дубровская. Аппликация из гофрированной бумаги. М., 2009

7. И. Н. Соленое тесто. М. 2006.

8. В. А. Родионов, М. А. Ступницкая, О. В. Кардашина. Я и другие: тренинги социальных навыков. Ярославль: Академия развития, 2001.

9. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Книга тестов. – М. : ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.

10. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М. : Мозаика-Синтез, 2007.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Проект по пластилинографии «Веселые пальчики»Проект по пластилинографии «Веселые пальчики» ктуальность проблемы. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению.

Программа студии музыкального развития детей «Веселые нотки» ВидеоПрограмма студии музыкального развития детей «Веселые нотки» Видео Программа студии музыкального развития детей «Веселые нотки» Уважаемые коллеги, я думаю, что всем родителям и нам, педагогам, хочется, чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа студии «Веселые пальчики»
Опубликовано: 20 сентября 2020 в 22:07
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД