Новикова Дарья
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Творческая мастерская» (по модулям)
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы – техническая
Программа кружка «Волшебная мастерская» предназначена для детей 4-5лет жизни и направлена она на развития мелкой моторики рук, что очень хорошо способствует развитию речи ребенка. Так развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная мастерская» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности „Творческая мастерская“ (по модулям)» размещена в разделах
• Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
• Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р).
• Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.08.2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
• Письма Министерства образования Московской области от 28.08.2013г. №10825-13в/07 о решении рабочей группы Министерства образования Московской области по разработке мер, позволяющих обеспечить функционирование непрерывной плановой системы обучения детей основам безопасного поведения на улицах и автодорогах от 26.06.2013г.
• Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015г. № 1040).
Содержание программы соответствует федеральным государственным стандартам по дошкольному образованию: этим обеспечивается преемственность методических и педагогических подходов.
Направленность (профиль) программы:
Программа направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками.
По форме организации: творческое объединение.
Уровень освоения программы: ознакомительный (краткосрочный).
Основные направления программы :
- нетрадиционные формы рисования
-работа с бумагой и картоном (аппликация)
- лепка
- работа с природным материалом
- работа с бросовым материалом
- пластилинография
- конструирование
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития младших дошкольников, материально-технические условия, для реализации которых имеются на базе нашего МАДОУ.
Отличительные особенности
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что все занятия в разработанной мной программе направлены на развитие у детей творческих способностей через обучения нетрадиционными приемами и техниками.
Во-первых, педагогический опыт применения данных нетрадиционных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.
Во-вторых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными.
В-третьих, нетрадиционные техники только начинают в Педагогике
В-четвёртых, в нетрадиционных способов (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный.
Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.
Новизна программы.
Программа кружка богата по содержанию. В ней поставлена задача, ознакомить детей с разными видами продуктивной деятельности: Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальчики. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения.
По форме организации: творческое объединение.
Уровень освоения программы: ознакомительный (краткосрочный).
Цель программы: формирование эмоционально чувствительного отношения к окружающему миру, развитие воображения, фантазии и творческого мышления. Воспитание всесторонне развитой личности.
Задачи:
Личностные
1) Формирование нравственного отношение к окружающему миру, нравственных качеств личности.
2)Формирование культуры общения и поведения в социуме
при помощи сотрудничества в создании коллективных работ.
3)Формирование общественно активной личности, проявляющей свои навыки и умении в виде участия в выставках и конкурсах, организованных детским садом, а также другими организациями.
4)Воспитание чувства патриотизма к Родине (через изображение красоты родной природы, а также при помощи изображения главных атрибутов
Метапредметные:
1) Формирование умения самостоятельно определять цели деятельности.
2) Формирование умения самостоятельно планировать свою деятельность.
3) Формирование умения самостоятельно осуществлять контроль и корректировать свою деятельность.
4) Формирование умения использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.
5) Формирование умения выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Предметные:
1. Познакомить с историей зарождения искусства.
2. Развитие познавательной и исследовательской активности детей.
3. Формирование стремления к самостоятельному творческому поиску.
4. Развитие глазомера и мелкой моторики рук.
Форма обучения.
Очная.
Особенности организации образовательного процесса.
- Сформированность в группы детей одного возраста 4-5 лет;
- Занятия проводятся в игровой форме и носят практический характер;
- Занятия проводятся в соответствии с учебно-календарным планом;
- Являются объединением по типу кружок.
Состав группы.
Постоянный. Возрастная группа:
- дети первый год обучения 4- 5 лет;
Режим занятий, периодичность, продолжительность.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут.
Планируемые результаты:
к концу года обучающиеся должны знать:
- основные термины;
- базовые формы (названия и их складывание);
- иметь представление о геометрических понятиях;
- овладеть основными приемами в технике рисования, лепки, аппликации;
- разрывать и сминать бумагу, лепить из соленого теста с последующим раскрашиванием
- согласовывать свои усилия и действия;
- передавать образ предмета, явления окружающего мира;
- освоению навыков работы с клеем, крупой, в оформлении и создании композиции;
- самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, глазомер;
- пользоваться приспособлением для квиллинга, накручивать ролл.
у обучающихся должны развиться:
- интерес к творческой деятельности, к самостоятельности;
фантазия, ассоциативное мышление;
- речь, память, концентрация внимания;
- умение выполнять поставленные задачи.
у обучающихся должны сформироваться:
- общепринятые нормы поведения; расширятся коммуникативные способности;
- умение самостоятельно оценивать свои возможности;
- умение работать в команде.
Материально-техническое обеспечение.
Для обеспечения реализации программы используется различный методический и дидактический материал. Широко используются возможности Интернета, методического кабинета, методические пособия. Для занятий необходимо иметь материально- техническую базу:
Мебель:
• Столы,
• Стулья,
• Стол для педагога,
• Шкафы для хранения,
• Мольберт,
• Доска.
Канцелярские принадлежности:
• Цветные карандаши или фломастеры,
• Простые карандаши,
• Клей карандаш
• Краски
• Ножницы
• Кисти
• Цветная бумага двусторонняя
• Цветной картон 1 пачка
• Цветные карандаши
• Индивидуальные папки на молнии.
• Специальное приспособление для квиллинга (ручка с прорезью).
• Разноцветные ленты для квиллинга (шир. 6 мм).
Формы аттестации:
Подведение итогов по результатам освоения материала программы проводится в форме участия в конкурсах, выставках, праздниках, открытых мероприятиях. В конце года готовится итоговая выставка, в которой участвуют все дети творческого объединения. В каникулярное время допускается работа с детьми по реализации проектов, участие воспитанников творческого объединения в утренниках, конкурсах, досуговых мероприятиях.
Оценочные материалы
Формами и методами отслеживания является: педагогическое наблюдение, анализ самостоятельных и творческих работ, беседы с детьми, отзывы родителей.
Кадровое обеспечение программы.
К работе по данной программе допускается педагог со средним специальным образованием, прошедший курс повышения квалификации по предоставлению дополнительных услуг в ДОУ
Объём и срок освоения программы.
Объём и срок освоения программы – программа рассчитана на 9 месяцев с сентября по май – 1 год обучения.
Программа кружка «Волшебная мастерская» рассчитана на 1 года обучения.
Занятия по данной программе проводятся 2 раза в неделю с 1 сентября по 31 мая.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ.
Модуль I.
Раздел 1. Введение в программу,
(теория 1 ч., практика 1 ч.).
Тема 1. Вводное занятие.
Теория (1 ч.): Знакомство с детским коллективам и педагогом. Знакомство с планом работы на учебный год. Инструктаж по технике безопасности на занятиях.
Практика (1 ч.): Экспериментирование с материалами для творчества
Тема 2.
(теория 1 ч., практика 13 ч.).
Тема 2. «Осенняя пора»
Теория (1ч.): Беседа о осени, ее изменениях, показ слайдов с изображением природы.
Практика (2ч.): Аппликация из раскрашенной крупы пшена «Осенний лес»
Практика (1ч.): Аппликация «Кленовый парк» с использованием природного материала
Практика (2ч.): Аппликация из осенних листьев «Жар птица»
Практика (2ч.): «Мы волшебники!» рисование
Практика (2ч.): лепка из соленного теста «Листопад»
Практика (2ч.): «Волшебные цветы» художественный метод рисования – тонирование
Практика (2ч.): «Сказочный лес» нетрадиционное рисования
Тема 3.
(теория 2 ч., практика 14 ч.)
Тема 3. Нетрадиционная техника художественного творчества
Теория (1ч.):Знакомство с новой техникой нетрадиционного творчества, просмотр видеороликов.
Практика (1ч.): «Плед на диван» нетрадиционной техникой
«Ниткогафии»
Практика( 1ч.):«Фрукты – овощи - витамины» (цветная манка)
Практика (1ч.): «Рукавичка» нетрадиционной техникой «Ниткогафии»;
Практика (2ч.): Оригами «Объемная снежинка
Практика (1ч.): Аппликация «Букетик роз»
Практика (2ч.): «Зимние узоры, снежинка» рисование солью.
Практика (1ч.): «Зимний лес»(отпечатки листьями китайской капусты)
Практика (1ч): «Волшебные кляксы» («выдувание»)
Практика (2ч.): «Новогодняя игрушка» Конструирование из бумаги новогодних игрушек
Практика (2ч.): «Новогодняя открытка» поделка из яичной скорлупы
Теория( 1 час): Закрепление курса по техникам нетрадиционной технологии
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ.
Модуль II.
Тема 1. «Зимнее настроение»
(теория 1 ч., практика 6 ч.).
Теория (1ч.): Беседа о зиме и ее красотах. Беседа о изменениях в природе в зимнее время, о ее красках.
Практика (1ч.): Аппликация «Снегири прилетели» вырезание округлых форм, составление аппликации.
Практика (1ч.): Аппликация «Берёзовая роща зимней ночью» Продолжать знакомить детей с разными видами аппликации.
Развивать фантазию, аккуратность выполнения работы.
Практика (1ч.): Аппликация «Есть у ёлочки колкие иголочки»
Практика (1ч.): «Снеговик» обрывная аппликация Познакомить детей с обрывочной аппликацией.
Развивать творчество.
Практика (1ч.): «Зимний лес» Создание зимнего пейзажа и моделирования его при помощи техники - набрызг.
Тема 2 «Квиллинг»
(теория 1 ч., практика 6 ч.).
Теория (1ч.): Беседа о базовых формах квиллинга
Практика (1ч.): Весёлая семейка улиток» Учить детей правильно накрутить рол, напомнить о технологии изготовления тугого рола и свободной спирали. Продолжать учить создавать композицию.
Практика (1ч.): Коллективная работа «Попугай». Учить детей правильно накрутить рол, напомнить о технологии изготовления тугого рола и свободной спирали.
Практика (1ч.): «Галстук для папы» квиллинг. Изготовление и наклеивания ролов на заготовленный галстук.
Тема 3 «Ручной труд»
(теория 1 ч., практика 6 ч.).
Теория(1ч.): Беседа о нетрадиционных методах труда знакомить детей с новым видом творчества
Практика (1ч.): «Осьминожки» (втулки) учить составлять поделки из бросового материала с использованием цветной бумаги и красок.
Практика (1ч.): «Солнышко» учить детей принимать и самостоятельно реализовывать творческую задачу. Развивать воображение, пространственное мышление, глазомер, мелкую моторику (одноразовая посуда и бумага).
Практика (1ч.): «Бусы для мамы» (макароны). Раскрашивание мокорон разной формы и нанизывания на леску, составляю бусы. Развиваем воображения.
Практика (1ч.): «Ромашки»
Продолжать учить соединять в поделке природный материал и пластилин; соединять части прижимая их. Учить добиваться выразительности образа, соблюдать пропорции частей и их различия по величине.
Практика (1ч.): «Рукавичка» (ниткография) продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Ниткогафии»; продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями двух цветов
Практика (1ч.): «Рамка для фото» (трубочки из бумаги) из цветных бумажных трубочек. Познакомить детей с нетрадиционным видом аппликации и конструирования. Развивать творчество, аккуратность в работе.
Тема 4 «Я умею рисовать»
(теория 1 ч., практика 6 ч.).
Теория (1ч.): Беседа о новых способах рисования с нетрадиционными методами
Практика (1ч.): «Волшебные горошины» («пуантилизм»)
Практика (1ч.): «Гвоздика» Конструирование из цветных салфеток Продолжать знакомить детей с нетрадиционными видами аппликации.
Практика (1ч.): «Ветка сирени» Создание рисунка при помощи мятой бумаги. Самостоятельность в дополнении сюжета
Практика (1ч.): Оригами «Веточка мимозы» Закрепить умение детей выполнять работу, используя мелкие детали. Развивать творчество, самостоятельность.
Практика (1ч.): «Открытка для мамы» Вызвать у детей желание сделать подарок. используя при этом любые методы рисования и аппликации
Практика (1ч.): «Разноцветные яички» учить аккуратно намазывать клеем край яичной скорлупы, наклеивать на заготовки, прижимая салфеткой. Развивать мелкую моторику рук.
Практика (1ч.): «Тюльпаны в вазе» Декорирование вазы изготовленными из цветных бумажных салфеток. Продолжать знакомить детей с нетрадиционным видом конструирования.
Практика (1ч.): «Волшебная сирень» продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисование солью. Учить детей равномерно засыпать рисунок нарисованный клеем, развивать творческие способности
Практика (1ч.): «Расцвели одуванчики» Мозаика
Развитие мелкой моторики рук, образного мышления, воображения
Практика (1ч.): «Радуга-дуга» Рисовать передавая характерные особенности техникой рисования – вилкой. Дополнительная работа с кистью. Самостоятельность в дополнении сюжета
«Итоговое занятие» Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов.