Папки-передвижки

Движение — основа для развития координационных способностей младших дошкольников

Анна Золотарёва
Движение — основа для развития координационных способностей младших дошкольников

ДВИЖЕНИЕ – ОСНОВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Физическое развитие ребенка происходит по генетически заложенной программе.

Однако доказано (П. К. Анохин, что реализация этой программы будет во многом зависеть от условий жизни ребенка, его активности и деятельности. Физическое развитие, его темпы, отдельные физиологические системы развиваются неравномерно.

Публикация «Движение — основа для развития координационных способностей младших дошкольников» размещена в разделах

На втором и третьем годах интенсивность развития несколько снижается, но остается достаточно высокой по сравнению с последующими периодами.

Проблемой современной жизни при усиленном научно-техническом процессе, нарушение экологии является повышенная доля рождаемости детей с разными патологиями в развитии. Одним из них является нарушения опорно-двигательного аппарата.

От правильного развития опорно-двигательной системы зависит своевременное появление движений, формирование осанки, правильное развитие и функционирование всех внутренних органов (сердца, легких, желудка, печени и т. д.). Овладев движениями, ребенок лучше и быстрее познает окружающий мир, у него формируются личностные качества: самостоятельность, смелость, настойчивость и т. д.

Весь костно-мышечный аппарат приводится в движение мышечной системы. Сокращаясь или расслабляясь под влиянием импульсов, идущих из центральной нервной системы, мышцы выполняют работу динамического и статического характера. Динамическая работа связана с перемещением тела в пространстве, а статическая – с поддержанием тела в определенной позе. У детей в младшем дошкольном возрасте вся опорно-двигательная система отличается независимостью развития, поэтому создаются предпосылки, как для правильного, так и для неправильного ее развития и формирования. А если уже есть нарушения, возникает потребность организации профилактической и коррекционной работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Плоскостопие, нарушение осанки, последствия дисплазии тазобедренного сустава чаще встречаются у детей с патологией в развитии. Нагрузка при ходьбе, беге, прыжках для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной.

Стопа является амортизатором при ходьбе и обеспечивает эластичность походки. Своды стоп поддерживаются мышцами. Если они слабо развиты, то вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплотняют стопу. У детей 3-4 лет на подошве стопы хорошо развита жировая подушка, поэтому определить у них плоскостопие трудно, обычно оно выявляется к 5-ти годам. Однако в младшем дошкольном возрасте надо сделать все, чтобы стопа развивалась правильно. Большое внимание уделяется профилактической работе – специально подобранные упражнения способствуют формированию правильного физиологического свода стопы. Нормализация физического состояния – один их важнейших аспектов работы с проблемными детьми.

Задачи и содержание физического воспитания детей младшего дошкольного возраста реализуются на занятиях и во время физкультурно-оздоровительной работы в повседневной жизни. Все формы организации работы по физической культуре взаимосвязаны. Педагог постоянно заботится о том, чтобы организационные формы работы по развитию движений и самостоятельная двигательная активность дополняли друг друга. Все виды деятельности детей младшего дошкольного возраста направлены на обеспечение достаточной двигательной активности в течение дня. Движение – основа для развития координационных способностей, которые имеют дефектную основу у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и которые, в свою очередь, являются базисной системой для физического развития ребенка.

На занятиях по физической культуре дети знакомятся с разнообразными видами движений. Большое внимание уделяется развитию мышечного корсета, способствующего формированию правильной осанки, укреплению свода стопы. Происходит дальнейшее развитие способности к равновесию, пространственной ориентировке, быстроты реакции, координации движений, гибкости, ловкости. Полноценная двигательная деятельность способствует формированию координационных способностей, основных двигательных навыков, умений, повышению функциональных возможностей детского организма, воспитанию интереса к разным занятиям по физической культуре, умственному развитию. Двигательная деятельность оказывает благоприятное воздействие на организм ребенка, если она соответствует его возрастным и индивидуальным особенностям, что достигается при личностно-ориентированном подходе в обучении и воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Младший дошкольный возраст – важный период для развития ребенка. Третий год жизни является переходным этапом в развитии малыша. У ребенка еще немало общего с детьми второго года, и вместе с тем у него появляются новые возможности в овладении навыками общения, игровой деятельности, в усвоении первичных сведений об окружающем мире. Своевременное развитие двигательных навыков и умений, достаточная двигательная активность детей данного возраста являются важным условием полноценного сенсорного и умственного развития детей, залогом всестороннего, гармоничного формирования личности ребенка. Поэтому физическое воспитание должно охватить все стороны жизни младшего дошкольника, обеспечить ему необходимую двигательную активность в благоприятных гигиенических условиях.

Особенность организма ребенка – постоянный рост органов. Развиваются интенсивнее те мышцы, которым направлен более сильный приток крови, то есть к органам, находящимся в движении. Кроме того, мышечная система имеет тесную связь с главным регулятором организма. Ограниченное движение негативно влияет на весь организм в целом: нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения. Снижение естественной двигательной активности у детей ведет к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и воспринимающимися нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга. В результате этого развиваются расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональных тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, слабее работают сердечнососудистые и дыхательные системы.

Только правильно организованная работа по профилактике и коррекции имеющихся нарушений функций опорно-двигательного аппарата, обеспечивает оптимальное развитие организма в целом. Это достигается через адаптированные, измененные в виде игры упражнения. Эти игры-упражнения способствуют не только коррекции каких-либо патологий, но и гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, способностей, координации движений, ловкости и меткости и личности в целом. В играх и упражнениях ребенок решает различные задачи по дифференциации параметров движения : определяет направление движения, расположение различных окружающих его предметов, соизмеряет свои движения с окружающей средой. Неоценимое влияние на формирование данных задач оказывает внесение разнообразных вариантов в игру или упражнение. В условиях меняющейся ситуации ребенку приходится приспосабливать свои действия к изменяющейся среде, находить наиболее рациональный способ их выполнения, что обеспечивает развитие динамического стереотипа, пространственной ориентации, реакции, координации движения, ритма, равновесия и других физических качеств.

Упражнения для развития способности к дифференцированию параметров движения

Название и описание упражнения Дозировка Методическое руководство Коррекционное

воздействие

1. «Юла»

Выполнять повороты на носках на 90,180,360 градусов вправо и влево. Тоже с закрытыми глазами. По 3-4 раза. Следить за осанкой. Улучшение функций вестибулярного аппарата, совершенствование способности к дифференцированию

2. «Лягушата»

Выполнять прыжок в длину толчком двумя ногами с места – 3 попытки. Определить максимальный результат. Дать ученику задание выполнить прыжок, равный половине его максимального результата – 3 попытки. Корректировать по ходу выполнения. Остальные участники произносят речитатив: «Не жалея крепких ног, перепрыгнуть ямку смог». 2-3 мин. Следить за техникой выполнения прыжка в длину Развитие скоростно-силовых качеств, укрепление мышечно-связочного аппарата, совершенствование способности к дифференцированию.

3. «Кузнечики на полянке»

Около «пня» (гимнастической скамейки) чертят три круга: один совсем близко, другой подальше, третий еще дальше. Дети по очереди прыгают с «пенька» (скамейки) в кружки. Выигрывает тот, кто точнее приземлится в каждый из кружков и не упадет. 6-8 раз. Спрыгивать надо мягко, пружиня на носка. Укрепление мышечно-связочного аппарата ног. Совершенствование способности к дифференцированию двигательных действий.

4. «Чемпионы»

Бег на месте с высоким подниманием бедра с максимальной частотой – 5 сек; в среднем темпе – 6-7 сек; в медленном темпе – 6-7 сек. Менять темп движений 3-4 раза. 2-3 мин. Внимательно слушать команды преподавателя общее укрепление мышц туловища и конечностей, развитие координации движений.

5. Игра «Путь к горшку»

Учащиеся делятся на две команды. Перед началом игры, следует подвесить какой – либо предмет, лучше такой, чтобы при ударе об него палкой раздавался звон. Участник одной из команд, держа в руках палку, становится на расстоянии 4-х метров от подвешенного предмета. Ему завязывают глаза, и он старается попасть палкой по предмету (горшку). Каждому дается 2-3 попытки. Затем выполняет участник другой команды. 3-4 мин. Попадание с первого раза 5 очков, со второго – 4 очка, с третьего – 3 и так далее. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков. Совершенствование способности к дифференцированию двигательных действий.

6. «Мяч в обруч»

дети стоят друг за другом. Учитель держит обруч на высоте 30 см от земли. Учащийся, стоящий на расстоянии 2 м от обруча, бросает мяч в обруч. Игра постепенно усложняется (по мере достижения успехов в меткости) : увеличивается расстояние до обруча, мяч направляют в обруч ударом о пол (землю, обруч поднимается повыше от земли. 2-3 мин. Постепенно увеличивать темп Развитие меткости, ловкости, совершенствованию способности к дифференцированию.

7. «Ловкие ребята»

ставятся ворота из кубиков или кеглей. Дается задание, сидя на полу лицом к воротам (ноги расставлены, покатить мяч в ворота, не задев их. Можно усложнить игру, построив за воротами мост (их кубиков и кеглей, покатить мяч через ворота. Не задев их и не сломав мост. В отличие от ворот мост строится из двух «колонн», и «крыши» - кегли лежат горизонтально на кубиках. 2-3 мин. Выигрывают дети, мячи которых к концу игры большее число раз пройдут ворота и мост и не разрушат их.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Цветочек» для развития мелкой моторики у младших дошкольниковДидактическая игра «Цветочек» для развития мелкой моторики у младших дошкольников Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается.

Формирование нравственных качеств младших дошкольников посредством художественно-эстетического развития «Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их.

Кукольный театр как средство развития творческих способностей дошкольников Театр кукол! Как много он для сердца значит, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним. Кукла может все или почти все. Она творит: веселит,.

Лекторий «О проблемах развития творческих способностей у дошкольников» Лекторий: «О проблемах развитие творческих способностей у дошколят» Воспитатель: Таранова Л. В., МБДОУ №3 г. Лебедянь В. А. Сухомлинский.

Проектная деятельность, как способ развития коммуникативных способностей младших дошкольников Тип проекта: творческо-информационный, групповой, кратковременный. Цель проекта: формировать эмоционально- ценностное отношение у детей.

Оптимизация развития младших дошкольников в условиях протекания кризиса трех лет посредством психогимнастики Ранний дошкольный возраст можно охарактеризовать как особый этап становления личности ребенка, который обозначается как «кризис трех лет».

Оригами как мощное средство развития творческих способностей дошкольников Техника оригами является гибким материалом для интеграции всех образовательных областей (в соответствии с ФГОС ДО). Это дает положительные.

Палочки Кюизенера — средство для развития математических способностей старших дошкольников 1. Тема моей работы ". ПАЛОЧКИ Д. КЮИЗЕНЕРА» – СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ" ОО Познание Фэмп.

Пособие для младших дошкольников, для развития мелкой моторики «Веселый снеговичок»Пособие для младших дошкольников, для развития мелкой моторики «Веселый снеговичок» Уважаемые педагоги! Хочется поделиться с вами пособием для развития у детей младшего дошкольного возраста мелкой моторики пальцев рук и.

Сообщение из опыта работы «Игра как средство развития младших дошкольников» Сообщение из опыта работы на тему: «Игра, как средство развития младших дошкольников». Игра – основная деятельность детей. Силой воображения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Движение — основа для развития координационных способностей младших дошкольников
Опубликовано: 24 июня 2015 в 13:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД