МААМ-картинки

Формирование представлений об эстетических признаках объектов окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста

Елена Кормильцева
Формирование представлений об эстетических признаках объектов окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ребенка большое значение для развития эстетического восприятия, образного представления, эстетических чувств (форма, цвет, композиция). Интерес к рисованию появляется у детей рано. Малыш хочет и может пытаться изображать что-то в том случае, если у него есть яркий образ предмета. Такой образ возникает, когда сам объект эмоционально значим для малыша (мама, любимая игрушка и т. д.) Возможность изображать предметы, занимающие чувства и мысли малыша, в будущем явиться для него источником стремления научится изображать их более совершенно. Несмотря на то, что их рисунки получаются очень несовершенными, маленькие дети склонны отражать в них свои чувства и отношение, что так важно для того, чтобы это занятие доставляло ребенку удовлетворение и интерес, было творческим.

Публикация «Формирование представлений об эстетических признаках объектов окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Художественная деятельность неотделима в раннем возрасте от познавательной. Исследуя разнообразными способами материалы, малыши знакомятся с их свойствами и качествами. У ребенка раннего возраста уже формируются сенсорные ориентировки в цвете, форме, влияние, фактуре предметов развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное, быть внимательным. Идет первоначальное освоение орудийных действий с изобразительными материалами. Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – все это требует еще и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребенок познает их, у него формируются первые представления. Все это говорит о колоссальных возможностях не только сенсорного, но и умственного развития детей в условиях изобразительной деятельности (Н. Н Поддьяков, Н. П. Сакулина, С. Т. Комарова). В изобразительной деятельности у самых маленьких детей на уровне предпосылок вполне успешно формируются базисные качества личности, как коллективность, любознательность. Способность замечать своеобразие мира – это начало творчества, которое проявляется затем при создании образа.

Если мы посмотрим на изобразительную деятельность малыша, то увидим, что у него также возникает желание поделится узнанным с близкими людьми в рисунке. Этим ребенок приобщает близкого человека к сопереживанию. А если малыш умеет рассказать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий и чувствует ответную эмоциональную реакцию близких людей, его зрителей, - он счастлив. Ощущение того, что тебя понимают и принимают, сопереживают твоему чувству, поддерживает у ребенка стремление больше видеть, узнавать, искать еще более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется творчество.

Многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию, подтверждают, что основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту. И чем раньше «окунётся» ребенок в мир прекрасного – тем гармоничнее будет его развитие.

Ребёнок в раннем возрасте впервые приобщается к миру искусства, у него возникает интерес к эстетическому восприятию окружающего : явлений природы, живых объектов, игрушек, предметов. Формируются представления об эстетических признаках объектов окружающего мира : основные и яркие контрастные цвета (красный, зеленый, желтый, синий, выразительность и свойства форм (округлость, прямоугольностъ, устойчивость, подвижность, величин (большой/маленький, длинный/короткий и др., поверхности (пушистый, гладкий, шершавый и др.).

Ребенок эмоционально воспринимает содержание, реагируя жестами, мимикой. Его привлекают яркие краски, карандаши, большой лист бумаги; он испытывает удовольствие, рисуя вместе с воспитателем. Надо стремиться к тому, чтобы дети с радостью и желанием занимались этим.

Изображение формы в рисовании малыши осваивают не сразу, быстрее ими овладевают в лепке. Поэтому темы лепки и рисования перекликаются. Красоту цветовых пятен, выразительность линий, объемность пластических образов, дети познают, прежде всего, в процессе собственного художественного опыта.

Игры-занятия изобразительной деятельностью направлены на развитие у детей интереса к рисованию, лепке, выявление у них способностей замечать красивое в окружающем (картинках, игрушках, что способствует воспитанию художественно-эстетических качеств ребёнка.

Цель нашей работы - создать условия для формирования представлений об эстетических признаках объектов окружающего мира у детей третьего года жизни

Задачи:

1. Развивать у детей интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью

2. Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности, на эстетическую сторону явлений природы и некоторых социальных явлений;

3. Формировать умение рассматривать картинку, рисунок, узнавать в изображенном знакомые образы предметов, живых объектов, понимать сюжет, эмоционально и эстетически реагировать, сопереживать героям.

4. Знакомить с произведениями прикладного искусства, которые составляют эстетическую среду, формируя эмоциональную отзывчивость, видение таких средств выразительности как цвет, цветовой ритм.

Свою работу мы начали с проведения диагностики развития в изобразительной деятельности. Выявили трудности в освоении эстетических представлений, получили следующие результаты: 60% детей проявляли интерес лишь к наиболее ярким свойствам предметов и явлений, эмоционально откликались на проявления эстетического, но только по побуждению взрослого; 40% детей проявляют интерес к восприятию предметов, желание их рассматривать, эмоционально откликаются на красивое, выделяют лишь основные признаки предметов, которые делают их красивыми (яркие цвета, основные формы). Проявляют интерес к изобразительным материалам, деятельности. Наибольшие затруднения вызывает определение формы, цвета и характера поверхности объектов.

Формирование эстетических представлений об объектах окружающего мира у детей мы осуществляли : в повседневной жизни, в играх, в разных видах деятельности. В формировании эстетических представлений особую роль играют прогулки, наблюдения, рассматривание объектов живой и неживой природы, подвижные игры и др. Специальные игры-занятия дают нам возможность уточнить, упорядочить и расширить детские представления. Мы добивались желаемого успеха, проводя занятия в игровой, занимательной форме, чтобы ввести детей в образную ситуацию, которая поможет им эмоционально воспринимать созданный совместно с воспитателем рисунок, лепку.

Ведущим и главным в нашей работе по формированию представлений об эстетических признаках объектов окружающего мира мы считаем наглядные методы (наблюдение, рассматривание предмета, показ картин, иллюстраций и т. д.). Ценность наблюдения заключается не только в том, что в его процессе формируется представление ребенка об изображаемом предмете, явлении, которое служит основой для последующего изображения. В наблюдении у детей формируется яркое, живое представление об окружающем мире. В своей работе с детьми наблюдение мы часто сочетаем с элементами обследования, более детального рассматривания каких-то признаков предмета.

Наблюдая с малышами окружающую природу (на прогулке, в уголке природы, мы обращаем внимание на разнообразие цветов и красок (красный, синий, желтый, зеленый, белый, коричневый, черный, помогаем различать их, чтобы использовать затем в рисовании. Рассматривая с малышами окружающие предметы (яркие игрушки, предметы быта, декоративно – прикладного искусства, мы обращаем их внимание на то, что все предметы состоят из разных форм, имеют определенный цвет.

В этом возрасте малыши только начинают учиться рисовать, лепить, поэтому само ознакомление с разнообразными художественными материалами вызывает у них живой интерес. Мы поддерживаем и развиваем этот интерес, предлагая детям различные изобразительные материалы: яркие цветные карандаши, бумагу, краски. Так как двухлетние малыши не могут рисовать несколькими красками, мы обращали особое внимание на гармоничное сочетание цвета краски и бумаги. Сочетание цветного пятна с фоном вызывает у детей различные ассоциации, создает определенную настроенность (жёлтое пятно — «огонек», он будет «гореть» только на темно-синем или черном фоне).

Овладение изобразительно-выразительными средствами (ритм, цвет, форма, композиция) обогащает содержание детского рисунка, лепки, позволяя находить сходство с окружающими предметами и явлениями. Сенсорные основы изобразительной деятельности не могут формироваться в отрыве от образного начала. Каждый раз мы старались опираться на выразительность отдельных средств, материала, чтобы приобщать детей к художественной деятельности.

Ориентируясь на то, что детей третьего года жизни интересует мир предметов и действия с ними, мы строили содержание игры на событиях или фактах, центром которых являются различные предметы и действия с ними. Например, под влиянием фольклора (песенок, потешек, сказок) и непосредственных наблюдений малышам становится близким и понятным образ петушка. Вместе с детьми мы обыгрывали игрушечного петушка, для которого дети потом нарисовали горошек, выполняли с ним разные действия: петушок «гуляет», «ищет» зернышки, «разгребает» землю и т. д.

В игровых приемах чаще использовали развернутые практические действия с игрушкой. Это вызвано тем, что рисунки, выполненные 2-х летними детьми, не всегда узнаваемые, а действия, близкие к реальным, с известной игрушкой будет детское воображение, помогают оживить образ.

Художественные произведения, музыка также помогают детям освоить эстетические признаки объектов окружающего мира : они повышают положительное эмоциональное отношение детей к игре, способствует формированию образного представления об изображаемом. Мы считаем, что комплексное воздействие различных видов художественной деятельности способствует созданию эмоционального отношения к образу. Дидактические игры закрепляют представления детей о эстетических признаках объектов («Большие и маленькие», «Разноцветные фонарики», «Что привез Мишутка» и др. Различные вкладыши, сенсорные панно, игрушки-забавы также помогают нам в освоении свойств объектов.

Тесное сотрудничество с родителями помогает формировать у малышей представления об эстетических признаках окружающего мира. Работа шла по следующим направлениям: изучение интереса родителей к вопросу, уровня их педагогической культуры по этой проблеме (с этой целью был проведён опрос "Что такое эстетическое воспитание?"); повышение их педагогической культуры (с этой целью провели родительское собрание, где сообщили задачи работы с детьми на год, в том числе по разделу " Изобразительное искусство и художественная деятельность", консультации: «Особенности восприятия детьми младшего дошкольного возраста цвета, формы, размера предметов окружающего мира», «Эстетическое воспитание детей третьего года жизни»); активное включение родителей в образовательный процесс (с этой целью привлекли родителей к изготовлению дидактических игр и пособий)

Результаты итогового педагогического обследования по данному вопросу показал: к концу учебного года дети проявляют активный интерес к восприятию эстетических свойств и явлений, желание рассматривать и действовать с ними; у этих детей наблюдается эмоциональный отклик на проявления эстетического, интерес к изобразительной деятельности, выделяют основные признаки предметов, которые делают их красивыми (яркие цвета, основные формы, большинство детей без затруднений определяют форму, цвет и характер поверхности объектов и выражают эти эстетические признаки объектов в речи.

Таким образом, формирование представлений об эстетических признаках окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста имеет большое значение в развитии личности ребёнка, сочетание различных видов художественной деятельности способствует формированию представлений об эстетических признаках окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Конспект НОД по ФЦКМ по познанию окружающего мира «Мой любимый детский сад» для детей дошкольного возрастаКонспект НОД по ФЦКМ по познанию окружающего мира «Мой любимый детский сад» для детей дошкольного возраста Программное содержание. Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так (потому что детей «выращивают», заботятся.

Консультация для родителей «Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Сенсорное развитие - это формирование у ребенка новых не существующих ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений,.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Педагогический проект для детей подготовительной к школе группы «Исследование объектов и предметов окружающего мира» Педагогический проект по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы. «Исследование объектов и предметов окружающего.

Сенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возрастаСенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребёнка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Зрительное восприятие.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование представлений об эстетических признаках объектов окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 января 2023 в 11:22
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование представлений об эстетических признаках объектов окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кормильцева (УИ 3154506) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД