Получи документы

Формирование самостоятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития в трудовой деятельности

Людмила Усынина
Формирование самостоятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития в трудовой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Задача педагога – помочь ребёнку освоить позицию субъекта элементарной трудовой деятельности, т. е. понимать свою роль в повседневном труде, самостоятельно выполнять необходимые трудовые процессы, осуществлять самоконтроль. Это способствует самоутверждению ребёнка, осознанию им своей умелости, включению в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками. Важно помочь ребёнку осознать свои способности, найти наиболее значимый для него вид трудовой деятельности (работа с бумагой или различными видами конструкторов, где проявляется неповторимая детская индивидуальность, творческие способности.

Публикация «Формирование самостоятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития в трудовой деятельности» размещена в разделах

В нашей группе много внимания мы уделяем развитию у детей навыков самообслуживания, в связи с тем, что дети имеют сочетанные нарушения, как в интеллектуальном, так и в психомоторном развитии.

Приходя в нашу группу, дети в основном не владеют навыками самообслуживания (не умеют раздеваться, одеваться, не собирают игрушки после игры и т. д.). Одной из основных задач является развитие навыков самообслуживания, необходимых ребёнку для успешной адаптации в школе.

С чего мы начинаем: в сентябре проводится диагностика, где выявляется уровень сформированности трудовых навыков. На основании диагностики составляем перспективный план на учебный год. Работа начинается с самого простого :

- учить детей умываться, намыливать руки и правильно пользоваться полотенцем.

- учить складывать игрушки на свои места (у каждой игрушки свой домик).

- учить одеваться раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду (у одежды свой домик)

Постепенно вводили дежурство по столовой, по занятиям, где обучались сервировке столов, и подготовке материала для занятий, уборке после занятий. Затем обучали детей заправлять постели после сна. Особое внимание уделяли индивидуальной работе с детьми.

Работа над развитием у детей навыков самообслуживания начинается с мотивации (научи Незнайку; моем, моем трубочиста и т. д.). В формировании у детей знаний, умений и навыков используется личный показ, иллюстрации, алгоритмы, схемы.

После освоения знаний, умений и навыков самообслуживания продолжаем контроль за тем, чтобы каждая вещь после занятий была положена на определённое место, а игрушки после игры занимали свои домики, это приучает детей к порядку и самостоятельности. Приучаем детей бережно относиться к вещам, игрушкам, чинить книги, чистить одежду – это воспитывает в детях аккуратность, ведь беречь одежду и обувь следует не только потому, что нужно быть опрятным, но и из чувства благодарности к родителям, купившим вещи. С этого начинается воспитание в детях уважения к предметам труда человека, а позднее бережного отношения к общественной собственности, труд по самообслуживанию позволяет закрепить у детей интерес к этому виду деятельности, развивает деловитость, инициативность, желание делать самим.

Одна из форм самообслуживания старших дошкольников – оказание помощи другим детям (развязать шарф, поправить одежду). Обучая и помогая другим, дети значительно совершенствуют свои навыки самообслуживания. Обучая тем или иным правилам оказания помощи мы мотивируем смысл оказания помощи (как хорошо, что ты помог поправить воротник, а то как бы было не красиво, и каким бы был неряшливый вид)

К работе по формированию у детей знаний умений и навыков самообслуживания мы привлекаем родителей. На ежемесячных семинарах – практикумах дети совместно с родителями лепят, изготавливают игрушки и поделки, участвуют в литературной викторине, обучаются, как красиво можно сервировать праздничный стол и украсить блюдо, а также приготовить салат, поиграть в совместные игры или отправиться в путешествие по сказочному лесу. На подобных мероприятиях у детей формируются знания, умения и навыки самообслуживания. А когда рядом мама или папа и дело спорится.

Овладение навыками самообслуживания оказывается очень значимым для сближения детей, для достижения своими силами более высоких результатов в других видах деятельности, а трудовые поручения повышают чувство ответственности, дают возможность детям ощутить значение своего труда для окружающих, вырабатывают необходимую для обучения в школе, в жизни привычку к трудовому усилию.

Предлагаем перспективный план по формированию навыка самообслуживания в старшей группе для детей с задержкой психического развития.

Сентябрь: «Моем, моем Трубочиста» Учить правильно намыливать руки (делать «белые перчатки», пользоваться полотенцем.

«Всему свое место, свой домик» Учить убирать игрушки после игры на свои места, воспитываем бережное отношение к ним.

Октябрь: «Все мы делаем по порядку» Учить снимать и надевать одежду в определенном порядке, выворачивать, складывать на батарею после прогулки.

«Домики для одежды» Учить складывать одежду в шкаф, используя алгоритмы.

Ноябрь: «У каждой игрушки свой домик» Учить убирать игрушки после игры на свои места, воспитываем бережное отношение к ним.

«Научим Незнайку заправлять кровать» Учить заправлять кровать.

Декабрь: «Внешний вид – залог чистоты и опрятности» Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок во внешнем виде.

«Помощники» Учить понимать значение своего труда для других, прививать любовь и желание заботиться о других.

Январь: «Добрые руки» Продолжать учить выполнять обязанности дежурных по разным видам трудовой деятельности.

«Одежда на отдыхе» Продолжать учить аккуратно складывать вещи на стульчиках перед сном, воспитывая бережное отношение к вещам.

Февраль: «Будем, будем мы посуду и любить и уважать» Учить детей мыть кукольную посуду.

«Поможем куклам быть опрятными» Учить стирать кукольную одежду.

Март: «Где спрятались пуговицы» Учить детей расстегивать и застегивать пуговицы.

«Книжкина неделя» Учить детей поддерживать книги в порядке, оказывать помощь воспитателю в ремонте книг.

Апрель: «Научим Незнайку наводить порядок» Развивать стремление к совместной деятельности, совершенствовать трудовые навыки.

«Покажем, чему научились» Совершенствовать трудовые навыки по уборке кроватей.

Май: «Мастер-класс по сервировке стола» Совершенствовать трудовые навыки в процессе сервировки стола.

«Муравьи – труженики» Совершенствовать трудовые навыки в наведении порядка в группе, развивать умение работать результативно, в общем темпе, оценивать свой труд и труд своих друзей.

Публикации по теме:

Презентация на тему «Игра и труд — рядом идут!» Трудовое воспитание — важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки.

Воспитание нравственно-трудовых качеств у детей дошкольного возраста Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование самостоятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития в трудовой деятельности
Опубликовано: 24 мая 2014 в 12:58
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование самостоятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития в трудовой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Усынина (УИ 209201) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД