МААМ-картинки

Формирование слоговой структуры речи в онтогенезе

Дарья Кубанцева
Формирование слоговой структуры речи в онтогенезе

Д. А. Кубанцева

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности формирования слоговой структуры слова у детей в онтогенезе. Анализируются факторы, определяющие усвоение структуры слова детьми с нормальным речевым развитием.

Вопросами изучения становления слоговой структуры речи в онтогенезе занимались многие известные ученые, такие, как А. Н. Гвоздев, А. К. Маркова, С. Е. Большакова, Т. А. Ткаченко и другие.

Публикация «Формирование слоговой структуры речи в онтогенезе» размещена в разделах

Изучение детской речи имеет важное значение для многих научных дисциплин, оно служит тем фундаментом, которым руководствуются специалисты при определении нормы и патологии развития речи ребенка. Архипова С. Ф. отмечает, что под онтогенезом речи в логопедии понимается весь период формирования речи человека, от его первых речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления [1].

Г. Н. Соломатина в своей статье говорит о том, что в период гуления наблюдается огромное разнообразие гласноподобных (вокалей) и согласноподобных (консонантов) звуков. Период лепета включает использование ребенком звукового состава всех языков мира. Позже происходит качественное изменение уже имеющихся у ребенка вокалических элементов. Постепенно они «очищаются» от шумовых компонентов, дифференцируются по ряду, подъему и лабиализации. В конце этого периода в речи ребенка уже есть первое разграничение звуков – на гласные и согласные. В это же время благодаря такому разграничению формируется устойчивый слог [2].

Согласно определению из толкового словаря Д. Н. Ушакова, слог – это звук или сочетание звуков в слове, произносимые на одном выдыхе. Различают открытые слоги, оканчивающиеся гласным звуком, и закрытые, которые оканчиваются согласным.

На начальной стадии лепета согласноподобные звуки утрачивают назализацию, разграничиваются по типу «носовые – ротовые звуки». Вслед за смычными появляются щелевые, а затем ребенок начинает воспроизводить звуки разного места образования, попутно образуя контрастные слоги. Тогда же начинается формирование артикуляторных противопоставлений по признакам: щелевые — смычные, глухие – звонкие, а к концу лепета – твердые – мягкие. Звуки лепета постепенно становятся акустико-артикуляторно определенными и приближаются к фонетическому строю родного языка.

В период лепета у ребенка наблюдается тенденция к повторению одинаковых слогов, что приводит к развитию лепетной цепи. Длина такой цепи в 7-8 месяцев – период расцвета лепета – достигает 3-5 слогов.

К концу первого года жизни сокращается количество лепетных сегментов до двух-трех, что составляет среднее количество слогов в русской речи. Лепетные цепи приобретают характер «целостных псевдослов».

В период овладения словесной речью ребенок сначала произносит слово, состоящее из одного слога (бо - больно). Позже ребенок начинает произносить первые двухсложные слова, которые представляют собой повторение одного и того же слога (бобо - больно).

К 1,3 годам начинается усложнение произнесения слов, т. е. появляются слова из двух разных слогов. А. К. Маркова выделяет два направления усложнения произносимого слова: 1) переход от односложных слов к многосложным; 2) переход от слова с одинаковыми слогами к словам с разными слогами.

Развитие слоговой структуры слова продолжается и в период овладения синтаксической стороной речи. До этого многосложные слова сокращаются. Процесс усвоения слоговой структуры предложения идет очень интенсивно в 2-2,5 года, после 2,5 лет сокращение слогового состава крайне редкое явление.

Однако, как отмечает Г. Н. Соломатина, основываясь на наблюдениях А. К. Марковой, не все многосложные слова проходят через стадию сокращенного произношения. Целый ряд слов, появляющийся на определенном этапе речевого развития, ребенок сразу произносит в полном слоговом составе. Это является свидетельством того, что звуковая сторона собственной речи становится предметом сознания ребенка и то, что активная познавательная деятельность является характерной чертой для формирования слоговой структуры слова [2].

Усвоение слогового состава слова подробно рассматривается в работах А. Н. Гвоздева. Он отмечает особенность слоговой структуры русских слов, которая заключается в неодинаковой силе безударных слогов. В процессе овладения слоговой структурой ребенок воспроизводит сначала ударные слоги, за ними следуют первые предударные, а затем появляются слабые безударные. Иначе говоря, слоги воспроизводятся в порядке их сравнительной силы. Именно сравнительную силу слогов А. Н. Гвоздев называет «главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других».

Тех же позиций придерживался и Б. Китерман. Он так же придает решающее значение в процессе усвоения слогов сравнительной силе их произношения, динамическому ударению, а также некоторым другим фонетическим моментам, соотносимым с ударностью слога, таким, как длительность гласного звука, его ясность и высота. Таким образом, принимая во внимание материалы указанных исследователей, А. К. Маркова делает вывод о том, что подобное толкование усвоения слоговой структуры слова обусловлено некоторыми закономерностями звуковой действительности русского языка и их влиянием на процесс овладения речью.

Рассматривая вопрос о факторах, влияющих на выделение звука из слова, Т. Г. Егоров наряду со звуковым окружением выделяет слоговую и ритмическую его структуру : ребенку легче выделять звуки из двусложных слов с открытыми слогами двухбуквенного или однобуквенного строения и труднее анализировать слова с одним закрытым трехбуквенным слогом и еще труднее со стечением согласных [3].

Большакова С. Е. отмечает, что формирование слоговой структуры в онтогенезе происходит постепенно, посредством закономерно сменяющих друг друга фаз. При нормальном развитии речи уже к 3-3,5 годам основные трудности слогообразования оказываются преодоленными. В этом же возрастном периоде появляется «языковое чутье», когда ребенок способен оценить правильность и определить дисгармонию не только в своем высказывании, но и в высказывании другого человека. Кроме того, формирование слоговой структуры соотносится с усвоением лексико-грамматической стороны речи и звукового анализа и влияет на овладение письмом и чтением [4].

Ткаченко Т. А. в своей работе указывает на то, что ранее отметила Р. Е. Левина, а именно: возникновение предложений в речи ребенка тесно связано со слогообразованием. По мнению Д. Б. Эльконина, овладение грамматическим строем напрямую зависит от того, как ребенок ориентируется в звуковой системе родного языка. Улучшая последнюю, в частности, воспроизведение слоговой структуры слов, логопед создает основу для усвоения детьми различных грамматических конструкций и грамматики в целом [5].

Таким образом, согласно исследованиям А. Н. Гвоздева, Т. А. Ткаченко, А. К. Марковой и других ученых формирование слоговой структуры речи в онтогенезе проходит через несколько этапов: дифференциацию звуков на гласные и согласные, слогообразование, использование односложных слов, затем двусложных, трехсложных и т. д. От того, насколько ребенок овладел слоговой структурой, в дальнейшем зависит качество усвоения им лексики и грамматики родного языка.

Литература:

1. Архипова Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей. М. : АСТ: Астрель, 2007.

2. Соломатина Г. Н., Онтогенез звуко-слоговой структуры слова в норме, «Практическая психология и логопедия», №3 (14).- 2005.

3. Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р. Е. Левиной. - М., 1961. - С. 59-70

4. Большакова С. Е. Формируем слоговую структуру слова. — М. : ТЦ Сфера, 2006. — 32 с.

5. Ткаченко Т. А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь. – М. : Книголюб, 2008. – 48 с.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин»Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.

Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип»Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Картотека игр на формирование грамматического строя речи Игра «Магазин посуды» Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания. Материал: Игрушечная.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры»Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры» Открытое логопедическое занятие с детьми 6-7 лет по теме “Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование слоговой структуры речи в онтогенезе
Опубликовано: 3 сентября 2021 в 16:55
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД