Лучший педагог года

Игровой метод, используемый в работе с детьми с ОВЗ

Ирина Русанова
Игровой метод, используемый в работе с детьми с ОВЗ

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира.

Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

Василий Александрович Сухомлинский.

Для развития детей с ОВЗ нужны особые игры, в которых деятельность взрослого имеет ключевое значение. Без руководящей роли взрослого, его примера и активного участия такие дети полноценно играть не смогут. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Публикация «Игровой метод, используемый в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Специально организованную игровую деятельность, включающую разные игры и игровые упражнения, относят к игровому методу. Создается игровая ситуация, в которой, взаимодействуя друг с другом, осуществляется по правилам. Игровой метод широко используется в воспитании и обучении всех возрастных групп. Специально подобранные игры направлены на развитие у детей мелкой и общей моторики, координации и точности движения, на улучшение качества внимания, звукопроизношения, помогают усвоению элементарных математических представлений, то есть стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей.

Таким образом, в руках педагога игра является мощным средством воспитания и обучения. Особенная же ценность игры заключается в том, что она всегда интересна детям.

Используя методику игровой деятельности в коррекционной работе, важно учитывать следующие моменты:

• возраст ребёнка;

• структуру и проявления речевого нарушения;

• особенности поведения ребёнка в игре, обусловленные тем или иным речевым нарушением (наличие речевого дефекта у ребёнка приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость, чувство ущемлённости, заниженная самооценка и пр.);

• этап коррекционной работы;

• характер игровой деятельности нормально говорящих детей данного возраста.

Кроме того, необходимо опираться на основные дидактические принципы (деятельности, доступности речевого материала, систематичности, учета индивидуальных особенностей, постепенного усложнения игр, ведущей роли взрослого).

Важную роль в организации игровой деятельности с детьми с ОВЗ играют пальчиковые игры.

Игры с пальчиками – уникальное средство для развития речи, не требующее специальной подготовки и больших затрат времени. Комплексы пальчиковой гимнастики обычно проходят в форме игры, сопровождаются короткими, простыми и понятными детям стишками. Стихи привлекают детей и легко запоминаются. Игры очень увлекательны, способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми.

При выполнении упражнений для развития мелкой моторики руки у детей с ОВЗ необходимо соблюдать следующие рекомендации: - начинать и заканчивать занятия массажем кистей рук; - проводить работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом ребенка и учетом уровня его физического развития; - сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребенок начинает делать их самостоятельно; - переходить к освоению более сложных навыков только после того, как ребенком будут хорошо усвоены простые двигательные движения; - чередовать новые и уже хорошо знакомые игры и упражнения; - следить за правильностью выполнения упражнений, при необходимости оказывая помощь: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п. ; - при выполнении упражнений проговаривать текст, постепенно привлекая ребенка к проговариванию отдельных слов, фраз, предложений.

Примером пальчиковой игры для детей с ОВЗ может стать игра «Ути-ути».

«Ути –Ути» «Ути-Ути», полетели (машем руками ребенка)

На головушку сели (кладем ладони ребенка ему на голову)

Поклевали, поклевали (слегка «клюем» голову ребенка его пальцами)

И домой улетали (руки с головы «слетают»)

«Тук-тук» -Тук –тук –тук! (три удара кулаками дуг о друга)

Да-да-да! (три хлопка в ладоши)

Можно к вам? (три удара кулаками дуг о друга)

Рад всегда! (три хлопка в ладоши)

Упражнение «Мячик»

Я мячом круги катаю,

Взад-вперёд его гоняю,

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка

Одной из форм обучения детей с ОВЗ является дидактическая игра. В дидактической игре содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей : замысел, содержания, игровые действия, правила, результат. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. Важное значение дидактической игры в развитии детей с ОВЗ состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей. При использовании дидактических игр необходимо учитывать характер зрительной патологии; уровень сформированности зрительного восприятия и зрительно-моторной координации; индивидуально-психологических особенностей личности ребенка с ОВЗ.

Коррекционные задачи, решаемые в представленных дидактических играх, связаны с повышением зрительно-двигательной активности детей, развитием их зрительных функций.

Большое значение придается формированию у детей с ОВЗ познавательных процессов: зрительного внимания и памяти, мышления, речи и воображения.

1. Социально-бытовая ориентировка: «Маленькие ножки» Цель: упражнять детей в познании свойств своего тела. Ход: предложить детям пропеть веселую песенку про ножки и выполнить движения, о которых в ней говорится. Маленькие ножки бег на месте Бежали по дорожке Бежали лесочком прыжки на двух ногах Прыгали по кочкам Прыг-скок, прыг-скок, Прибежали на лужок поставить ногу на пятку Потеряли сапожок.

2. Развитие зрительного восприятия: «Найди пару» Цель: активизировать зрительное восприятие, развивать произвольное внимание, зрительную память, мышление, закреплять понятия «большой – маленький» Ход: рассмотреть карты с изображением живой и неживой природы, предложить подобрать соответствующую картинку из маленьких карт.

3. Ориентировка в пространстве: «Самолет» Цель: развивать ориентировку в пространстве группы; закреплять понятия: лево, право, поворот, разворот; навыки направленного взгляда. Ход: предложить детям превратиться в самолеты и выполнить движения по тексту. Пролетает самолет (смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим самолетом) С ним собрался я в полет Правое крыло отвел, посмотрел Левое крыло отвел, поглядел (отводят руки попеременно и прослеживают взглядом) Я моторы завожу И внимательно гляжу Как пропеллеры: жу-жу (вращают руки в локтевых суставах, поворачивают голову влево-вправо, взгляда пропеллеры (вращение рук) Поднимаюсь в высь, лечу. (встают на носочки, руки в стороны, начинают движение) Ж-ж, зз-жз-жж-жу-у-у (летают, как самолеты) Поворот, разворот Ж-ж, зз-жз-жж-жу-у-у (движение с наклоном туловища при повороте) Я лечу над городами Пролетаю над полями (продолжение полета, повороты головы, взгляд чередуется влево, вправо, вниз, вверх) Над лесами я кружусь Знаю скоро приземлюсь (кружение) Вижу свой аэродром (руками изображают бинокль, выбирают место посадки) Отдохну-ка я на нем (приседание).

Важным средствам развития детей с ОВЗ является подвижная игра, так как она активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, приносит ребенку положительные эмоции. Все это позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр. Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, последствиями детского церебрального паралича, с проблемами интеллекта и др.) имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр. Для ребенка с нарушением в развитии крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью (напряженностью) она проводится, как отвечает на полученную нагрузку организм. Поэтому при подборе игр необходимо учитывать характер и глубину дефекта, реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения. Содержание и дозировка нагрузки должны предусматривать постепенность усложнения игр, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности, что стимулирует постоянный интерес к игровой деятельности.

«Узнай по голосу» Цель: развитие слуха и умения ориентироваться в пространстве. Игра проводится в спортзале или на игровой площадке. Все играющие, взявшись за руки, образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки по сигналу водящего начинают двигаться по кругу вправо (влево, приговаривая: Мы немножко порезвились, По местам все разместились. Ты загадку отгадай, Кто назвал тебя, узнай. С последними словами все останавливаются, и игрок, до которого во время движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет его по имени изменённым голосом, так, чтобы тот его не узнал. Если водящий узнает игрока, они меняются ролями, если же он ошибся, то продолжает водить.

«Догоняй мяч» Цель: развитие внимания, точности и согласованности движений. Игра проводится на игровой площадке. Все играющие образуют круг. Двум играющим, стоящим в кругу через 3-4 игрока друг от друга, выдается по мячу. По сигналу водящего играющие стараются как можно быстрее передавать мячи игроку справа, с тем, чтобы один мяч догнал другой. Когда это произойдет, игра начинается снова.

Игровая деятельность детей с ОВЗ помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.

Помимо игр на коррекционных, логопедических занятиях, в режиме дня предусматривается использование и проведение игр воспитателем до завтрака, перед занятием, после утреннего занятия, после дневного сна, до и после ужина. Кроме того, игры могут быть использованы на разных воспитательских занятиях, занятиях других специалистов, на прогулках. От воспитателя требуется при выборе игр учитывать задачи умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания детей. В зависимости от возраста детей, вида и цели режимного момента воспитатель должен уметь подобрать соответствующую дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, строительную игру или игру-драматизацию.

Публикации по теме:

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии»Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.

Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии,.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Мастер-класс «Использование игровой мотивации в работе с детьми по ознакомлению их с органами артикуляции» Сегодня я проведу для Вас Мастер – класс. Покажу, как в игровой форме можно знакомить детей с органами артикуляции и развивать их ловкость,.

Мастер-класс «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми. Создание Сказочной Страны» Мастер-класс: «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми: Создание Сказочной Страны». воспитатель Хавшабо Е. И.

Метод макетирования в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возрастаМетод макетирования в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является начальной ступенькой системы экологического образования и имеет особое значение.

Метод «Мандала» в работе с детьми ДОУМетод «Мандала» в работе с детьми ДОУ Мандала (Mandala) –в переводе с санскрита означает «круг, круглый, круговой, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория,.

Нейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольникамиНейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольниками Мы уделяем большое внимание физическому здоровью детей, но при этом без внимания остается его психологическое здоровье (психика, эмоции).

Игровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИгровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста Для чего нужен игровой стрейчинг детям старшей (подготовительной) группы? В нашем детском саду внедряется работа в над новой методикой для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровой метод, используемый в работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 21 июля 2020 в 20:43
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД