Гульнара Галеева Раисовна
Игровые задания и упражнения для детей средней группы по развитию фонетико-фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Речь в жизни человека играет исключительно важную роль – она служит основным средством общения людей. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выражать свои мысли и желания. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми и даже накладывает отпечаток на характер человека в целом. Поэтому, очень важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно.
Публикация «Игровые задания и упражнения для детей средней группы по развитию фонетико-фонематического слуха» размещена в разделах
Очень часто у детей дошкольного возраста выявляются нарушения фонетико-фонематической стороны речи, что приводит к трудностям в овладении навыками чтения и письма. Своевременное преодоление нарушений поможет предотвратить проблемы, которые могут возникнуть при обучении в школе. Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать, выделять звуки. И задача взрослого его этому научить. Необходимо помнить, что намного проще предупредить нарушения речи, чем потом их исправлять.
Ребенок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научится понимать и говорить, должен постепенно усваивать артикуляционные движения, ритмико-интонационное оформление слов, фраз, различать произносимые звуки на родном языке, научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения.
Игры, направленные на развитие фонематического восприятия, способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению.
Занятие №1
Программное содержание: развитие речевого внимания и речевого дыхания детей.
Материал: бумажная лодочка длиной 4 см; тазик с водой.
Ход занятия
Упражнение «Пусти лодочку по воде»
Таз до половины заполнен водой. Каждый ребенок (по очереди, произнося: «Фу-у-у», дует на лодочку так, чтобы она плыла от одного «берега» до другого. Упражнение выполняется 2 раза.
Игра «Лодочка и пароход»
Воспитатель делит детей на две группы : одна группа – это лодочки, другая - пароходы.
Воспитатель. Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда пароход, то слышно: «тшух, тшух, тшух». (Дети повторяют звукосочетания)
По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух»; по сигналу «Плывут пароходы» упражнение выполняет вторая группа.
Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Занятие №2
Программное содержание: развитие речевого внимания, речевого дыхания и артикуляционного аппарата детей
Материал: Мишка, зайка (игрушки)
Ход занятия
Игра «Поезд»
Воспитатель. Мы поедем в гости к мишке и зайке на поезде. Я буду машинистом, а вы – вагончики. Колеса стучат: «Тух, тух, тух», поезд гудит: «У-у – у». (Дети повторяют звуки и звукосочетания.) Когда поезд прибывает на станцию (около стула, на котором сидит мишка, он останавливается: «Уу-ух». Мишка садится в поезд и вместе с детьми едет к зайке… Затем зверюшки и дети возвращаются в группу.
Игра с заданиями
Задания детям дает мишка : «Походите по комнате, как я»… «Порычите: «Р-р-р»… «Ешьте мед – слизывайте с лапы… оближите губы… зубы круговым движением» (дети выполняют задания)
Затем задания детям дает зайка : «Я зайка, меня называют трусишка. Когда я пугаюсь, то у меня хвостик из стороны в сторону качается. Покажите язычком, как качается мой хвостик». (Дети по примеру воспитателя широко раскрывают рты и, не касаясь губ, проводят язычками от угла до угла рта.) Я умею прыгать, а вы? (Дети скачут, как зайка.) От лисы я прячусь за куст (дети приседают) и дышу так: «У-у-у-ух, у-у-у-ух, у-у-у-у». (Дети все повторяют)
Занятие №3
Программное содержание: развитие речевого внимания и речевого слуха детей.
Материал: картинки с изображением кошки, котенка, собаки, щенка, гуся, гусенка, лягушки, лягушонка, лошади, жеребенка, коровы, теленка; танцевальная музыка (в записи).
Ход занятия
Игра «Карнавал»
Воспитатель. Сегодня мы устраиваем карнавал птиц и животных. Они придут вместе с детенышами. Но сделать это смогут только тогда, когда правильно споют свою песенку (детям раздают картинки с изображением птиц и животных, их детенышей).
Я буду объявлять, кто идет. Пришли кот с котенком (дети имитируют мяуканье, разное по громкости и тональности). Проходите, пожалуйста! Очень рады вас видеть.
Собака со щенком (по очереди называются все персонажи).
Карнавал начинается: танцуем (включить запись на 2 минуты). Встаем в хоровод (дети исполняют любую хороводную песню).
Кто хочет выступить: спеть свою песенку? (вызывает 2-3 желающих.)
Карнавал окончен; поклонитесь (показывает) и попрощайтесь – спойте каждый свою песенку.
Занятие №4
Программное содержание: развитие речевого внимания и фонематического слуха детей.
Материал: картинка с изображением улья.
Ход занятия
Игра «Пчелы»
Воспитатель. Пчелы живут в ульях – домиках, которые для них сделали люди (показывает картинку). Когда пчел много, они гудят: «Зззз-зззз-зззз». (Дети повторяют.) Одна пчела поет ласково: «Зь-зь-зь». Вы будете пчелами. Встаньте сюда (с одной стороны комнаты). А там (показывает на противоположную сторону комнаты) – поляна с цветами. Утром проснулись пчелы и загудели: «Зззз-зззз-зззз» (дети произносят звуки). Вот одна пчела (дотрагивается до какого-нибудь ребенка) полетела за медом, крылышками машет и поет: «Зь-зь-зь» (ребенок имитирует полет пчелы, произносит звуки, присаживается на другой стороне комнаты).
Вот еще одна пчела полетела (дотрагивается до следующего ребенка; игровые действия выполняют все дети).
Набрали они много меда и полетели в улей: «Зь-зь-зь»; прилетели домой и громко загудели: «Зззз-зззз-зззз». (Дети имитируют полет и произносят звуки.)