татьяна белоносова
Игры–головоломки для автоматизации и дифференциации звуков у дошкольников логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Правильное произношение звуков родного языка – одно из важнейших условий для полноценного развития дошкольников.
Многие отечественные исследователи в области дефектологии и логопедии А. Н. Гвоздев, Г. А. Каше, Р. Е. Левина, М. Ф. Фомичёва и другие подчёркивали актуальность вопроса формирования звукопроизношения у детей с ОНР. Это определялось ключевой ролью речевой функции в психическом развитии ребёнка и готовности его к обучению в школе.
Публикация «Игры–головоломки для автоматизации и дифференциации звуков у дошкольников логопедической группы» размещена в разделах
- Головоломки для детей
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Коррекция нарушенного произношения проводится поэтапно и последовательно. На этапе автоматизации и дифференциации звуков у дошкольников встречаются затруднения, поставленные звуки не автоматизируются и не вводятся в речь. Путь коррекции звуков – трудоемкий и длительный.
Поэтому необходимо использовать такие методы и приемы, которые бы позволили вести звук в сознание ребенка. Разработанные мной и предлагаемые вам игры – головоломки помогают в решении этого вопроса. Игры – головоломки отличаются от обычных игр тем, что в них главным соперником игрока становится его собственный язык. Игроку приходится включать в работу фонематический слух, навыки звукопроизношения, процессы внимания и памяти, что приводит к стимуляции головного мозга и созданию новой нейронной сети. Игры – головоломки повышают мотивацию у дошкольника. Ребенок учиться быть целеустремленным, преодолевает трудности.
Методические рекомендации к проведению игр.
Игра «Шишка»
Цель: автоматизация звука [ш] в начале и в середине слова.
Правила игры. Дошкольник повторяет слово «шишка» или словосочетание «шишка на шишку» и кладет такую же шишку, которая изображена на картинке. Задача игрока правильно назвать слова и закрыть все картинки шишками.
Игра «Уголки».
Цель: автоматизация звука [ш] в начале и в середине слова.
Правила игры. Играют два игрока (ребенок и взрослый или двое детей, которые сидят напротив друг друга. Игрокам предлагается расставить шашки в нижнем левом углу шахматной доски – в три ряда по три шашки. Игроки ходят по очереди. Каждый игрок может за один ход переместить одну шашку. Переставляя шашку, игрок повторяет слово «шашка». Шашки можно перемещать в любом направлении на соседнюю пустую клетку, шашки могут перепрыгивать через свои и чужие шашки. Перепрыгивать можно по вертикали или по горизонтали, если за шашкой есть пустая клетка. Прыжки могут быть многократными, при этом перепрыгивать шашка может как свои шашки, так и шашки противника. Задача игрока переставить все свои шашки в дом соперника.
Игра «Что увидел Тошка?»
Цель: автоматизация звука [ш] в середине слова.
Правила игры. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку и ответить на вопрос «Что увидел Тошка на прогулке во дворе?» Ребенок называет ряд картинок, а затем картинки закрываются. Дошкольник вспоминает и называет картинки (ножка, ложка, кошка, вошка, мошка). Если ребенок правильно назвал предмет, то картинка открывается. Далее ребенок называет другой ряд картинок и игра повторяется. Задача игрока – вспомнить и правильно назвать как можно больше картинок. Количество картинок, которые ребенку нужно запомнить определяет взрослый.
Игра «Лабиринт»
Цель: автоматизация звука [ш] в середине слова. Правила игры. Игроку нужно пройти по лабиринту, правильно называя слова (мышка, пышка, вышка, книжка, мишка, фишка, шишка). Задача игрока - помочь мышке найти дорожку к норке, где лежит пышка и не попасть в лапы коту Тишке.
Игра «Что у Пашки, что у Машки?»
Цель: автоматизация звука [ш] в предложениях.
Правила игры. Игрок ходит по стрелкам одновременно с правой и левой стороны и повторяет: «У Пашки в кармашке – букашки (бумажки)» или «У Машки в кармашке – букашки (бумажки)». Если игрок правильно повторил предложение, то кладет ракушку на картинку.
Игра «Мишки, мышки, киски»
Цель: дифференциация звуков [с]- [ш] в словосочетании.
Правила игры. Дошкольник ходит по одному ходу по стрелке, кидает игральный кубик. Какое число точек выпало на кубике, столько раз ребенок называет картинку («мишка с миской», «мишка с киской», «мишка с маской», «мишка с каской», «киска с мышкой», «киска с мишкой», «киска с фишкой», «киска с книжкой», «киска с шишкой», «киска с миской», «киска с Машкой», «мышка с миской», «мышка с киской», «мышка с маской») Если ребенок ошибается. То начинает игру сначала.
В конце игры дошкольник получает приз.
Игра «Мяу – мяу»
Цель: дифференциация звуков [с] - [ш] в предложениях
Правила игры. Игрок идет по стрелкам, рассматривая картинку, повторяет предложения: «Ваш кот у нас», «Наш кот у вас», «Ваш кот у вас», «Наш кот у нас» и кладет на картинку камушек или фишку. В конце игры ребенок получает приз (игрушку или картинку).
Игра «Дочка, ночка, точка»
Цель: автоматизация звука [ч] в середине слова.
Правила игры. Игрок проходит по длинной дорожке (синим стрелкам) или по короткой дорожке (черным стрелкам, правильно называя картинки. За каждую правильно названную картинку, игрок получает 1 балл. Если игрок неправильно назвал картинку, балл снимается. Задача игрока – набрать как можно больше баллов. На заработанные в игре баллы, игрок может выбрать приз (картинка, игрушка).
Игра «Тропинка»
Цель: автоматизация звука [л‘] в середине слова.
Правила игры. Игроку нужно дойти до тополя. Для этого он должен пройти по тропинке от начала до конца указательным и средним пальцем правой руки, как ножками, чё тко повторяя при этом: «Мы топали, да топали, да топали до тополя». Если игрок ошибается, то сходит с тропинки и начинает сначала.
Игра «Кто первый?»
Цель: автоматизация звука [л‘] в предложениях.
Правила игры. В игре принимают участие два игрока. Игроки «бегут» указательным и средним пальчиками правой руки по беговой дорожке, повторяя предложения по картинкам: «У Люды – лён», «У Любы – лёд»… Задача игроков – добежать до финиша, правильно повторяя предложения. Тот, кто ошибается «бежит» штрафной круг. Выиграет тот игрок, кто первым добрался до финиша.
Игра «Самолётик» или «Йод или лёд»
Цель: дифференциация звуков [й]- [л‘] в словах.
Правила игры. Ребенок берёт игрушку – самолетик и, проговаривая слова (йод, лёд, поёт, полёт, продвигает самолетик по картинкам в любом направлении. Если ребенок правильно назвал все слова, ему достается приз - бумажный самолетик, который он может раскрасить.
Домино «Шутка»
Цель: автоматизация звука [р] в словосочетании.
Правила игры. Играют два игрока (ребенок и взрослый или двое детей). Игроки должны выстроить цепочку из карточек таким образом, чтобы они соприкасались друг с другом одинаковыми картинками. При этом игроки называет каждую картинку: «корова на короне», «корона на вороне», «корона на корове», «ворона на корове», «корова на вороне», «ворона на короне». Задача игрока — правильно назвать картинку и первым избавиться от всех карточек с картинками.
Игра «Прятки»
Цель: дифференциация звуков [л]- [р] в предложении.
Правила игры. Взрослый объясняет ребенку: «Две девочки - Лада и Рада играли в прятки. Найди, где они спрятались и скажи что у них в руках». Ребенок называет картинку: «У Лады – рак», «У Рады – лак»…и кладет фишку. Чем больше фишек, тем больше баллов!