Получи документы

Сказкотерапия как один из приемов коррекционной работы с детьми ОВЗ

Анжела Терещенко
Сказкотерапия как один из приемов коррекционной работы с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

- Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня я хочу вас пригласить в сказку и тема моего выступления «Сказкотерапия, как один из приемов коррекционной работы с детьми ОВЗ».

- И для того, чтобы понять, на сколько эффективна работа по сказкотерапии с детьми ОВЗ, я предлагаю Вам принять участие в некоторых приемах сказкотерапии, и надеюсь, что наша встреча пройдет интересно и эффективно!

Публикация «Сказкотерапия как один из приемов коррекционной работы с детьми ОВЗ» размещена в разделах

- Выражение «Сказка ложь – да в ней намек, добрым молодцам урок», знакомо каждому человеку с детства. Ведь сказка - с её фантастическим миром, наполненным чудесами, тайнами и волшебством, является самым любимым литературным жанром детей.

Маленький ребенок всегда с нетерпением ожидает «погружения» в воображаемый нереальный мир, чтобы активно действовать в нем, творчески преобразовывать его. Сказка позволяет маленькому человеку свободно мечтать и фантазировать, что развивает его творческие способности. Со сказочными героями ребенок учится преодолевать трудности, находить выход из сложных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Именно поэтому сказочные истории активно используются в работе и педагогом, и психологом, и логопедом. Каждый специалист находит для себя в сказке важный и значимый компонент коррекционно-развивающего воздействия на маленького ребенка.

Работая с детьми, для себя выделила, что в процессе работы со сказкой :

- идет постоянное воздействие, прежде всего на речевое развитие ребенка;

- идет развитие и коррекция звуковой и смысловой стороны речи ребенка;

- идет обогащение и активизация словаря,

- формирование лексико-грамматического строя речи,

- развитие связной устной речи,

- нивелирование трудностей контактов с окружающими взрослыми и детьми.

- работа над пониманием значений многих пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, присутствующих в сказках, что способствует развитию образного мышления, связной речи ребенка, умения участвовать в диалоге, слушать другого, рассказывать и пересказывать.

Также благодаря сказке происходит :

- Снятие эмоционального напряжения;

- Создание игровой доверительной атмосферы в группе;

- Установление межличностных контактов между детьми.

О влиянии сказки на развитие личности ребенка говорили такие вели-кие ученые как Б. Беттельхейм, К. Юнг, В. Пропп, и другие… (М. Л. фон Франц, Э. Фромм).

Работу с детьми по сказкотерапии провожу не так давно, опыт мой, как учителя-логопеда невелик.

Занятия с элементами сказкотерапии провожу 2-3 раза в месяц, в основном занятия групповые, по следующей структуре:

1. Ритуал «Погружения в сказку» (мы слушаем аудиозаписи со звуками природы, передаем волшебный клубочек по кругу, используем проход через волшебный обруч, ритуальная присказка

«Добрая волшебница в гости пригласила,

двери в сказку нам тихонько приоткрыла»,

либо же перед детьми ставится сказочная задача, в которой детям предлагается принять решение или предложить выход из создавшейся ситуации).

2. Основная часть.

- Знакомимся с художественным произведением (сказкой, рассказом, стихотворением, притчей, басней);

- Обсуждаем с детьми сказку (оценка положительных и отрицательных качеств персонажей) пересказ;

- Используем драматизацию и проигрывание сказки (развитие творческого воображения, воспитание чувств).

- Играем в дидактические игры, которые построены на сюжете той или иной сказки.

- Используем пальчиковые игры, точечные массажи, зарядки – разминки.

3. Резюмирование. Подведение итогов.

4. Ритуал «Выхода из сказки». («Мы берём с собой всё важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились»).

А теперь, предлагаю немного поиграть

Закрываю я глаза,

Улетаю в небеса

Я лечу, лечу, лечу

В сказку я попасть хочу!

И, о чудо, ты мне верь,

Сказка открывает дверь.

1. - Сейчас, я вам расскажу сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Найдите себе пару, один поворачивается спиной.

- Приготовим лист бумаги, разгладим его (гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жил-был лисёнок (рисуют пальцем лисёнка). Он очень любил гулять по лесу. Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ножки). Сначала он шёл медленно. Дорожка была ровная, а потом кривая, с резкими поворотами (всё это изображается на спине). Светило яркое солнце (дети пальцем рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучики нежно ласкали спинку лисёнка (дети ладошками гладят спину игрока). Вдруг появились тучи (рисуются тучи). Начался дождь (дети показывают, как падают капли дождя). Затем пошёл град (игроки стучат кулачками по спине). Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуют лужи). Любимым занятием лисёнка было смотреть в ужи и улыбаться своему отражению (дети рисуют пальцем весёлые рожицы).

Эта сказка-игра способствует настройке доброжелательной атмосферы среди воспитанников, развивает речь, так как после нескольких проговариваний эту сказку или похожую на нее ребята уже рассказывают самостоятельно или придумывают новую.

2. Следующая игра-упражнение «Слово-сказка».

На доске вертикально записываю или выкладываю слово (например, слово АЗБУКА). Каждую букву «расшифровываем» : А - Айболит, З - зонтик, Б - бабушка, У - улица, К - кошка, А - аптечка.

На основе этих шести новых слов детям предлагается сочинить сказочную историю. Например: «Жил-был Айболит. С утра шел сильный дождь, но Айболиту нужно было идти на вызов. Он взял зонтик и пошел к бабушке….

- Предлагаю Вам продолжить сказку.

Цель этой игры: развитие лексико-грамматического строя речи, совершенствование связного высказывания.

3. Упражнение «Поможем герою».

Это упражнение способствует развитию связной речи, мышлению, интереса к сказке.

- Я предлагаю детям, поставить себя на место героя: «Как бы вы поступили в такой ситуации?», например Колобок или Красная шапочка (можно предложить задание).

4. Речевая игра «Пошла Маша во лесок, взяла Маша кузовок», задание для детей подобрать слова или вылепить их, или найти предметы заканчивающиеся на - ок» (задание для участников, например грибок, цветок, молоток).

Закрываю я глаза,

Улетаю в небеса,

Я лечу, лечу, лечу

В детский сад попасть хочу!

Я предложила вам небольшой перечень игр, которые мы используем с детьми.

Хочу обратить внимание, что рассказывая детям сказку, обязательно использую мимику, жесты, что обеспечивает адекватное и целостное восприятие произведения детьми и создает яркие и живые образы. А сами сказки, используемые на занятиях, использую короткие (не более 7- 10 минут, простыми и доступными по своему содержанию, вызывать у детей интерес.

Для того, чтобы работа была эффективна, параллельно провожу работу с родителями и педагогами детского сада.

Я думаю, что такая работа с использование сказкотерапии позволяет логопеду решать в комплексе, как логопедические задачи, так и психо-коррекционные, что тоже, не мало важно.

Публикации по теме:

Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.

Применение камешков Марблс — один из нетрадиционных приемов обученияПрименение камешков Марблс — один из нетрадиционных приемов обучения Фотоотчёт «Умные камешки»Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьмиНетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический.

Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники»Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники» Условия становления опытаНепременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе, является умение общаться.

Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Моя презентация проекта называется «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Какими.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к развитию.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми»Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми» Уровень речи, который есть у этих детей - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия как один из приемов коррекционной работы с детьми ОВЗ
Опубликовано: 14 марта 2023 в 09:51
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкотерапия как один из приемов коррекционной работы с детьми ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Анжела Терещенко (УИ 12448) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД