Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников. Педагогическая система К. Орфа

Екатерина Хухарева
Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников. Педагогическая система К. Орфа

Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников.

В настоящее время дифференцированный подход в музыкальном воспитании осуществляется чаще всего применительно к детям раннего или младшего дошкольного возраста, когда дети еще не в состоянии действовать коллективно и весьма ограничены в своих физических возможностях.

В работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста дифференциация применяется с целью индивидуализации музыкального развития ребенка. Это связывается со сложностью диагностики музыкальных способностей у детей младшего возраста и особенностями приобретения ими специальных навыков.

Вместе с тем ясно, что дети младшего возраста также развиваются не одинаково, их музыкальные проявления различны и при обучении некоторым видам музыкальной деятельности требуют индивидуального подхода (обучение игре на музыкальных инструментах, некоторым видам музыкально-ритмических движений).

Дифференцированный подход применим и к детям, у которых недостаточно развиты музыкальные слуховые представления, музыкально-ритмическое чувство, в работе с застенчивыми детьми, которые могут проявлять себя творчески, но боятся действовать в большом коллективе.

Дифференциация необходима и для более одаренных, нежели их сверстники, детей. Специалисты единодушно придерживаются мнения, что работа с музыкально одаренными дошкольниками должна качественно отличаться от методов работы с детьми со средними способностями.

Наряду с имеющимися целями и задачами, появляются иные, отвечающие насущным запросам ребенка. Наиболее значимые из них можно определить следующим образом:

создание музыкальным руководителем условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;

творческое развитие природной музыкальности ребенка;

высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;

помощь в формировании внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).

Поэтому в своей работе решила использовать идеи элементарного музицирования К. Орфа. Она заключается в организации особого педагогического процесса, основанного на единстве движения, слова и музыки. Это даёт возможность каждому ребенку выражать себя через игру на музыкальных инструментах, создавать собственные танцевальные формы, аккомпанировать и петь небольшие детские песенки. Педагогическая система К. Орфа основана на естественной потребности ребенка в игровой и исследовательской деятельности, а в основе концепции лежит импровизационное музицирование. Ведь обучение через творчество способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке.

В работе с детьми активно использую следующие виды деятельности и игровые методики:

«фонопедические» игровые упражнения;

– игры-импровизации на музыкальных инструментах;

– звуковые сказки;

– игры на творческое самовыражение.

Так же в работе делаю упор на привлечение родителей - нужно только заинтересовать их в индивидуальной работе со своим ребёнком. Одной из форм работы с родителями является запись обучающего материал на электронный носитель (диск, флешку, кассету). Предварительно необходимо проконсультировать родителей, что с этим музыкальным репертуаром делать. Интересной работой, на мой взгляд, является изучение музыкального опыты семей, который тоже может пригодиться.

Еще одна формы работы, которая помогает сохранять и в дальнейшем развивать индивидуальность ребенка, его потенциальные возможности - это драмогерменевтика, которая стала кульминацией социоигрового стиля обучения. Автором драмогерменевтики является доктор педагогических наук, профессор В. М. Букатов. Идея широкого использования технологий, методов и приёмов театральной педагогики: динамические упражнения, артикуляционную гимнастику, самомассаж, работа над развитием мимики, упражнения на развитие пластики, на мышечное расслабление. Такая работа помогает воспитать в детях собранность, ответственность, самостоятельность, уверенность в себе и своих силах, помогает научиться адаптироваться к быстро меняющимся обстоятельствам, воспитывает потребность в реализации своего творческого потенциала, помогает детям стать значительно общительнее и увереннее.

Структура занятия включает следующие элементы:

1. Музыкально-игровые приветствия

2. Упражнения на развитие музыкального слуха и голоса.

3. Пение с движением под музыку.

4. Игры и упражнения на развитие речи.

5. Пальчиковые музыкальные игры.

6. Активное слушание музыкальных произведений.

7. Музыкально-ритмические движения, коммуникативные игры.

8. Игра на музыкальных инструментах.

9. Игры на развитие ритма.

10. Творческие музыкально-дидактические игры.

Все это позволяет при пении уточнить чистоту интонирования мелодии песен, требующих транспонирования для данной подгруппы детей в другую тональность, исполнять отдельно запев и музыкальные фразы, куплеты песни, упражняться в дикции, в восприятии ритмических соотношений;

в музыкально-ритмических движениях упражняться в усвоении танцевальных движений, участвуя в музыкальной игре в целом, исполнять индивидуальные роли, что очень важно для развития творческой интерпретации игрового образа, совершенствовать движения танцев, игровых сценок, хороводов;

при обучении игре на музыкальных инструментах приобретать скоординированность движений, совершенствовать исполнительские навыки, навыки игры в ансамбле;

при выполнении творческих заданий чувствовать себя более свободно и раскрепощенно, например, при импровизации (музыкальные вопросы и ответы, сочинение и исполнение попевок, проигрывание мелодий-образов).

Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуализация процесса музыкального воспитания и обучения способствует:

• обеспечению оптимального музыкального развития детей с различной степенью подготовленности, в соответствии с собственным темпом усвоения материала и с учетом индивидуальных особенностей восприятия материала;

• предупреждению возможного отставания и ликвидации пробелов в знаниях и умениях, приобретенных ранее;

• развитию самостоятельности в решении обучающих и творческих задач;

• формированию устойчивого интереса к тому или иному виду музыкальной деятельности и на этой основе всестороннему развитию личности ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, интересов и способностей;

• обеспечению полноценной подготовки к обучению в школе.

-

Публикации по теме:

Инновационные образовательные технологии в музыкальном воспитании дошкольников Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию технологию по развитию слышания музыки, которую я реализую в группах старшего.

Современные технологии обучения дошкольников. Педагогическая технология «Квест» В последние несколько лет все более популярными среди молодежи становятся приключенческие, игровые «квесты». Тщательно организованные квест-занятия.

Формирование патриотических чувств в музыкальном воспитании дошкольников Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования. Аристотель Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • День Победы, 9 мая
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников. Педагогическая система К. Орфа
Опубликовано: 24 июня 2019 в 13:03
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 июля. День точечной живописи на МААМ

Среди нетрадиционных техник рисования, удобных для освоения детьми, особенное место принадлежит пуантилизму – точечной живописи. Для этого можно использовать и кисточку, и пальчик, и ватную палочку. Любой...

19 июля. День рождения Владимира Маяковского

Певец революции, новатор и первопроходец, Владимир Маяковский, сочинял стихи не только для взрослых, но и для детей. Он прокладывал дорогу в новую поэтическую среду, отвечающую духу и ритму времени. Его...

Фотоотчет «Воспоминания о «Зелёной недельке»
Фотоотчет. «Воспоминания о «Зелёной недельке». Лариса Гацко. Блог. А у нас сейчас каникулы! Дети разъехались отдыхать, я тоже набираюсь сил. С...
Консультация «Интеллектуальная игра «Креатив-бой». Презентация школьной игры...
Креатив-бой. Краткая справка. «Креатив-бой» — вид интеллектуальных командных соревнований. Он немного напоминает широко известные игры «Что, где, когда?...
Проект «Создание клумбы «Цветочная палитра»
Цель проекта: декоративно-цветочное оформление клумбы на территории детского сада. Задачи: - исследовать специальную литературу по цветоводству; -...