МААМ-картинки

Инновационный опытно-экспериментальный проект «Натураша» для детей старшего дошкольного возраста

Светлана Алибекова
Инновационный опытно-экспериментальный проект «Натураша» для детей старшего дошкольного возраста

Инновационный

опытно-экспериментальный проект

«НАТУРАША»

для детей старшего дошкольного возраста

Образовательная область: «Познание»

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность», «Восприятие художественной литературы», «Художественное творчество».

Руководитель проекта : воспитатель старшей группы

Публикация «Инновационный опытно-экспериментальный проект „Натураша“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Возраст участников проекта : дети от 5 до 6 лет.

Состав проектной группы : воспитатель и воспитанники группы, родители воспитанников.

Тип проекта : долгосрочный (6 месяцев, групповой, познавательно – исследовательский.

Актуальность проекта : Мы, воспитатели, часто уделяем недостаточное внимание труду дошкольников в природе. Цели дошкольного образования, связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты вне решения задачи трудового воспитания, так как труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребёнка. В «Концепции дошкольного воспитания» говорится о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к труду, к себе и окружающим людям. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления. Поэтому мы свою работу направили на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Я считаю, что у наших детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Решением проблемы, по моему мнению, может стать исследовательско - познавательный проект, суть которого – свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы.

Поэтому мы решили создать данный проект с использованием методов организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей. Метод экспериментирования позволяет дошкольникам реализовывать заложенную программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.

Задачи проекта :

1. Овладение детьми основами эстетической и экологической грамотности при взаимодействии с природой. Вызвать у детей интерес к семенам и росткам растений; желание заботиться о них.

2. Развивать у детей познавательный интерес, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.

3. Сформировать представления: о жизни семян как живых существ (растут, развиваются, могут быть здоровыми, больными); о строении (корень, стебель, цветы, плоды); о развитии ростков; о влиянии света, тепла, воды; об изменении жизнедеятельности в разные времена года; о роли человека в жизни растений; о экологически грамотном поведении, общении человека с растением.

Цель проекта : Формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы при выращивание овощных культур. обучение дошкольников самостоятельно ухаживать за растениями для получения результата.

Ожидаемый результат:

Для детей

1. Сформированность представлений о растениях.

2. Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного отношения к растительному миру.

3. Ответственное отношение к окружающей среде (от этого зависит твое здоровье)

4. Вовлечение в творческую деятельность.

5. Развитие познавательного интереса к природе.

6. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.

7. Формирование у детей уважительного отношения к труду.

Для родителей

1. Повышение уровня экологического сознания.

2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.

Для педагогов

1. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.

2. Внедрение инновационных технологий

3. Личностный и профессиональный рост.

4. Самореализация.

Этапы реализации проекта :

1 ЭТАП – подготовительный (с 24 марта по 10 мая)

Деятельность педагога Взаимодействие с семьёй Деятельность детей

При создании данного проекта руководствовались сборником статей «Познавательное развитие дошкольников : теоретические основы и новые технологии», выпущенным издательством «Русское слово» в рамках программно-методического комплекса «Мозаичный парк».

Создание предметно развивающей среды по теме проекта.

Воспитанники вместе с воспитателями и родителями узнали об истории овощных культур, их строении, видах, полезных свойствах, правилах посадки и ухода. Дети на детском совете выбирают культуры, которые будут выращивать, изучают правила ухода и потребности растений.

.

2 ЭТАП – реализация проекта (с 10 мая по 30 июля)

На данном этапе дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в дневниках наблюдений. В процессе исследований дети знакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки; просматривали презентации; рассматривали иллюстрации, картины; проводились занятия, дидактические игры, беседы и т. д.

Деятельность педагога Взаимодействие с семьёй Деятельность детей

Подбор материала и оборудования для опытно - экспериментальной деятельности:

2. Использование методической и художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах и т. д.

3. Пополнение папки дидактическими играми по экологии.

Участие в проекте :

1. Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

2. Внесение в проект учебно-исследовательского инновационного комплекса «ЧУДО-ГРЯДКА»

3. Закупка семян, земли, удобрений, контейнеров, орудий труда для ухода за огородом.

4. Подбор родителями информации для детей. 5. Анкетирование родителей.

6. Участие родителей в мероприятиях с экологической направленностью.

7. Теоретические консультации.

8. Семинар – практикум

9. Консультации 1. Практическая деятельность в дневниках наблюдений «Как растет перец?»;

2. Лепка «Наши овощи созрели!» «Овощная ярмарка

3. Рисование. «Что растёт в огороде?» 4. Аппликация. «Плоды нашего труда». 5. Изготовление таблиц- указателей с названиями растений,

познавательные беседы, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, эстафетные игры.

Форма работы с родителями:

• Теоретическая консультация «Формирование экологической культуры дошкольников»

• Семинар – практикум «Система работы с детьми на экологической тропинке детского сада»

«Круглый стол» Правила взаимодействия в природе. Участие родителей в проводимых в группе и детском саду мероприятиях с экологической направленностью.

• Консультация «В здоровой семье – здоровые дети».

• Анкетирование «Полезные продукты». «Исследовательская деятельность на приусадебном участке»

Форма работы с детьми:

Познавательные беседы: Овощи», «Для чего растению семена?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Правильное питание», «Витамины я люблю – быть здоровым хочу», «Растение, как живое существо», «Как нужно ухаживать за растением».

Сюжетно-ролевые игры: «Сготовим витаминный обед для гостей», «Семья на огороде»

Дидактические игры: «Витаминный калейдоскоп», «Вершки – корешки», «Что сажают в огороде?», «Что необходимо для роста?», «Полезное – неполезное», «Опиши – мы отгадаем», «Определи на вкус», «Сад – огород» «Путешествие в страну растений», «Все начинается с семечка», «Чудесные семена», «Посадка семян перца», Викторина … «Как растут овощи»

Чтение художественной литературы: Ю. Тувим «Овощ», М. Ильин «Что такое картошка», Н. Подлесова «Морковка», А. Барто «Сто одежек», Г. Юрман «Печка в огороде», С. Михалков «Дело было в огороде» Сочинение сказок об овощах. Чтение: Стихотворения: А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок» сказки: белорусская народная сказка «Пых», К. И. Чуковского «Огород»

• Просмотр мультфильмов.

• Физкультурно – оздоровительная работа эстафетные игры «Собери урожай», «Перевезем урожай», «Посадка перца», «Делаем салат».

Опытноисследовательская деятельность:

Посадка рассады перца.

Качество овощей (определение по запаху, вкусу, на ощупь)

Наблюдение стадий роста рассады и зависимость ее состояния от внешних факторов. На окне и в чудо грядке

-Исследование жизнь растений с использованием современных устройств комплекса «Чудо-грядка»

Земля / Выявить свойства земли: имеет вес, чёрного цвета, сыпется и т. д. / Вода и растения / Выявить насколько вода необходима для роста растений/ Солнце и растения /Определить роль солнца в жизни растений/ • Человек и растения / Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека/

Художественно - творческая деятельность:

Аппликация «Разноцветные перчики лежат на тарелке», «Дары осени»

Рисование «Собираем урожай овощей», «Что созрело в огороде», натюрморт «Корзина с овощами», раскрашивание овощей.

Лепка «Овощи в корзине»

Перспективный план работы с Чудо -Грядкой

«Путешествие внутрь грядки»

(со 2 апреля по 30 апреля)

Месяц/неделя Мероприятие Цели мероприятия Форма и место проведения

апрель

1 неделя Устройство грядки Вызвать у детей интерес к дальнейшим наблюдениям, привлечь к совместной деятельности. Групповая комната, совместная деятельность в уголке природы.

апрель

2-3неделя Такие разные корни и ростки неделя

Познакомить детей с разными видами перца

Наблюдения за семенами в грядке, полив и рыхление грядки, зарисовка прорастания перца.

апрель

4 неделя Побуждать детей к длительному наблюдению за развитием одних и тех же объектов,

делать зарисовки в дневнике наблюдений. Грядка за стеклом (аквариум с землей). Наблюдение за прорастанием семян перца.

«Витамины на грядке»

(с 1 мая по 31 мая)

.

Месяц/неделя Мероприятие Цели мероприятия Форма и место проведения

май

2 неделя «Витаминная грядка» Заинтересовать детей перспективой выращивания «зеленых витаминов» Мини-спектакль «Театра овощей»

май

3 неделя «Красота в огороде» Дать представление об условиях, необходимых для наиболее быстрого прорастания посевов Совместная деятельность. Знакомство с названиями и внешним видом растений, которые посажены в чудо-грядке

май

4 неделя Формировать навыки труда в грядке Практическая деятельность в чудо-грядке

( самостоятельное регулирование: полив, рыхление, посев семян)

«В гостях у красоты»

(1 июня по август)

Месяц/неделя Мероприятие Цели мероприятия Форма и место проведения

июль

1-2 неделя «Ароматные друзья» Вызвать желание создать совместно с родителями небольшое творческое сочинение о растениях. Домашнее задание, беседа, сочинение сказки о растениях, выпуск сборника сказок «Чудесная грядка»)

июль

3-4 неделя Посадка ростков перца в теплицу» Вызвать у детей желание поделиться информацией с детьми другой группы. Развивать творческую активность Участок детского сада

3 ЭТАП – заключительный (с1 августа по 30 августа)

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

Деятельность педагога Взаимодействие с семьёй Деятельность детей

Презентация опыта детей по ознакомлению с условиями посадки и ухода за семенами овощных культур. Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада»

Оформление выставки семейных альбомов «Мой зеленый огород»,

(ребенок- родитель) Оформление альбома «Вот какой огород!»

1. Конкурс рисунков «Овощи с нашей грядки»

Предполагаемый результат:

1. Дети познакомились с культурными огородными растениями.

2. У детей сформировался интерес к опытно исследовательской деятельности по выращиванию культурных огородных растений в открытом грунте.

3. В результате практической деятельности и опытно - исследовательской деятельности дети получили представление о необходимых условиях для роста растений.

4. Дети увидели многообразие посевного материала.

5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру. 6. На прогулочном участке создан мини огород.

7. Дети стали более уважительно относиться к труду.

Таким образом, данный проект, способствовал тому, что уровень интереса детей дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познаний растительного мира значительно вырос. Повысилась экологическая компетентность детей : дети могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста. У детей появилось желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появился интерес и стремление к взаимодействию с ними.

Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно - исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.

Описание проекта

В этом году на базе МДОУ №18 города Орехово-Зуево стартовал инновационный опытно-экспериментальный проект «НАТУРАША».

Сейчас у нас в действии подпроект по развитию у дошкольников агрокультуры под названием «Натураша», в котором приняли участие и младшие и старшие дошкольники. Целью подпроекта является повышение экологически правильного грамотного поведения в природе, обучение дошкольников самостоятельно ухаживать за растениями для получения результата. При создании данного проекта мы руководствовались сборником статей «Познавательное развитие дошкольников : теоретические основы и новые технологии», выпущенным издательством «Русское слово» в рамках программно-методического комплекса «Мозаичный парк».

В рамках данного проекта в каждой группе были посажены семена различных овощных культур. На детских советах в младших и средних группах был выбран лук, в старших и подготовительных группах – перец. Для быстрого и успешного роста любого растения необходимо поддержание оптимальных условий: света, воды, температуры.

В качестве предварительной работы Наши воспитанники вместе с воспитателями и родителями узнали об истории овощных культур, их строении, видах, полезных свойствах, правилах посадки и ухода. Затем дети приступили к практической части: они осмотрели семена, удалили поврежденные, затем посеяли наклюнувшиеся семена перца в пластиковые стаканчики, используя готовую смесь для посева. Ящики с рассадой накрыли пленкой до появления всходов. Наша ботаническая мини-лаборатория разместилась на подоконнике. Ежедневные изменения фиксировались в дневниках наблюдений.

В детском саду и дома с родителями дети изучили книги по садоводству, посмотрели в интернете правила ухода за саженцами перца, спросили совета у бабушек и дедушек. Юные исследователи принялись за работу.

Для каждой группы были предложены различные условия. На детских советах дети решили проверить, как недостаток воды, низкая температура, избыточное количество воды подействует на посевы, и как различные условия повлияют на рост и развитие перца.

Узнав всё необходимое перец разделили на две части: одну часть посадили оптимальные условия, а другую –в неблагоприятные. Проделав эксперименты, юные экологи пришли к выводу, что не соблюдение условий отрицательно сказывается на внешний вид и рост перца.

Увлекшись проектом в одной из групп появился учебно-исследовательский комплекс «ЧУДО-ГРЯДКА», Переносной комплект позволил наблюдать процессы жизненных циклов растений: набухания и проращивания семян, роста корневой системы, стеблей и листьев. Исследовали влияние на них света, тепла, воздуха и воды. Дошкольники получили первый опыт совместной коллективной проектной работы, а также научились анализировать результаты экспериментов. Проводя наблюдение было отмечено, что самый быстрый рост у перцев, выращенных в чудо-грядке. В ходе наблюдений дети закрепили знания о важных условиях для роста растений: земля, свет, тепло и вода.

Дальше, вооружившись теоретическими знаниями и практическими навыками мы решили все вместе: сотрудники, воспитанники и их родители выращивать рассаду в новой теплице на детском огороде нашего сада.

Так стартовал следующий интереснейший проект «детская грядка».

Педагоги объяснили воспитанникам, как подготовить почву в теплице к посеву, семена овощей к посадке на улице, а потом – как ухаживать за всходами. Закипела работа в теплицах. За несколько дней теплица были готова к посадке рассады. Ребята с интересом наблюдают за изменениями, происходящими за всходами.,

Сейчас май. Сотрудники вместе с воспитанниками регулярно поливают рассаду. По мере необходимости, грядки пропалывают, взрыхляют землю. Воспитатели всё время говорят: «Мы делаем – вы нам помогаете. Вы – наши помощники. Вместе мы вырастим отличный урожай».

Теперь наши дети с большим нетерпением ждут, кода созреют наши перцы. Ещё бы! Сколько сил и стараний вложено всеми.

Надеемся, работа в теплицах станет доброй традицией в нашем детском саду!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальный проект «Откуда берутся мыльные пузыри?»Опытно-экспериментальный проект «Откуда берутся мыльные пузыри?» Опытно - экспериментальный проект на тему: «Откуда берутся мыльные пузыри?» Вид проекта: познавательно-исследовательской, творческий, краткосрочный.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Комнатные растения» Проблема: недостаточные знания детей о комнатных растениях, отсутствие разнообразия цветущих растений в группе. Цель: пополнить знания детей.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Я и мама» Продолжительность проекта: краткосрочный Вид проекта: познавательный, творческий. Участники проекта: дети, воспитатель, родители. Возраст.

Проект «Ко Дню Победы!» для детей старшего дошкольного возраста Среднесрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Навстречу Дню Победы» Составила: воспитатель Страхова О. С. Паспорт проекта.

Проект «Профессии» для детей старшего дошкольного возраста Владимова Елена Станиславовна Проект на тему "Профессии" для детей старшего дошкольного возраста Актуальность: В настоящее время в дошкольном.

Опытно-экспериментальный проект «Огород на подоконнике»Опытно-экспериментальный проект «Огород на подоконнике» одержание проекта Название проекта: Огород на подоконнике Тип проекта: опытно - экспериментальный По продолжительности: средней продолжительности.

Проект «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» Проект «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» Вид проекта: групповой, краткосрочный. Тип проекта:.

Проект по кубановедению для Детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 поселка городского типа Черноморского.

Опытно-экспериментальный проект «Волшебный песок» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный опытно-экспериментальный проект «Натураша» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 мая 2018 в 10:45
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД