МААМ-картинки

Интеграция взаимодействия учителя-логопеда со специалистами в ходе НОД в старшей группе для детей с ОВЗ (часть вторая)

Светлана Стенина
Интеграция взаимодействия учителя-логопеда со специалистами в ходе НОД в старшей группе для детей с ОВЗ (часть вторая)

часть 1

Модели интеграции могут быть следующие:

1. Тематическая модель, при которой за основу деятельности взята единая (лексическая) тема. Каждый специалист самостоятельно определяет наиболее эффективные формы и методы работы с детьми, исходя из основной темы. Целью интеграции является создание единой целенаправленной системы работы, направленной на решение поставленных задач.

Публикация «Интеграция взаимодействия учителя-логопеда со специалистами в ходе НОД в старшей группе для детей с ОВЗ (часть вторая)» размещена в разделах

2. Проблемная модель, основывается на том, что педагоги выявляют наиболее актуальную для данного периода обучения проблему развития группы детей и совместного разрабатывают систему мероприятий для ее преодоления.

Интегрированные занятия более результативны, так как у воспитаников отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые реализуются на занятиях, развиваются положительные качества личности.

Залогом успеха работы являются: систематичность, планомерность, согласованность. Частота проведения занятий зависит от многих причин, но основное требование – системность.

По оценке специалистов, интегрированные занятия приносят, несомненно, пользу. У детей расширяется объем умений и навыков, внимание становится более концентрированным. Кроме того, смена видов деятельности обеспечивает эффективность воздействия и стимулирует эмоциональный отклик у детей.

Интеграция может проходить по следующим направлениям.

- музыка + познание (математика,

- речевое развитие (речь, обучение грамоте) + познание (математика) + музыка,

- речевое развитие (речь) + музыка + художественное творчество (рисование) + художественная литература,

- познание (математика, ознакомление с окружающим) + труд,

- познание (математика) + изобразительная деятельность,

-здоровье + физическая культура (двигательная деятельность) + познание, художественная литература, музыка и другие.

-познание (экспериментально-исследовательская, ознакомление с окружающим) + художественное творчество + речевое развитие (общение, речь).

Логопед – воспитатель.

Наиболее тесно логопед в своей работе взаимодействует с воспитателем. В логопедических группах взаимная интеграция проходит через всю деятельность педагогов: совместное планирование занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, консилиумы по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, оформление рекомендаций для родителей.

Проведение интегрированных занятий эффективно, если каждый из педагогов поставит перед собой свои задачи:

Работа воспитателя в рамках интеграции может заключаться в следующем:

• Обогащение знаний и представлений об окружающем мире.

• Формирование и развитие словарного запаса.

• Закрепление правильного звукопроизношения и развитие просодической стороны речи.

• Формирование познавательного интереса, любознательности.

• Развитие связной речи.

• Развитие слухового восприятия, внимания, и памяти.

• Формирование учебных знаний, умений и навыков.

Работа логопеда в рамках интеграции решает следующие задачи:

• Развитие всех компонентов речи с учетом программного материала воспитателей.

• развитие грамматических категорий посредством решения математических задач;

• развитие связной речи на материале занятий по изобразительной деятельности путем составления рассказов о выполненной (предстоящей) работе;

В качестве интегративных занятий могут проводиться занятия по ИЗО, математике, развитию речи и окружающему миру. Самым удобным для интеграции являются занятия по развитию речи, т. к. здесь задачи логопеда и воспитателя перекликаются наиболее полно.

Логопед – музыкальный руководитель.

Особая роль отводится взаимодополняющей работе логопеда и музыкального руководителя.

Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем:

• Развитие лицевой и артикуляционной моторики.

• Развитие звуковой стороны речи.

• Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.

• Развитие просодической стороны речи.

• Формирование связной речи.

На занятиях, музыкальный работник может решить такие специальные (логопедические) задачи:

• Развитие пассивного словаря, активизация речевого подражания и формирование фразовой речи.

• Формирование чувства темпа.

• Развитие мышечного ощущения направления движения.

• Развитие способности понимать грамматические формы слов, формирование фразовой речи, развитие речевой и артикуляционной моторики, создание артикуляционной базы звуков.

• Развитие ощущения ритмического стиля - чувства акцента, чередующихся ударений.

• Формирование навыка осознанного восприятия пространства.

• Обогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреблению грамматических форм слов, совершенствование речевой моторики.

• Развитие ориентации в ритмических структурах, соизмерение и различение по их длительности.

• Совершенствование навыков связной речи, правильного грамматического и звукового оформления речевых высказываний во всех ситуациях общения.

Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музыцирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т. п.). На интегрированных занятиях музыкального руководителя и логопеда дети учатся координировать движение со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Игра на шумовых инструментах, кроме развития чувства ритма, позволяет развить внимание и память, координацию движений, мелкую моторику.

Логопед – физкультурный работник

Занятия по физкультуре – одни из любимых занятий детей. В связи с этим они как правило, проходят на высоком эмоциональном подъеме, а это способствует более эффективному достижению образовательных задач.

Работа физкультурного работника в рамках интеграции может заключаться в следующем:

• Развитие общей и мелкой моторики.

• Развитие пространственных ориентировок.

• Координации и ритмизации движений.

• Снятие мышечного напряжения.

Работа логопеда в рамках интеграции ставит перед собой такие задачи:

Учить слушать и понимать многоступенчатую инструкцию.

• Развивать понимание и использование предложно-падежных конструкций (перепрыгнуть через, спрятаться за, бросить из-за).

Развивать семантическую сторону речи: расширение синонимических и антонимических рядов на материале прилагательных, глаголов, наречий (бежать – семенить – нестись…; высоко – низко, далеко – близко, широкий – узкий и др.)

Для успешного проведения интегрированных занятий необходимо :

1. Систематическое проведение занятий.

2. Осознанность педагогом важность проблемы.

3. Рефлексия деятельности педагога, в процессе которого идет дальнейшая разработка содержания.

4. Подбор необходимого технического оснащения.

5. Систематическое проведение анализа интегрированного занятия с целью отслеживания результата для планирования работы в совместной деятельности с детьми и в работе с родителями по данной теме.

В старшей группе «Солнышко» были проведены интегрированные занятия разных специалистов по следующим направлениям:

- речевое развитие (речь) +познание (ознакомление с окружающим)+ физическая культура, где принимали участие учитель-логопед – воспитатель – инструктор по физической культуре на празднике «День дошкольного работника»

- речевое развитие (речь) +познание (ознакомление с окружающим)+ музыка, где принимали участие учитель – логопед – воспитиатель – музыкальный руководитель в празднике «Здравствуй, Осень»

Количество интегрированных занятий определяет каждый учитель – логопед самостоятельно.

НОД интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон (теоретической, практической);

у детей формируется познавательный интерес и занятия дают высокую результативность;

переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребенка в активный процесс;

интегрированные занятия объединяют общими впечатлениями и переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;

совершенствуется грамматический строй речи, монологическая и диалогическая формы речи.

Такие занятия способствовали более тесному контакту всех специалистов ДОУ, сотрудничеству с родителями, в результате образовывалось взросло-детское сообщество.

Литература

1. Белая К. Ю. и др. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ //Управление ДОУ. 2003. №4

2. Дуева Т. И., Суворова Е. Н. Интегрированные занятия для детей с нарушениями речи // Логопед. 2010. №8.

3. Инновации в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. / Сост. О. Е. Громова. М. 2008.

4. Косенкова О. С. Интегрированный подход к проведению логопедических занятий // Логопед. 2010. №7.

5. Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. /Под ред. К. Ю. Белой. М., 2005.

6. С. Сажина «Технология интегрированного обучения», «Творческий центр», М. ,2008г

7. Статья: О. Скорлупова, Н. Федина «О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании». Журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2010г

8. Статья: Т. Гризик «О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2010г

9. Статья: А. Пронина «Преодоление, познание, гармония», журнал «Дошкольное воспитание» №10, 2010г

10. «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23.11.2009г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интеграция образовательных областей в работе логопеда через совместную деятельность со специалистами ОУ «ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ОУ»Федеральные государственные образовательные.

Интегрированное занятие учителя-логопеда и дефектолога в старшей группе детей ЗПР по развитию речи и ФЭМП «В гостях у сказки» Цели: • Развивать навыки различения и простейшей классификации предметов по данному признаку. • Закреплять представления о количестве,.

Конспект образовательной деятельности учителя-логопеда в старшей группе с использованием лего-технологии «Мебель для Кирюши» Тема: Цель: Уточнить и расширить представления детей о мебели. Задачи: Коррекционно – образовательные: • Учить детей дифференцировать мебель.

ООД в старшей группе с участием учителя-логопеда «Поможем Буратино и Мальвине» Приветствие гостей. Воспитатель. Проходите, очень рада видеть и с интересной новой сказкой познакомить вас сейчас. Ближе, ближе подходите.

Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями по преодолению речевых нарушений у дошкольников Дошкольный возраст – важный период в нравственном, психическом и речевом развитии личности ребенка. С момента рождения ребенка окружает.

Организация взаимодействия учителя-логопеда с семьей для сохранения и укрепления здоровья детей с нарушением речи Организация взаимодействия учителя-логопеда с семьей в использовании нетрадиционных форм для сохранения и укрепления здоровья детей с нарушением.

Приёмы взаимодействия воспитателя, учителя-логопеда и музыкального руководителя Впервые система музыкально-ритмических движений была разработана известным швейцарским музыкантом-педагогом Э. Далькрозом. Метод Далькроза.

Примерное тематическое планирование учителя-логопеда в старшей группе для детей с нарушениями речи Обследование - 1 – 19 сентября. I период Осень 1. 22.09-26.09 Лес. Грибы. Ягоды. 2. 29.09-03.10 Сад. Фрукты. 3. 06.10-10.10 Огород. Овощи.

Семинар-практикум как форма конструктивного взаимодействия учителя-логопеда с родителями Работая в группе компенсирующей направленности на протяжении 13 лет, в своей деятельности я, как и все специалисты, придерживаюсь определённой.

Совместное занятие учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшей группы «Прогулка в осенний лес» Конспект открытого интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшего дошкольного возраста «Прогулка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция взаимодействия учителя-логопеда со специалистами в ходе НОД в старшей группе для детей с ОВЗ (часть вторая)
Опубликовано: 27 ноября 2015 в 12:19
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД