Лучший педагог года

Интегрированное познавательное занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительная соль»

Алла Филимонова
Интегрированное познавательное занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительная соль»

МБДОУ Волошинский детский сад

Интегрированное познавательное занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительная соль»

Средняя группа

Разработал: Филимонова А. Г.

Цель: Уточнить и расширить знания детей о свойствах соли и области ее применения путем экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

познакомить детей со свойствами соли, и области ее применения (растопляет лед, соленая вода выталкивает предметы);

• уточнить знания детей о соли и ее назначении в нашей жизни;

Публикация «Интегрированное познавательное занятие по опытно-экспериментальной деятельности „Удивительная соль“» размещена в разделах

• формировать умение детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с солью;

• закрепить умение нетрадиционному способу рисования солью.

Развивающие:

• развивать познавательную активность детей, умение устанавливать причинно-следственную связь в ходе экспериментирования;

• развивать навыки экспериментирования.

развивать умственные операции: обобщение, способность анализировать;

• развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;

Воспитательные:

• воспитывать любознательность;;

• бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления;

• воспитывать доброе, чуткое отношение друг другу и к окружающему миру,умение работать в коллективе, желание помогать тем, кто оказался в беде;

• воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.

Предварительная работа:

- просмотр презентаций;

- чтение художественной литературы;

- опыты с солью;

- разучивание пальчиковой игры;

-дидактическая игра «Что мы знаем о соли»;

-рисование солью, изготовление поделок из соленого теста, изготовление насыпушек.

Виды детской деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, коммуникативная, экспериментальная, двигательная.

Методы и приемы: словесный метод (указание, вопросы к детям, наглядный метод

(обследование предмета, показ способа действия, практический метод (опыты с солью, раскрашивание картинок солью, игровой метод (путешествие, дидактическая игра «Что мы знаем о соли», физминутка, пальчиковая гимнастика, метод поощрения.

Оборудование: ноутбук, экран, оборудование для экспериментирования с солью (ёмкости, одноразовые тарелки, стаканы с водой, лед в контейнере, мешочек с солью, сырые яйца и др) аудиозаписи, видеозаписи, влажные салфетки

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся:

скажем здравствуйте глазам,

скажем здравствуйте руками,

скажем здравствуйте мы ртом,

станет веселей кругом.

Воспитатель: ребята, сегодня утром нам пришло видеописьмо. Хотите узнать от кого оно? Тогда внимание на экран (ВИДЕО)

«Здравствуйте ребята! Баба Капа попросила, чтобы я принес соль. А что такое соль, откуда она взялась, для чего она нужна, я не знаю. Мне рассказали, что в вашем детском саду, именно в средней группе, самые умные, самые любознательные и самые внимательные дети, которые много знают и много умеют. Помогите мне, пожалуйста, узнать все про соль»

Воспитатель: Ребята ну, что поможем Лунтику, расскажем ему все, что знаем о соли?

Я предлагаю вам стать в круг и поиграть в игру «Что мы знаем о соли»

(Мешочек с солью, передаем соседу и отвечаем на мои вопросы).

- какого цвета соль? (Соль белого цвета);

- соль имеет запах? (Соль не имеет запаха)

- соль можно пересыпать? значит, она какая? (соль сыпучая)

- на что похожа соль? (соль похожа на маленькие кристаллы)

- почему говорят про соль : «В воде родится, а воды боится?» (Потому, что соль растворяется в воде)

- если соль растворить в воде, какой вода становится на вкус (соленой)

- какая бывает соль? (каменная, поваренная, морская)

- где добывают соль? (Соль добывают в соляных шахтах и т. д.)

- для чего нужна соль, где ее применяют? (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть).

Воспитатель: Молодцы вы много знаете о соли, а хотите узнать еще больше? Тогда я приглашаю вас в увлекательное путешествие в научную лабораторию. Мы с вами станем самыми настоящими учеными

А кто такие ученые? (Ученые это люди, которые узнают что - то новое и потом нам об этом рассказывают.)

Ребята, а вы знаете, что самое главное в лаборатории? (соблюдать правила)

Воспитатель: Главное в лаборатории – соблюдать правила. Давайте их вспомним.

Что бы правильно выполнять опыты, нужно:

- внимательно слушать

- четко выполнять указания

- быть наблюдательным

- сначала смотреть, а потом повторять

- все класть на место

- не толкать соседа во время работы

- не трогать руками глаза, не лезть в рот

- и самое главное делать выводы

Воспитатель: Ребята, я сегодня буду старшим ученым, (одевает халат и шапочку) так как я уже знаю, чем интересным можно заняться в нашей лаборатории, а вы будете моими помощниками. Согласны? Для этого я вам раздам спецодежду, это такие специальные шапочки. Подходите, берите шапочки, аккуратно одевайте, не спешите, не роняйте, одел сам, помоги соседу. Готовы? Ну ка, дайте я на вас посмотрю. Ой, какие вы красивые, прямо настоящие ученые!

Воспитатель: Ребята, но чтобы попасть в лабораторию необходимо волшебство.

(Звучит таинственная музыка)

Глазки все закрыли вместе

И покружимся на месте.

Покружились, покружились,

А теперь остановились,

А теперь остановились

И в лабораторном центре очутились (открывается занавес)

Ребята, открывайте глазки. Вот мы и в научной лаборатории. Проходите, занимайте свои места.

А вы не забыли, зачем мы сюда пришли? Правильно, сегодня мы помогаем Лунтику узнать все про соль, и в нашей лаборатории мы будем проводить опыты с солью.

Воспитатель: Для первого опыта нам понадобится два сырых яйца и два больших стакана с водой. Поможет мне провести этот опыт ….

Попробуйте какая в стаканчиках вода на вкус? (чистая, не солёная) Как вы думаете, что будет с яйцом, если его положить в воду. (ответы детей) Давайте проверим. Аккуратно возьмите яйцо и опустите его в стакан. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно, утонуло) .

Возьмите второй стакан с водой, и добавьте в него соль (соль перед детьми в мерных стаканчиках) и хорошенько размешайте. Что произошло с солью? (соль растворилась в воде) Какая стала вода на вкус? (соленая) Ну ка проверьте, так ли это? Дети, а вспомните, где еще бывает соленая вода? Правильно в море, в океане. А в речке, какая вода? (пресная, не соленая) Так вот, вернемся к опыту. Какие вы думаете, что произойдет с яйцом, если мы опустим его в стакан с соленой водой (дети высказывают предположения)

Воспитатель: Давайте проверим! Опустим яйцо в стакан с соленой водой. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности). Как вы думаете, почему?

Воспитатель: Соленая вода способна выталкивать небольшие предметы, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут. Повтори… что происходит с предметами в соленой воде? (Предметы в соленой воде не тонут, Соленая вода выталкивает предметы) Подумайте, в какой воде будет легче научиться плавать в соленой или пресной? В соленой воде быстрее и проще научиться плавать, чем в чистой. (В море быстрее, чем в речке)

Воспитатель: Ребята, а вы видели как наш дворник посыпает лед солью? Как вы думаете, для чего он это делает? (ответы детей) Хотите узнать?

Для следующего опыта я приготовила кусочки льда. Я попрошу своего ассистента Марину Алексеевну принести лед из холодильника.

На тарелочки я вам разложу по два кубика льда.

Перед вами лоточки с солью, возьмите щепотку соли и посыпьте ею один кубик льда. Смотрите внимательно, что происходит с льдом. Лед, посыпанный солью, быстро тает, а лед, не посыпанный солью тает медленнее. Потрогайте пальчиками какой на ощупь стал лед посыпанный солью (шершавый) А лед который ы не посыпали солью? (гладкий, скользкий)

Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Воспитатель: Соль растворяет лед. Именно поэтому, соль незаменимый помощник в гололед, чтобы мы с вами не падали, дворники посыпают лед солью.

Воспитатель: Ребята наша работа в научной лаборатории подошла к концу. Что нового вы узнали сегодня о соли. (Соль выталкивает предметы, соль незаменимая помощница в гололед, растворяет лед. Вода из солевого раствора испаряется, получаются кристаллы соли.)

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам пройти в творческую лабораторию. Становитесь за мной, отправляемся в творческую лабораторию

Физминутка:

На Сольпроме есть гора

Только белая она (дети шагают)

Вот такой высоты (руки вверх)

Вот такой ширины (руки в стороны)

Ветер с моря сильно дул (дуть)

Всю макушку с горы сдуло (наклоны в стороны)

Мы лопаты быстро взяли,

И опять всю соль собрали (наклоны вперед)

А теперь мы отдохнем (присели)

И опять за стол пойдем (шагаем)

Воспитатель: Вот мы и в творческой лаборатории, проходите, присаживайтесь поудобнее за столы. Спинки прямые, ноги вместе.

Воспитатель: Ребята мы с вами уже вспомнили, для чего нужна соль, а вот про то, что солью можно рисовать забыли. Что мы с вами уже рисовали солью? (Снежинки и т. д.) А что будем рисовать сегодня, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Ну и платье!

Сплошь иголки.

Носят это платье?. (Ёлки)

Воспитатель: Правильно, сегодня мы с вами будем рисовать елочки. Но прежде чем начать рисовать давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая игра

Перед вами стоят контейнеры с солью, мы уже выполняли такую гимнастику, давайте вспомним, первое упражнение «Паучок» (погрузите в соль только подушечки пальцев)

Сидит на ветке паучок,

Расставил лапки – и молчок.

«Воронка»

( Описание: каждым пальцем поочередно в емкости с солью делать вращательные движения (в правую сторону, в левую сторону).

Мы крутили пальцем ловко,

Вышла ровная воронка.

«Солим суп»

( Описание: захватить соль щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы.)

Мы сегодня повара,

Суп солить давно пора.

«Моем ручки»

( Описание: захватить соль обеими ладонями и слегка растирать между ними.)

Моем руки чисто-чисто,

Моем руки быстро-быстро.

«Пересыпь соль»

( Описание: пересыпать соль из одной ладони в другую).

Соль, пересыпайся,

Да не просыпайся.

Воспитатель: Молодцы ребята. Наши пальчики готовы к работе?

Воспитатель: Перед вами лежат заготовки с изображением Елочек. Ребята, а какое у нас время года наступило (Зима) А как вы думаете, маленьким елочкам холодно зимой в лесу? А чтобы они не замерзли, что можно сделать? (Укрыть снегом, снежным покрывалом) Ребята, скажите, какого цвета снег? (белого). А соль, какого цвета? (белого) А как вы думаете, мы можем использовать соль для рисования снега?

Воспитатель: А кто мне напомнит, как мы рисовали солью? Что делали сначала? Что потом? (На елочку наносим клей ПВА, после того, как елочку полностью нарисовали клеем, мы хорошенько посыпаем её солью.)

Воспитатель: Приступайте к работе

Самостоятельная работа детей (Под музыку дети выполняют рисунок по теме. Воспитатель контролирует приемы работы, оказывает помощь детям, испытывающим затруднения.)

Воспитатель: Ребята заканчивайте работу. Не забываем вытирать руки салфетками. Посмотрите, какие красивые елочки у нас получились. Белые пушистые, теперь они точно не замерзнут зимой под белым снежным покрывалом.

Воспитатель: Ребята оставим наши работы сохнуть. Подходите, пожалуйста, ко мне наше путешествие в лабораторный центр подошло к концу.

Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Уважаемые ученые, снимайте свою спецодежду. Закройте глаза и давайте все вместе скажем волшебные слова.

Сейчас кругом я повернусь.

И в детском саде окажусь (МУЗЫКА)

Воспитатель: Дети пока мы с вами были, в путешествии Лунтик вышел с нами на связь, внимание на экран. (ВИДЕО)

«Дорогие ребята! Мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы много рассказали о соли, о ее чудесных свойствах, о том, как она выглядит, где ее добывают и для чего она нужна, а что вам понравилось? А что запомнилось больше всего? Какие открытия вы сегодня сделали? А хотели бы вы стать настоящими учёными? Спасибо вам ребята. Мне не терпится поскорее рассказать о соли всем своим друзьям. В группе вас ждет подарок от меня. Досвидания! До новых встреч!»

Воспитатель: Ребята вам интересно узнать, что за подарок приготовил для нас Лунтик? Тогда давайте прощаться с нашими гостями. (дети прощаются)

Публикации по теме:

«Необходимые условия для роста и развития растений». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе«Необходимые условия для роста и развития растений». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познавательное развитие». Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность. Цель: выявление необходимых.

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группеФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группе У нас в саду по календарно – тематическому планированию первая неделя октября называется «Праздник урожая». В течение недели мы с детьми.

Фоототчет об опытно-экспериментальной деятельности «Яйцо, какое оно?»Фоототчет об опытно-экспериментальной деятельности «Яйцо, какое оно?» В Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Светлогорский детский сад прошло занятие по опытно-экспериментальной деятельности.

Фотоотчёт об опытно экспериментальной деятельности «Как сажали мы лучок»Фотоотчёт об опытно экспериментальной деятельности «Как сажали мы лучок» Задачи: Формировать основы исследовательской деятельности в процессе посадки лука. Формировать у детей простейшие трудовые умения (посадить.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики» Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности "Гелевые шарики" в средней группе. Форма эксперимента:нетрадиционное занятие по.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная вода» Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды. Задачи: Образовательные: 1. Учить детей проводить несложные опыты с водой.

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельностиФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности Я уже писала, что к нам на два дня зима заглянула. Это было так удивительно. (посмотреть можно здесь) И решили с ребятами, если снег останется.

Фоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельностиФоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельности Сообщение из опыта работы. Выступление на педсовете по опытно-экспериментальной деятельности от 29.11.18. Педсовет прошел в игровой.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности «Сила магнита» Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: Сила магнита Возрастная группа:.

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Лимон-волшебник»Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Лимон-волшебник» Тема: «Лимон- волшебник.» Цель: расширить представление детей о растении - лимон и его свойствах. Задачи: 1. Обучающие: дать представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное познавательное занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительная соль»
Опубликовано: 21 января 2020 в 16:01
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД