Лучший педагог года

Использование биоэнергопластики в логопедической работе по преодолению дисграфии и дислексии

Татьяна Роговенко
Использование биоэнергопластики в логопедической работе по преодолению дисграфии и дислексии

Использование биоэнергопластики в логопедической работе по преодолению дисграфии и дислексии у старших школьников

Выступление подготовила учитель-логопед МАОУ СОШ 17 имени Э. Есаяна Роговенко Татьяна Александровна

Вступление

Публикация «Использование биоэнергопластики в логопедической работе по преодолению дисграфии и дислексии» размещена в разделах

Многие родители сталкиваются с тем, что их любознательные и сообразительные дети испытывают серьёзные трудности при овладении чтением и письмом. Решить проблему не помогают ни многочисленные выполнения домашних заданий, ни повторения и объяснения, ни поощрения и наказания. Проблема заключается в том, что некоторые дети страдают специфическими нарушениями чтения и письма дислексией и дисграфией.

Дислексия (от греческого «дис» - затруднение, нарушение, «лексис» - слово, речь) – нарушение процесса чтения, которое возникает в результате недоразвития или нарушения функций определённых зон КГМ, ответственных за перевод звуков в буквы и букв в звуки. Практически всегда одним из последствий дислексии является дисграфия.

Дисграфия (от греческого «графио» - писать, изображать) – стойкое нарушение письма, не связанное с незнанием грамматических правил, а обусловленное недоразвитием или частичным поражением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.

Дислексия и дисграфия могут возникать у детей с нормальным интеллектуальным развитием, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом. Недостаточная сформированность некоторых психических функций почти ничем себя не проявляет в повседневной жизни, но создаёт серьёзные препятствия при овладением чтением и письмом.

Дислексией и дисграфией страдают люди во всех странах мира довольно часто. По статистике дислексией и дисграфией страдают почти 12% населения Земли. Согласно данным, опубликованным в 2008 г. в докладе экспертов Европейской рабочей программы образования и развития, каждый четвертый 15-летний школьник в странах Евросоюза сталкивается с проблемами при чтении и понимании даже простых текстов. По данным Международной ассоциации дислексии, каждый 10 британец в той или иной степени страдает дислесией. В США каждый 5 выпускник школы не может прочесть даже свой аттестат.

В нашей стране количество детей, страдающих дислексией и дисграфией, в последнее время тоже значительно увеличилось. Результаты исследований свидетельствуют о том, что в общеобразовательных школах число детей с дислексией и дисграфией составляет более 30%, в гимназиях – 20%, тогда как в середине 70-х годов прошлого века детей с такими нарушениями было только 11%. Если лет 15 назад в средних и старших классах ученики с такими проблемами были редкостью, то сейчас дисграфиков можно встретить в 6, 7 и даже 10 классе. Такое явление обусловлено многими причинами, в том числе и высоким темпом обучения и сложными учебными программами.

Я, как учитель – логопед, работающий в школе, встаю перед проблемой, как помочь преодолеть дисграфию и дислексию старшим школьникам, ведь логопеда в школе никогда не было.

Для решения этой проблемы, я уже давно в своей практике использую метод биоэнергопластики, накопленный опыт показывает, что использование таких, как биоэнергопластика, инновационных технологий, помогает преодолеть устойчивые нарушения письма и чтения у старших школьников.

Что же такое «Биоэнергопластика»

Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.

биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека

Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук.

Для преодоления дислексии, я использую, разработанную мною методику, включения биоэнергопластики в процесс чтения или письма. Основной принцип, которой звучит, как «Движение помогает движению».

Виды двигательной поддержки для процесса чтения:

Чтение+ движение руки

Чтение+движение ног

Чтение+ шаги

Методика, включения двигательной поддержки (биоэнергопластики) в коррекционный процесс, помогает решить следующие проблемы у учащихся:

Неровный темп чтения, с ускорением на простых словах и послоговым прочтением сложных слов.

Запинки и повторы на сложных словах, что ведёт к искаженному пониманию прочитанного.

Угадывание слов, изменение слов, ошибки в постановке ударений в словах.

Низкая самооценка, неуверенность в себе, пониженная мотивация к обучению.

Примеры работы представлены на видеоэпизодах, где можно увидеть, как меняется процесс чтения у учащихся, когда они начинают добавлять в процесс чтения разные виды движения тела (биоэнергопластику).

Очень важно то, что учащиеся уже 5-9 классов и они могут озвучить собственное мнение, собственные ощущения, которые испытывают, могут сравнить, что меняется с включением движения в процесс чтения.

Мне хотелось бы представить здоровьесохраняющую педагогическую технологию обучения грамоте с использованием биоэнергопластики. Она разработана профессором кафедры логопедии КГПУ А. А. Дмитриевым и Веневцевым.

Алфавит телодвижений» состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети зрительно и на слух воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство и мышечное движение, изображают эту букву. В данном случае соединяются мыслительное представление буквы и мышечные ощущения, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга и впоследствии буква легко воспроизводится. Впоследствии участвуют не только мышцы, но и органы чувств - зрение и слух. То есть двигательные центры головного мозга способствуют развитию слухового и зрительного центров, тех центров коры головного мозга, которые обеспечивают психическую деятельность. Вырабатываются новые условные рефлексы, что способствует развитию многих функций головного мозга. Элементы движений, которые выполняются при показе той или иной буквы, как правило, знакомы и доступны детям

данная технология решает несколько задач одновременно:

1)обучение детей грамоте;

2)оздоровление;

3)коррекцию их двигательной сферы;

4)нормализацию состояния их эмоциональной сферы;

5)профилактика дидактиконевротических проявлений.

Звуковой анализ слов с использованием биоэнергопластики

Нарушениям в развитии речи сопутствует и нарушение двигательной сферы, у детей наблюдается нарушения разных психических функций: памяти, внимания, мышления. Включение в коррекционную работу биоэнергопластики помогает осуществлять коррекцию речевого, физического развития и способствует обучение грамоте через увеличение двигательной активности детей с речевыми нарушениями.

Алгоритм работы

1. Учащихся обучают основным элементам передачи рукой звуков

2. Когда дети научились выполнять некоторые движения (например, А и М, они могут выполнять эти движения слитно, в виде «написания» слогов

3. Вначале показ звука, слога выполняются медленно, далее быстрее, повторяя его один, два, три и более раз.

4. Далее добавляются проговаривание слогов, слов с разными интонациями, при открытых глазах, закрытых и т. д. Появляется целая череда различных движений, которые можно выполнять на уроках, обязательно с произнесением звука и обязательно – в разных интонациях.

Итог.

Подводя итог своему выступлению, я бы хотела сказать, что каждый специалист, который работает с детьми, имеющими нарушения письменной или устной речи, ищет свои методы и подходы, для оптимизации коррекционного процесса. Я рассказала о таком методе, как биоэнергопластика, которая помогает оптимизировать процесс преодоления дисграфии и дислексии у учащихся, а так же создаёт у них положительную социальную адаптацию к тому, чтобы быть успешным в обучении.

Используемая литература :

А. А. Дмитриев С. И. Веневцев «Алфавит телодвижений» Красноярск 2009 г. ,ж. «Воспитание и развитие детей с нарушениями развития» N1 2019 г.

Ястребова А. В. Лазаренко О,И, Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей М. Аркти 2001 г.

Публикации по теме:

Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ «Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ» Составила: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» Синдицкая.

Игры по профилактике дисграфии у старших дошкольниковИгры по профилактике дисграфии у старших дошкольников Игротека для дошкольников. Авторские игры учителя – логопеда Гончаренко О. Н. Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический.

Доклад «Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике». В дошкольных образовательных учреждениях основной задачей работы учителя-логопеда является: постановка у дошкольников правильного звукопроизношения,.

Использование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической работе с детьмиИспользование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической работе с детьми Хочу познакомить коллег с пособием, которое является большим подспорьем в логопедической работе. Пособие «Звуковой экран» представляет собой.

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии»Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Использование техники оригами для коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗИспользование техники оригами для коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗ В современных условиях коррекционного воздействия возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств обучения детей с нарушениями.

Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР» Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование биоэнергопластики в логопедической работе по преодолению дисграфии и дислексии
Опубликовано: 3 марта 2021 в 20:12
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД