Лучший педагог года

Использование игр музейного содержания в развитии речи дошкольников

ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВА
Использование игр музейного содержания в развитии речи дошкольников

Использование игр музейного содержания в развитии речи дошкольников

Задачи: Познакомить с историей возникновения хлеба. Раскрыть значимость хлеба для жизнедеятельности человека.

Цели: закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных изделиях, которые из них делают; развивать зрительные функции; способствовать накоплению зрительных образов.

Публикация «Использование игр музейного содержания в развитии речи дошкольников» размещена в разделах

расширять представление детей о профессии людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь

развитие речи и расширение словарного запаса

- развитие связной речи;

- развитие словаря;

- освоение грамматически правильной речи;

- освоение звуковой культуры речи

Дошкольный возраст - яркая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации ребёнка, формирования его эмоционально-личностной и волевой сферы, развития коммуникативных навыков и познавательных процессов.

Современные дети живут в эпоху информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир, но компьютер не даёт в полном объёме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствует речевому развитию дошкольников. В силу возрастных особенностей дети дошкольного возраста приобретают знания и опыт только посредством тесного контакта с материальным миром. Приобретение такого опыта возможно через использование музейной педагогики как средства развития познавательных процессов дошкольников. Поэтому с целью образования, воспитания и просвещения воспитанников в дошкольном учреждении создаются мини-музеи. Познавательно-речевое развитие – это не только процесс познания дошкольниками окружающего мира, себя и других людей, но и процесс развития коммуникативных навыков, речи ребенка. Развивать речь дошкольника, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в художественно-эстетической деятельности.

Несмотря на огромную познавательную направленность городского музея в плане просвещения и образования дошкольников, экспонаты, представленные для просмотра, не всегда бывают доступны детскому восприятию и пониманию. В ДОУ, мини-музеи организованы с учётом возрастных особенностей дошкольников и ориентирован на уровень сформированности их познавательных процессов, поэтому главное в музее детского сада не ценность самих экспонатов, а наличие условий для расширения кругозора, формирования самостоятельности и инициативы, совершенствования познавательных процессов и речевого развития.

В музеях проводятся тематические занятия и экскурсии. Учитывая тематику музея и представленные экспонаты, задачи познавательно-речевого развития дошкольников решаются комплексно, с учётом возрастных особенностей детей и требований программы. Структура непосредственно-образовательной деятельности по речевому и познавательному развитию детей с использованием музейных экспонатов определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой и познавательной работы. Именно взаимосвязь разных речевых задач создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков, познавательных способностей детей.

Выставки и коллекции, представленные в мини-музеях, способствуют обогащению и активизации словаря, развитию смысловой стороны слова, формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры речи, ориентации ребенка в окружающем мире. То есть:

1. Дети могут описывать представленные предметы, используя при этом разные части речи (существительные, прилагательные, глаголы, образуют однокоренные слова, подбирают синонимы, антонимы, омонимы, употребляют слова в точном соответствии с их смыслом.

2. Разнообразные экспонаты мини-музеев служат наглядной опорой для составления описательных, творческих рассказов, коротких сказок, загадок.

3. В ходе экскурсий, тематических занятий дошкольники делятся своими впечатлениями со сверстниками, родителями, педагогами, при этом совершенствуя диалогическую речь.

4. Дети могут играть роль экскурсовода и рассказывать о выставленных экспонатах музея, при этом отрабатывается монологическая речь.

5. Использование художественного слова (потешек, стихов) во время занятий и экскурсий позволяет совершенствовать дикцию, артикуляцию и интонационную выразительность речи.

Значимость мини-музеев в ДОУ достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и картинки, различные коллекции, но и знакомятся с материалами из «семейного архива», подлинными предметами и вещами, старинными фотографиями, слушают рассказы, песни, но и сами читают стихи, рассказывают истории, задают вопросы, размышляют, беседуют.

В процессе рассматривания, беседы дошкольники чувствуют свою причастность к мини - музею. Они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, ребята из старших групп могут устраивать экскурсии для младших ребят, могут пополнять мини-музеи экспонатами. Таким образом музей становится результатом общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Знакомясь с экспонатами музея, ребенок познает новое, изучает особенности предметов, манипулирует ими, а это способствует познавательно- речевому развитию дошкольников.

Образовательная деятельность с детьми осуществляется не только в формах традиционных занятий, а через совместную деятельность воспитателя с детьми, в режимных моментах, в процессе экспериментально-поисковой, проектной, игровой деятельности решаются задачи данной программы.

Прежде всего используются разнообразные игры музейного содержания :

Игры развлечения

Игра развлечение «Пекарня» - процесс изготовления хлебобулочных изделий из солёного теста.

«Семья» - посиделки с родителями (пословицы, поговорки, стихи, песни, народные игры, подвижные игры)

Игра развлечение «Булочная»

Игра развлечение «Уборка урожая» - инсценировка сказок («Колосок» - украинская народная сказка, «Как волк хлеб вздумал печь» - литовская сказка

Эти сказки очень хороша для инсценировки и закрепления представлений о выращивании хлеба у малышей.

Игры путешествия

игра «Как хлеб на стол пришёл?»

игра «От зёрнышка до булочки»

игра «Путешествие по картине»

игра «Из прошлого в настоящее»

игра «Предметы старины далекой»

Игра «Интересные факты»

Игры интеллектуально- творческие

«Викторина»

«Что, Где, Когда?»

«Придумай историю»

«Поле чудес»

Конкурс «Кто назовет больше изделий из теста?»

Поделить детей на две команды.

Команды называют изделия по очереди. Если какая-либо команда не может ничего сказать, она пропускает ход. За каждым ответ дается фишка. Побеждает команда, набравшая больше фишек.

Конкурс «А что потом»

Поделить детей на две команды.

Командам дается одинаковый набор продуктов ( например: колос, зерно, мука, хлеб, печенье, шарлотка из хлеба, сухарь, крошки, бутерброд, тартинки и т. д.). Дети должны разложить их в последовательности, соответствующей естественному ходу превращений. Если изделия соответствуют примерно одной стадии превращения, их кладут друг над другом. Воспитатель контролирует правильность и скорость выполнения задания.

Игры графические упражнения

«Разложи по порядку»

«Сложи колосок»

«Продолжи ряд»

«Найди соответствующую тень»

Игры по сюжету литературных произведений

Лото по сюжету литературных произведений;

“Кто здесь был и что забыл?”(Русская народная сказка “Машенька и медведь”. Ш. Перро “Золушка”. Ш. Перро “Красная шапочка”.)

«Отгадай сказочного героя»

«В какую сказку попал Колобок»

«Найди свою сказку»

«Игры на воспроизведение содержания сказки по мнемотаблице»

Загадки;

Пословицы; поговорки;

Стихи

Игры бродилки

Игры – бродилки. Для этой игры требуется большое поле, на которое нанесён маршрут в виде линии, а также фишки по числу играющих и игральный кубик с числовым обозначением. Цвет кружка обозначает задание, которое должен выполнить ребёнок.

Цель игры получение знаний через игру по принципу:

- игр ходилок

- квест игры

Таким образом, можно сделать вывод о том, что музей в дошкольном образовательном учреждении позволяет в полной мере осуществлять работу по познавательному развитию дошкольников и совершенствованию всех сторон их речевого развития.

Публикации по теме:

Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников «Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский. Одним из основных направлений работы нашего детского.

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».

Использование карточек-схем в развитии связной речи у дошкольников Правильная организация обучения детей связной речи очень сложное дело. Следует помнить, что наиболее эффективно такое обучение, которое.

Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго.

Использование приёмов мнемотехники в развитии речи дошкольников Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях.

Использование современных интерактивных игр в развитии фонематического слуха дошкольниковИспользование современных интерактивных игр в развитии фонематического слуха дошкольников Компьютерные технологии прочно и надолго вошли в нашу жизнь. Сегодня компьютерные технологии, используемые в образовании способствуют качественно.

Из опыта работы «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников»Из опыта работы «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников» Доброй вам части суток, уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом использования приемов мнемотехники в развитии речи детей старшего возраста.

Консультация «Использование синквейн — технологии в развитии речи старших дошкольников» Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного.

Использование театрализованных игр и упражнений в развитии речи детей младшего дошкольного возрастаИспользование театрализованных игр и упражнений в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Театрализация в 1 младшей группе. Мой самый любимый возраст. На неделю театрализации в детском саду мы с малышами ставили сказку "Курочка.

Роль игр-драматизаций в развитии речи у дошкольников с ОНР Роль игр - драматизаций в развитии речи у дошкольников с ОНР Возможность говорить, общаться - это удивительный дар природы. И с этим даром.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игр музейного содержания в развитии речи дошкольников
Опубликовано: 18 декабря 2018 в 21:44
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД