Использование элементов практик йоги в развитии психофизических процессов у детей с ОВЗ

Ольга Гуменюк
Использование элементов практик йоги в развитии психофизических процессов у детей с ОВЗ

Использование элементов практик йоги

в развитии психофизических процессов у детей

с ограниченными возможностями здоровья.

В последние годы система дошкольного образования претерпела значительные изменения, но приоритетным направлением осталось сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

Развитие детей с ОНР является сложной и трудоемкой коррекционной работой, которая включает в себя не только развитие речи, но и оздоровительные мероприятия, развитие мыслительных и психических процессов. Поэтому в работе с детьми с ОНР я нашла новые подходы к активизации речемыслительной и здоровьесберегающей деятельности.

За основу этого направления работы я взяла парциальную программу кружковой работы для детей дошкольного возраста Татьяны Аркадьевны Ивановой «Йога для детей».

С уверенностью могу сказать, что практическая ценность детской йоги заключается в том, что она:

• развивает гибкость и силу;

• способствует повышению иммунитета организма, выносливости;

• улучшает осанку;

• дает осознание своего тела в том числе артикуляционных укладов (гармонично развиваются правое и левое полушария мозга);

• формирует правильное дыхание (здоровый сон, спокойствие ума, освобождение эмоциональных блоков и творческой энергии);

• способствует концентрации ума (бдительность, восприимчивость, внимательность, активизация интеллектуальных способностей);

• развивает коммуникативные навыки (фонетико-фонематические процессы, звуковую культуру речи, расширяет словарный запас);

• развивает морально-волевые качества (выдержку, настойчивость в достижении результатов,

• повышает самооценку (растет уверенность в себе).

Основные принципы педагогической деятельности на таких занятиях:

• принцип безоценочной деятельности, что освобождает детей от страха делать ошибки;

• принцип творческой деятельности (предусматривает возможность применения ребенком знаний и умений в нестандартной, новой для себя обстановке);

• принцип сотрудничества и кооперации (дается возможность выполнять движения как самостоятельно, так и в паре с кем-то или группой);

• принцип взаимодействия с родителями (семья во многом определяет отношение детей к здоровому образу жизни, их интерес к спорту, активность и инициативу).

Занятия проводятся с детьми 4-7-летнего возраста, учитывая физиологические параметры детей, работоспособность и порог утомляемости организма ребенка при физических нагрузках. Работа ведется в группе от 8 до 10 детей, 1 раз в неделю. Продолжительность занятия составляет 20-35 минут — в зависимости от возраста и физической подготовленности детей.

Частые гости на занятиях и участники – родители.

Методическое обеспечение для проведения таких занятий это – литература, альбомы и наглядные пособия (плакаты, схемы, фотографии. карточки с комплексами упражнений).

Техническое оснащение занятий:

• Спортивный или музыкальный зал.

• Аудиоматериалы с записями музыки, звуков природы; видеозаписи с выполнением упражнений детьми.

• Спортивное оборудование; тренажеры для стоп ног, массажные дорожки с резиновыми шипами, ребристые доски.

• Гигиенические коврики.

• Нестандартное оборудование: дорожки для профилактики плоскостопий, мешочки с песком и т. п.

• Спортивная хлопчатобумажная одежда.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

• Медитация и дыхание (обучение детей техникам медитации и дыхательным упражнениям).

• Мантры (пропевания звуков и звукосочетаний).

• Разминка (обучение техникам самомассажа, массаж, суставной гимнастики, техникам глазодвигательных упражнений).

• Мудры (упражнения для кистей рук).

• Асаны (удобные оздоровительные положения тела).

• Шавасана (релаксация, прерзагрузка).

На взрослой йоге тренировка, проходящая в полном молчании – это норма, но дети любят разговаривать. Чтобы избежать постоянных разговоров и смеха можно звонить в колокольчик, а можно просто позволить детям выговориться перед началом занятий, так сказать, выпустить пар.

1. Медитация и дыхание.

Не стоит недооценивать потребность детей в тишине и отдыхе. Мною замечено, что любимой частью занятия для детей являются упражнения на расслабление и медитацию с речевым сопровождением.

Принято считать, что медитация требует особенной взрослой самодисциплины и концентрации внимания. На самом деле эту технику можно использовать в любом возрасте. Для начинающих основа медитации — это дыхание. Например, упражнение для развития правильного глубокого диафрагмального дыхания «Воздушный шарик»:

Выполняется лёжа, сидя или стоя:

• Удобно сядьте. Закройте глаза

• Сделайте медленный глубокий вдох заполняя живот воздухом, как будто вы пытаетесь надуть большой воздушный шар. Старайтесь надуть живот так сильно, насколько это вам возможно.

• Медленно выдох через нос.

Следует напоминать ребенку расслаблять все тело при каждом выдохе. Можно при выдохе издавать тихое «ш-ш-ш» или «с-с-с», тем самым дополнительно автоматизируя нужный изолированный звук.

Для гиперактивных дошкольников подойдет более динамичный вариант:

Всё тоже, но добавляем движения:

- раскиньте руки в стороны и над головой, представляя, как этот шар растет внутри живота. А теперь я лопну ваш шарик. Когда услышите хлопок, резко выдыхайте через нос и падайте на коврик.

Выполнение нестандартных упражнений (Пранаям – так называют дыхательные техники в йоге, приводит детей в неописуемый восторг. Это даёт им умиротворение, ощущение простора, внутренней силы и помогает сосредоточиться. Это очень мощная практика работы со стрессом, тревогой и страхом.

Комплекс дыхательных упражнений на глубокое расслабление укрепляет нервную систему, улучшает общее состояние, развивает концентрацию внимания и другие ВПФ.

Предлагаю вам ещё одно упражнение на дыхание:

«Дыхание Любви» (Эффект этой пранаямы - развитие уважение к себе и повышение самооценки).

Вдох - разведите руки в стороны. Раскройте грудную клетку и Сердечный Центр. Выдох - скрестите руки перед грудью и обнимите себя, проговаривая про себя: "Я люблю себя".

Огненное или очистительное дыхание. Глубокий ровный вдох. Резкий короткий и мощный выдох через нос. Серия такого упражнения ведёт к ряду положительных эффектов – очищение от токсинов; укрепление нервной системы; благотворное влияние на работу головного мозга, тонизирующее действие на органы брюшной полости за счет внутреннего массажа. Противопоказания: легочные заболевания сердечно-сосудистые заболевания гипертония грыжи в брюшной полости.

Существует универсальная расслабляющая техника. Эта практика подходит и детям, и взрослым. Она решает проблемы со сном, длительным периодом стресса или болезни, раскрепощает перед публичным выступлением. Она основана на прогрессивной технике мышечной релаксации, разработанной психотерапевтом Эдмундом Якобсоном в 1920-е годы для тревожных пациентов:

• Примите удобное положение сидя, откиньтесь на спинку стула и закрой глаза.

• Сделайте глубокий вдох и выдох.

• Направьте внимание на правую стопу. Сожмите ее сильно-сильно, поджав все пять пальцев внутрь. Удерживайте ее в таком положении в течение двух глубоких вдохов-выдохов.

• Резко расслабьте стопу и почувствуйте, как напряжение растворяется. Вы можете почувствовать небольшое покалывание в мышцах.

• Переведите внимание на левую стопу (вдох-выдох – 2 раза)

• Медленно перемещайтесь вдоль всего тела, продолжая напрягать и расслаблять мышцы (если с этим возникают сложности, можно сжимать или массировать их рукой) и глубоко дышать. Продолжаем:

правое колено и голень – левое колено и голень;

правое бедро – левое бедро;

стопы и ноги по всей длине;

живот;

все тело ниже пояса;

грудная клетка;

правая ладонь (можно сжать в кулак) – левая ладонь;

правая рука – левая рука;

плечи;

шея;

лицо. Если вы начнете пользоваться этой техникой, то, я уверена, она вам обязательно поможет в нужный момент вашей непростой жизни.

2. Мантра йога.

Кроме обычных дыхательных техник я использую мантры – это специально подобранные звуки, звуковые сочетания, которые имеют свой духовный и практический смысл. Например, пропевая мантру «ОМ» в начале мы даём настрой на работу с телом, а в конце занятия ощущение завершённости работы. Произнося их, мы также получаем больше силы, энергии и внимательности, развиваем длительность дыхания.

Детская мантра йога использует все виды дыхательных техник, которые связаны со звуками, издаваемыми животными. Вы можете предложить дыхание с шипением как у змеи, птичий свист, мяуканье кошки, лай собаки и т. д.

Любимое упражнение детей – «Рёв льва». Нужно обратить внимание, чтоб получился не крик, а именно рычание (рык).

Эти звуки помогают проработать диафрагму, укрепить лёгкие и решают другие задачи:

- умение сознательно регулировать ритм дыхания;

- правильное соотношение вдоха и выдоха;

- распределение выдоха на определенные речевые отрезки;

- воспитание правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом;

- развитие силы и подвижности дыхательной мускулатур;

- умение делать добор дыхания, причем производить его быстро и незаметно;

- развитие модуляции голоса.

Логопеды хорошо знают, что за счет постановки правильного дыхания, более быстро и эффективно исправляются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной. Помимо этого, отмечается улучшение сна, памяти, повышение способности концентрировать внимание.

Таким образом, Мантра йога нормализует все процессы нервной системы.

3. Разминка

– следующая часть занятия - это самомассаж, суставная гимнастика и глазодвигательные упражнения.

Полезен детям самомассаж: лица, головы, языка, шеи, рук, ног и других частей тела, особенно перед суставной гимнастикой. Самомассаж - это ещё и одно из средств профилактики и коррекции речи детей.

Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Существуют ряд приёмов самомассажа и противопоказания.

Упражнения можно проводить с использованием нетрадиционных материалов: грецкого ореха, ребристого карандаша, прищепки, бигуди и массажеры, Су Джок и других предметов.

Например, «Добываем огонь» - растирание ладоней друг о друга с ребристым карандашом в руках, а вы возьмите ручку.

Мы как древние индейцы добываем огонек:

Вот ладошки разотрем

Будет нам тепло с огнем.

Или Су Джок – колючий шарик:

Вот колючий шарик-ёжик

Он без ручек и без ножек

Шарик твердый и упругий

Он катается по кругу

Такие упражнения можно использовать как для кистей рук, так и для стоп.

Можно предложить детям выполнить массаж в парах или цепочкой, или встав друг за другом. Такие коммуникации детям особенно нравится.

4. Мудры.

Ещё один этап нашего занятия – это выполнение мудр - соединение пальцев в определенных комбинациях, при которых активизируется энергия по всему телу.

Научиться выполнять мудры могут не только взрослые, но и дети. Складывать пальчики в замысловатые фигуры — это и игра, и удовольствие.

Предлагаю вам попробовать:

Мудра "Зуб Дракона"

Мудра оказывает целительное действие при стрессовых состояниях, эмоциональной неустойчивости, нарушении координации движений.

Большие пальцы рук согните и прижмите к ладоням у оснований указательных пальцев. Мизинец, безымянный и средний пальцы прижмите к ладоням. Указательные пальцы обеих рук выпрямите и направьте вверх.

Мудра "Морской гребешок"

Морской гребешок символизирует силу, мощь, насыщение энергией.

Мудру полезно выполнять при отсутствии аппетита, астении, нарушении пищеварения.

Большие пальцы соедините боковыми поверхностями концевых фаланг. Остальные пальцы сплетите между собой таким образом, чтобы их кончики оказались между ладонями.

Мудра Знаний

Одна из самых важных мудр. Снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, помогает при меланхолии и депрессии. Улучшает мышление и память. Эту мудру делают при высоком кровяном давлении, бессонице.

Указательные пальцы обеих рук соедините с подушечками больших пальцев. Остальные пальцы держите выпрямленными.

Это ещё и хорошее развитие мелкой моторики, которое можно включить в любые коррекционные занятия.

Далее практикуется мышечно-суставная гимнастика — это предварительный комплекс упражнений, который подготавливает организм и позволяет в дальнейшем легче освоить основные физические упражнения йоги — асаны.

Глазодвигательные упражнения помогают расширить объём зрительного восприятия и косвенно влияют на многие другие психические функции (речь, внимание, память). Это упражнения на отслеживание предмета глазами на разных уровнях и по пяти основным направлениям: право, лево, верх, низ, к переносице и от переносицы, а также по четырем диагональным направлениям. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие–либо яркие предметы, игрушки, ручку с ярким цветным кончиком и т. п.

По мере освоения этих упражнений, постепенно в этот процесс добавляются движения языка. Упражнения, как правило, сначала выполняются отдельно глазами, потом языком, потом глазами и языком вместе, потом врозь. Затем разноимённые и одноимённые движения глаз с другими частями тела.

Позже можно добавлять в упражнение дыхание.

Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению зрения работоспособности, и является профилактикой близорукости и дальнозоркости.

5. Асаны.

Затем переходим к основной части занятия – к асанам. Асаны – статические или динамические упражнения, оказывающие положительное влияние на эмоциональное, физическое состояние и на весь организм в целом. Они формируют новые двигательные навыки, которые копируют позы животных, птиц, предметы, у детей расширяются представления об окружающем мире, умение выразительно выполнять движения, создавая образы. Умение ориентироваться в пространстве, двигаться в соответствии с текстом. Развивают психофизические процессы.

Существуют специальные комплексы упражнений йоги, направленные на выпрямление позвоночника, укрепление мышц живота и спины, раскрытие суставов.

Хорошо использовать маленькие истории, сказки и всевозможные ассоциации для проведения интересного занятия по йоге для детей. Можно совершить, например, «прогулку по зоопарку», повторяя за увиденными животными их движения.

6. Шавассана – релаксация, перезагрузка.

После практики йоги наблюдается некоторая усталость. И это нормально. Следует немного отдохнуть под приятную музыку в «Шавасане» – это поза лежа на спине, раскинув руки, ноги, максимально расслабив всё тело. Шавасана позволяет успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение, а это является главным условием для естественной речи.

Не оставляю без внимания и родителей. Провожу совместные занятия мастер-классы, беседы, а также прошу детей учить дома родителей тому, чему они научились на занятии.

Таким образом, ожидаемый мною результат работы в этом направлении является то, что:

Ребенок в будущем будет знать способы укрепления своего здоровья. Знать правила здорового образа жизни, приемы, снижающие утомляемость, гипервозбудимость и приемы, улучшающие все психические функции в том числе речь.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у старших дошкольников Слайд 1 «Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у старших дошкольников» Цель: познакомить педагогов с этапами.

«Использование народного творчества в развитии в развитии речи детей дошкольного возраста»«Использование народного творчества в развитии в развитии речи детей дошкольного возраста» Цель: Обогатить эмоционально-двигательное и речевое развитие детей на основе стихов, русских народных потешек. Задачи: 1. Развивающая.

Использование образовательных практик в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Проблема экологического образования сегодня волнует — ученых, педагогов, общественность. Поэтому необходимо воспитывать у детей осознанно.

Использование современных здоровьесберегающих технологий в развитии физической культуры у детей с ОВЗ Использование современных здоровьесберегающих технологий в развитии физической культуры у детей с ОВЗ Аннотация. В статье рассматриваются.

Использование элементов кинезиологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ «Едва ли 10% людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и.

Использование элементов технологии ТРИЗ в развитии речи во второй младшей группеИспользование элементов технологии ТРИЗ в развитии речи во второй младшей группе слайд Использование элементов технологии ТРИЗ в развитии речи во второй младшей группе Выполнили: воспитатель Дорофеева М. М воспитатель.

Использование элементов ТРИЗ-технологии в развитии речевых способностей детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию опыт работы по теме «Использование элементов ТРИЗ в развитии речевых способностей.

Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей с ОВЗ с использованием элементов сказкотерапии В настоящее время все дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) требуют психолого-педагогической поддержки, т. к. находятся.

Применение элементов хатха-йоги для детей старшего дошкольного возраста ВВЕЕНИЕ Дети уже рождаются йогами… Они йоги по своей природе. И то, на что взрослый человек, практикуя йогу тратит годы усилий, семилетнему.

Спортивное сюжетное занятие «Зимнее приключение» (использование нетрадиционных видов гимнастик хатха-йоги …)Спортивное сюжетное занятие «Зимнее приключение» (использование нетрадиционных видов гимнастик хатха-йоги …) Спортивное сюжетное занятие «Зимнее приключение» Цель: приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через использование.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Использование элементов практик йоги в развитии психофизических процессов у детей с ОВЗ
Опубликовано: 26 августа 2018 в 12:03
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 сентября. Всемирный день мониторинга качества воды

Ежегодно 18 сентября во многих странах мира берут пробы воды в разных водоёмах нашей планеты для оценки её качества и безопасности для людей и других живых организмов. Этим занимаются не только в...

18 сентября. Выставка аппликаций из бумаги, сложенной «гармошкой»

Бумага – тот материал, с которым мы встречаемся ежедневно. Газеты, книги, бумага для творчества и хозяйственных нужд – все это делают на целлюлозно-бумажном производстве. А ведь когда-то бумажные листы...

Мастер-класс по созданию объемной картины «Фиалки» для детей дошкольного возраста 4–7...
Мастер-класс по созданию объемной картины «Фиалки» для детей дошкольного возраста 4-7 лет. Педагог изо МБДОУ №54 детский сад «Радуга» г. Мытищи...
Методические рекомендации по обучению пересказу по тетрадям Н. Э. Теремковой «Я учусь...
У детей с ЗПР существуют следующие проблемы развития речи: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение...
Фотоотчет об образовательной деятельности по рисованию во второй младшей группе...
Цель занятия: Развитие у детей художественного творчества и активизация творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования. Задачи : -...