Получи документы

Картотека дидактических игр и упражнений для детей 4–5 лет

Елена Коноваленко
Картотека дидактических игр и упражнений для детей 4–5 лет

Картотека

Дидактических игр и упражнений для детей 4-5 лет

Выполнила:

Воспитатель МБДОУ детского сада № 8

Коноваленко Елена Алексеевна

Картотека

дидактических игр и упражнений

для детей 4-5 лет

Выполнила:

Воспитатель МБДОУ детского сада № 8

Коноваленко Елена Алексеевна

Публикация «Картотека дидактических игр и упражнений для детей 4–5 лет» размещена в разделах

Логоритмики — это занятие, которое включает в себя маршировку под ритмичную музыку, ходьба под счет, бег. Одновременно с физической нагрузкой ставится задача контролировать дыхание, проговаривать фразы, петь в определенной интонации, громко или тихо и т. д. Занятия проходят в занимательной форме, в группе или индивидуально.

Занятие с элементами логоритмики ставит перед педагогом следующие задачи:

Развитие дыхания

Коррекция речевых нарушений

Обучение контролю за движениями, речью, работой органов артикуляции, дыхания

Совершенствование координации

Развитие всех видов памяти, внимания, ориентирования в пространстве

Воспитание чувства ритма

Закрепление пространственных понятий

Логоритмические игры для детей 4-5 лет

К 4-5 годам приходит окончательное становление р

Приобщение к духовным ценностям (музыке)

Обучение пению, произношению скороговорок

Расширение кругозора

Увеличение словарного запаса

ечи. Важно уделять большое внимание произношению звуков и закреплению артикуляции звуков. Поэтому логопедические упражнения в этом возрасте занимают особое место.

Бежит лошадка цок-цок-цок, (цокающие движения языком от неба)

Щебечет птичка в поле. (то же цоканье но от зубов)

На бережке сидит дружок (улыбка, зубы разжаты)

И ловит рыбку в море (смыкают и расправляют губы)

Продолжается развитие дыхания. Речевое дыхание стоит отграничивать от общего. Можно выполнять упражнения на чередование короткого и глубокого дыхания:

Кукла Маша хочет спать. (вдох носом, на выдохе протяжный звук «аааа»)

Споем ей песенку. (вдох носом, на одном выдохе троекратное повторение слога «ла-ла-ла»)

Кукла Маша уснула. (сопят носом)

Подходящим временем для таких упражнений будет гимнастика после сон часа. Совместно с общей моторикой активно развивается мелкая. В логоритмические игры и упражнения стоит добавлять актерское мастерство, учить детей вживаться в роль и оперировать различными фразами:

— Я веселый петушок (вдох, на выдохе «ко-ко-ко»)

У меня есть гребешок. (потрясти головой)

— Я насупленный индюк (вдох, на выдохе «па-па-па»)

Зернышки ищу тюк-тюк (наклон головой как будто клюет зерна)

— Я лошадка озорная (цоканье языком от неба)

Хвост и грива золотая (потрясти головой)

Экспрессивность движений должна соответствовать эмоциональному состоянию героя. Дети учатся управлять своими эмоциями и правильно их выражать. Можно менять по ходу игры слова упражнения. Позвольте детям самим это делать, не мешайте их воображению. Когда дети выучат слова, поочередно давайте проводить упражнения каждому из них.

Игра 1

Хорошей будет игра на угадывание одногруппников. Она развивает тактильные ощущения, общую моторику и ритмику: дети встают в круг, а один ребенок в центр. Ему завязывают глаза. Дети начинают ходить по кругу. Воспитатель говорит «стоп» и дети останавливаются. Ребенок, который в центре круга, подходит к одному из детей на внешнем круге и угадывает, кто это.

Игра 2

Популярной для этого возраста является игра «Морская фигура, замри!». Дети входят в роль, активно играют, учатся слушать музыку и быстро реагировать на стоп-сигналы. Замирание в определенных позициях закрепляет знания о возможностях своего тела.

Игры и упражнения

Развитие дыхания

(Физиологическое дыхание)

Поиграем животиками

Цель: формирование диафрагмального дыхания.

Описание упражнения

Вариант 1

В положении лежа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают- при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую – либо небольшую игрушку.

Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях.

Вариант 2

В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.

Упражнение выполняется под счет: вдох - 1,2,3 и выдох – 1,2,3 или

музыкальные звуки (до –ре - ми- вдох, ми – ре -до – выдох) от трех до семи раз подряд.

(Речевое дыхание)

Назови по порядку

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов. Закрепление в памяти детей названий чисел, времен года, дней недели, месяцев.

Описание упражнения

Детям младшего и среднего возраста предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке – «один, два, три, четыре, пять …» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка) Дошкольникам среднего и старшего возраста, кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.

Ах, как пахнет!

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.

Оборудование : ароматный цветок или носовой платок, надушенный духами.

Описание упражнения

Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить фразы:

Ах!

Ах, пахнет!

Ах, как пахнет!

Ах, как приятно пахнет!

Ах, как цветок приятно пахнет!

Мимика

Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений:

«Плакса» - зажмуривание глаз;

«Надуем шарик» - надувание щек без сопротивления и с надавливанием;

«Мы удивились» - приподнимание и опускание надбровных дуг;

«Тигренок» - оскаливание зубов;

«Упрямые бараны» - нахмуривание мышц лба и т. д.

Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т. д.

Подарок

Цель: выразить мимикой и общими (торопливыми) движениями большую заинтересованность.

Оборудование: коробка, перевязанная лентой, в коробке игрушка.

Описание игровой ситуации

Мальчику на День рождения сделали подарок. Мальчик развязывает коробку с подарком, ему поскорее хочется узнать, что внутри.

Раздумье

Цель: выразить мимикой и позой (подпереть голову рукой) глубокое раздумье.

Описание игровой ситуации

Девочка заблудилась в лесу. Наконец она вышла на дорогу. Но в какую сторону идти?

Этюд разыгрывается под музыку.

Кукла заболела

Цель: выразить мимикой печаль и сострадание.

Оборудование: кукла лежит в кровати, накрытая одеялом, на лбу куклы платочек.

Описание игровой ситуации

У девочки заболела кукла. Кукла лежит в кроватке под одеялом, у нее болит голова. Девочка расстроена, ей жалко больную куклу.

Во время этюда звучит музыка.

Артикуляция.

Для развития артикуляционной моторики на занятиях ритмикой проводятся упражнения для губ, языка, нижней челюсти:

«Прятки» - чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов;

«Вкусное варенье» - круговое скользящее движение языка по губам; «Футбол» - движения языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки;

«Язычок сердиться» - упор кончика языка альвеолы верхних резцов и др.

Упражнения должны выполняться ритмично, под счет, на акцент в музыке.

Часики

Рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на «раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. В данном упражнении счет : «раз – два» можно заменить на звукоподражания: «тик – так». Перед выполнением артикуляционного упражнения

предложите детям прослушать музыкальную иллюстрацию - «Часы» ; сл. С. Маршака, муз. Е, Тиличеевой.

Качели

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка совершает движения: на «раз» - поднимается к носу, на «два» - опускается к подбородку.

В данном упражнении счет можно заменить на слова: «вверх – вниз».

Развитие голоса

Далеко и близко

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ.

Описание упражнения

Педагог объясняет детям, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится из далека, то кажется тихим и его трудно расслышать.

Затем одному ребенку взрослый дает задание произносить любое звукоподражание то тихим, то громким голосом (это может быть голос животного, например, - му, мяу, и – го-го, га-га и т. д. или какой-либо из звуков города – би-би, ту-ту, дзинь-дзинь, тук-тук). Задача других детей отгадать, далеко или близко находится животное или звенит звонок. Затем звуковую загадку предлагается загадать другому ребенку и так далее до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли.

Тишина

Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения.

Описание упражнения

Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение:

Была (произносится голосом обычной силы)

тишина, тишина, тишина. (произносится тихим голосом)

Вдруг (сила голоса начинает постепенно нарастать)

грохотом (громче)

грома (еще громче)

сменилась она. (громко)

И вот уже дождик (произносится голосом обычной силы)

тихонько (произносится очень тихо)

Ты слышишь? (произносится тихим голосом)

Закапал, закапал, (произносится голосом обычной силы)

Закапал по крыше…

Лягушки и кукушки

Цель: изменение высоты голоса, автоматизация звука К.

Описание упражнения

Ребенок читает стихотворение, по ходу чтения изменяя высоту голоса.

Ква, ква - (произносится низким голосом) урчат лягушки.

Ку – ку - (произносится высоким голосом) кричит кукушка.

Целый день по лесу:

Ква – ква (произносим низким голосом,

ку – ку (произносим высоким голосом).

Ква –ква (произносим низким голосом,

ку – ку (произносим высоким голосом).

Успокой куклу

Цель: развитие тембра голоса, речевого дыхания.

Оборудование: детские стулья и куклы по количеству детей.

Описание упражнения

Дети сидят на стульях и держат в руках кукол.

Педагог говорит детям, что куклы плачут и надо их успокоить – спеть колыбельную песню.

Взрослый сам показывает, как надо качать куклу и негромко напевать на звук «А» мотив колыбельной песни.

Под музыку дети укачивают кукол и тихо поют.

Темп речи

Большие ноги шли по дороге

Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.

Описание упражнения

Под слова педагога: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги,

и медленно говорят: «ТОП – ТОП».

Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ-топ-топ-топ».

В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.

Карусели

Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп.

Описание упражнения

Дети вместе с педагогом встают в хоровод и начинают идти по кругу, говоря слова:

Еле, еле, еле, еле

Завертелись

Карусели

(говорить в медленном темп

А потом, потом, потом

(темп постепенно нарастает

Все бегом, бегом, бегом.

(говорить в быстром темпе)

Тише, дети, не спешите

(темп постепенно замедляется)

Карусель остановите

(говорить в медленном темпе)

Раз, два, раз, два –

(хлопать в ладоши и медленно говорить).

Вот и кончилась игра.

Упражнение можно выполнять под музыку.

Развитие ритма речи

Выдели слово

Цель: научить детей делать акцент (ударение) на определенном слове во фразе.

Оборудование: четыре карточки с цифрами : «1234», «1234», «1234», «1234». На первой из них выделена жирным шрифтом цифра 1, на втором 2 и т. д.

Описание упражнения

Детям демонстрируются карточки с цифрами по количеству слов во фразе.

Педагог объясняет детям, что сейчас они будут учиться произносить одну и ту же фразу по-разному. Вот эта фраза из четырех слов: «Мы учимся говорить красиво».

Каждое слово фразы соответствует цифре на карточке. Если на карточке выделена цифра «1», то и голосом надо выделить первое слово во фразе:

«МЫ учимся говорить красиво». Это означает, что именно мы, а не кто-то другой учится говорить красиво.

Если ярко написана цифра – «2», то голосом выделяется второе слово «учимся». Вот как в этом случае будет звучать наша фраза: «Мы УЧИМСЯ говорить красиво».

Если на карточке ярко написана цифра «3» - это означает, что интонационно надо выделить третье слово «говорить».

То есть сказать: «Мы учимся ГОВОРИТЬ красиво». Благодаря этому станет ясно, что мы учимся именно говорить красиво, а не петь и не танцевать.

И, наконец, в случае, когда на карточке выделена цифра «4» - фразу надо произнести с ударением на четвертом слове.

«Мы учимся говорить КРАСИВО». Так удастся подчеркнуть, что мы учимся говорить не громко и не тихо, а именно красиво.

Развитие мелодика интонационной композиции речи

Узнай по интонации

Цель: воспитание эмоциональной выразительности речи и мимики.

Описание упражнения

Каждый ребенок по очереди произносит с определенной интонацией междометия и изображает какого-либо человека:

удивленного – Ах! Ах! Ах!

больного – Ох! Ох! Ох!

веселого – Эх! Эх! Эх!

недовольного – Ай! Ай! Ай!

испуганного – Ой! Ой! Ой!

сердитого – Ай –я - яй!

Остальные дети должны отгадать по интонации, выражению лица и позе говорящего, какого человека он изображает.

После исполнения сценок детям предлагаются музыкальные картинки, отражающие разные эмоциональные состояния людей.

После прослушивания каждой из них дети делают вывод, какое настроение передает музыка.

Развитие тонких движений рук

Разминка

Цель: развитие подвижности пальцев рук, координированности, точности и переключаемости их движений.

Описание упражнения

(Дети сидят на стульчиках поют и выполняют соответствующие движения вместе с педагогом)

Похлопаем в ладошки,

похлопаем немножко,

(хлопать в ладоши)

Похлопаем в ладошки,

Очень хорошо!

И пальчики попляшут,

и пальчики попляшут,

(вращая кистями, медленно поднимать обе руки вверх и постепенно опускать их до уровня груди.)

И пальчики попляшут,

и пальчики попляшут,

А девочки и мальчики

все ровненько сидят.

Тук-тук молотком,

мы построим птичкам дом.

(Стучать правым кулачком по левому, высоко поднимая правую руку.)

Тук-тук молотком,

поселяйтесь птички в нем!

Бум-бум барабан,

что за шум и тарарам?

(Стучать кулачками по коленям попеременно.)

Бум-бум барабан,

просыпайтесь по утрам!

Ду – ду - ду, ду – ду - ду -

вот какая дудка!

(Имитируя игру на дудке, перебирать пальцами обеих рук.)

Ду – ду ду, ду –ду – ду –

вот такая дудка!

По – е – ха – ли по – ти – хо – неч - ку,

(Ладонями попеременно слегка касаться колен.)

По – е – ха – ли по –ти – хо – неч –ку…

И быстренько, и быстренько,

(Быстро хлопать ладонями попеременно по коленям, одновременно притопывая ногами.)

И быстренько, и быстренько,

И быстренько, и быстренько…

И при – е - ха – ли!

(Слегка наклонить голову и опустить руки на колени.)

«Разминка» может быть использована на занятиях не целиком, а по частям, так как легко делится на 4 независимые

друг от друга по смыслу части.

Развитие внимания

Упражнения на распределение внимания

Передай

Цель: распределение внимания.

Оборудование: Флажок и кегля (или кольцо от большой пирамидки).

Описание упражнения

Дети стоят в кругу. Предметы – флажок и кегля – находятся в руках у детей, стоящих напротив друг друга.

Под музыку дети начинают передавать игрушки от соседа к соседу: кеглю – в правую сторону, а флажок – в левую.

Зоопарк

Цель: распределение внимания.

Описание упражнения

Дети рассчитываются на «первый – второй – третий – четвертый». Первые будут в игре зайчиками, вторые – медведями,

третьи – лошадками, а четвертые - птицами.

Затем дети встают в круг и маршируют под бодрую музыку по кругу, изображая людей, пришедших в зоопарк.

По команде взрослого: «Звери» дети, продолжая двигаться по кругу, изображают тех животных, которыми они были

назначены в начале игры при распределение ролей.

Зайцы – передвигаются прыжками, медведи – идут вперевалочку.

Лошадки – идут высоко поднимая колени, а птицы - машут руками – «крыльями».

Упражнение на устойчивость внимания

Запретное движение

Цель: Развитие зрительного внимания, памяти.

Описание упражнения

Дети встают перед педагогом в шахматном порядке и под музыку выполняют движения.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр для детей 3–4 летКартотека дидактических игр для детей 3–4 лет Дидактическая игра – это средство обучения и воспитания, воздействующие на эмоциональную интеллектуальную сферу детей стимулирующее их деятельность,.

Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы. Дидактические игры и игровые упражнения рекомендуется проводить.

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию основ безопасности на прогулке в зимнее время года «ОПАСНОСТИ ЗИМЫ» Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут встретиться им зимой на улице. Оборудование:  картинки-знаки.

Картотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возрастаКартотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Снегопад». Дидактическая задача. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Игровая задача. Рассказать.

Картотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Учим дорожные знаки» Цель: Продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре. Материал: Карточки большие и маленькие со.

Картотека дидактических игр с пуговицами для детей 2–3 летКартотека дидактических игр с пуговицами для детей 2–3 лет Картотека дидактических игр с пуговицами для детей 2-3 лет. «Волшебные дорожки» Цель: Развитие мелкой моторики, памяти, внимания. Закрепление.

Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть)Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть) Вашему вниманию предлагаю 2 часть картотеки тематических игр и упражнений по развитию речи. Тема: «Обувь». 1. Пальчиковая игра «Сколько.

Картотека упражнений по развитию дыхания для детей дошкольного возраста 1. Упражнение «Снег» Возьмите вату, порвите её на маленькие кусочки - снежинки. Снежинки держим на руке и начинаем сдувать, изображая сильную.

Картотека упражнений на развитие дыхания для детей дошкольного возраста. Часть 2 1. Упражнение «Бегемотик» Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить привычные приемы дыхательной гимнастики. Ребенок, находится в.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр и упражнений для детей 4–5 лет
Опубликовано: 5 сентября 2020 в 09:00
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД