Ирина Малянова
Картотека дидактических игр на закрепление представлений об ориентировки в пространстве для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Вверху – внизу. Кто выше?
Цель. Развитие пространственных представлений.
Материал игры: декоративная таблица, на которой изображено голубое небо, зеленый луг и река.
В разных местах таблицы пришиты крючки. На столе раскрываются вырезанные из картона или выпиленные из фанеры фигурки звездочек, самолетиков, птичек, стрекоз, лягушек, рыбок, зверюшек и т. д.
Публикация «Картотека дидактических игр на закрепление представлений об ориентировки в пространстве для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Ориентировка в пространстве
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Содержание игры: Ребенок выходит к столу и вытягивает фигурку. Называет взятый предмет и прикрепляет его на декоративную таблицу так, чтобы было отражено реальное положение его в пространстве. Например, если ребенок взял самолет, то он прикрепляет его вверху, а если он взял рыбку, то внизу. При этом он говорит: «Самолет летает вверху. Рыба плавает внизу».
В данной игре закрепляются понятия вверху – внизу, выше – ниже. Дети учатся соотносить предметы с той реальной обстановкой, в которой они могут находиться. Игра способствует развитию наблюдательности, внимания, воображения.
Разговор по телефону.
Цель: Развитие пространственных представлений.
Игровой материал:Палочка (указка).
Правила игры: Вооружившись палочкой и проводя ею по проводам, нужно узнать, кому звонит по телефону: кому звонит кот Леопольд, крокодил Гена, колобок, волк.
Игру можно начать с рассказа: «В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил».
Найди игрушки.
Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.
Оборудование: разные игрушки
Содержание: Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать “подсказки” (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.
Разведчик.
Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве детского сада в процессе передвижения, учить составлять маршрут своего пути, развивать память.
Оборудование: лист бумаги, карандаш
Содержание: Ребенку дается инструкция: «Ты – разведчик. Тебе нужно дойти до секретного объекта (кабинета медсестры, логопеда, психолога, кухни, запомнить свой путь и все что ты увидишь по пути, и вернуться обратно в штаб (группу)». Возвращаясь в группу, ребенок рассказывает где он шел (поднимался или спускался по лестнице, шел по коридору, какие объекты встречались на его пути, что находилось справа от него, слева от него. В последующем ребенок с моей помощью рисует маршрут своего пути.
Волшебный сундучок.
Цель: закреплять навыки ориентировки в микропространстве, активизировать в речи детей слова «вверху», «внизу», «справа», «слева».
Оборудование: «сундучок», мелкие игрушки
Содержание: ребенку предлагается обследовать, рассмотреть несколько предметов или игрушек. Затем ребенок закрывает глаза, а педагог раскладывает эти игрушки на 2 полочки сундучка. Ребенок вставляет руки «рукава» и, обследуя те же предметы уже внутри сундучка, рассказывает где они находятся.
Разноцветное путешествие.
Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.
Оборудование: игровое поле, мелкая игрушка.
Содержание: ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. ( Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого – на лесной полянке, желтого – на песчаном пляже и т. д.).
Созвездие.
Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве
Оборудование: колпаки,большой ватман, цветные карандаши, фотогафия неба с созвездиями.
Содержание: воспитатель рассказывает детям: Сегодня ночью был сильный ветер и сдул с неба почти все звездочки. Луне на небе стало очень грустно одной и она попросила нас ей помочь. Сейчас мы с вами наденем волшебные колпаки и станем астрономами. Луна передала мне фотографию неба до того как ветер сдул звезды и фотографии тех созвездий, которые здесь располагались. Сейчас вам нужно по фотографиям составить созвездия и вернуть их на наше небо. В процессе работы детей, педагог рассказывает вам легенды о тех созвездиях, которые выкладывают дети.
Замри.
Цель:Учить детей воспринимать своё положение в пространстве, вызвать интерес к пространственному положению предметов, людей по отношению к собственному телу.
Игровое правило. Останавливаться строго по сигналу.
Ход игры: «Дети сегодня мы с вами будем играть в игру «замри». Под музыку вы будете, свободно двигаются по группе. По сигналу (выключение музыки) вы останавливаетесь – «замираете». Я назначу детей, которые должны сказать: «Справа от меня, слева …». Затем я предлагаю детям, не сходя с места, повернуться и ответить на те же вопросы.
Мяч по кругу.
Цель: Учить понимать словесные задания на изменение направления движения предмета в пространстве. Закрепление значения слов обозначающих пространственные признаки : направо, налево, над, под, за, перед.
Игровое правило: Не уронить мяч, следовать команде.
Ход игры: «Дети сегодня мы с вами будем играть в игру «Мяч по кругу». Вы будете передавать мяч друг другу по кругу, по команде ведущего». Первую игру роль ведущего я возьму на себя (последующие игры роль ведущего может выполнять назначенный ребёнок). Дети передают мяч по команде вправо по кругу, влево по кругу, над головой, под коленом, перед собой, за спиной.
Аист.
Цель: Учить понимать словесные указания в определении правой и левой стороны на собственном теле.
Игровое правило: Аист отвечает после того как дети «спросят у него дорогу». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Ход игры:Дети хором обращаются к ведущему – «аисту» :
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Ведущий – «аист» отвечает и показывает движения, а все остальные дети их повторяют:
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова - правою ногой,
Снова – левою ногой.
После – правою ногой,
После – левою ногой,
Вот тогда придёшь домой.
В лесу.
Цель: Формировать пространственные представления о положении предметов и объектов на фланелеграфе. Уточнение значений слов, обозначающих пространственное положение предметов по отношению друг к другу.
Игровое правило. Выкладывать картинки в соответствии с содержанием рассказа.
Материал: Фланелеграф, изображение берёзы с зелёными листьями, гриб, солнце, облако, заяц, птица, ёжик, медвежонок, домик, ёлочка.
Ход игры. «Дети я вас приглашаю на прогулку в лес». Затем ставлю на фланелеграф изображение берёзы с зелёными листьями.
- Как вы думаете, о каком времени года мы сейчас будем говорить?
- Почему вы так думаете?
- Каковы признаки лета?
В углу фланелеграфа выставляю гриб, солнце, облако, зайца, птицу. ёжика, медвежонка, домик, ёлочку.
- Как вы думаете, что может находиться над деревом?
Выбираю ребёнка. Он выкладывает на фланелеграфе солнце, птицу, облако. Если он затрудняется то помогаю ему.
- Что вам это облако напоминает?
- А что может находиться под деревом?
Другой ребёнок выкладывает гриб и зайца. Выставляю ёжика, медвежонка, домик, ёлочку.
- Покажите правую руку, левую.
- Расположите справа от дерева ёжика, а слева - медвежонка.
- С какой стороны от дерева находится гриб, заяц?
- Поставьте слева от дерева домик, а справа – ёлочку.
- Назовите предметы, расположенные правее гриба, левее ёжика.
Динамические картинки
Цель: Формировать пространственное восприятие при ориентировке с учётом точки отсчёта от предметов.
Игровое правило. Выкладывать картинки по заданию.
Материал: Фланелеграф, изображение ёлка, берёзка, грибок, кустик, заяц, белка, ворона, ёж, домик.
Ход игры. На магнитной доске или фланелеграфе выставляю ёлку. Каждый ребёнок получает свою картинку : берёзку, грибок, кустик, зайца, белку, ворону, ежа, домик.
Ввожу детей в игровую ситуацию :
- Сейчас каждый из вас превратится в художника, и все вместе мы создадим картину. Надо только точно выполнить команды.
Дети располагают свои картинки по моему заданию.
- Берёзка справа от ёлки.
- Ворона над ёлкой.
- Заяц слева от ёлки.
- Лиса идёт к ёлке.
- Куст под ёлкой.
- Ёжик идёт от ёлки.
- Грибок под ёлкой.
- Домик за ёлкой.
- Белка на ёлке.
В ходе игры даю дополнительные указания, пояснения.
Котята разбежались
Цель: Закреплять умение оценивать расположение предмета на плоскости. Развивать внимание. Способствовать запоминанию понятий право, правый, лево, левый, верх, верхний, низ, нижний.
Игровое правило. Показать и сказать, где находится каждый котёнок.
Материал: Фланелеграф, фигурки шести котят разного цвета.
Ход игры. На фланелеграфе размещены фигурки 3 – 4 котёнка разного цвета. В начале игры все они находятся на одном месте. Дети называют место расположения котят: например в середине. Воспитатель говорит: «Котята разбежались», - и передвигает фигурки в разных направлениях. Дети поочерёдно должны показать и сказать, где находится каждый котёнок. Например, «Красный котёнок сидит в правом верхнем углу, а оранжевый внизу слева» и так далее.
Наоборот
Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Закрепить парно – противоположные значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов.
Игровое правило. Называть слова, только противоположные по смыслу.
Материал. Мяч.
Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок.
Воспитатель произносит слово и бросает кому – либо из детей мяч; ребёнок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю. (Вперёд – назад, направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, высоко – низко, над – под, внутри – снаружи, дальше - ближе, далёкий – близкий, верхний – нижний, правый – левый и др.)
Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное.
Кукольная комната
Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве
Оборудование: кукольная комната (большая коробка без крышки с прорезанными или нарисованными по бокам окнами и дверями, кукольная мебель (стол, диван, стулья или любые другие предметы, важно только, чтобы их было не менее трёх и чтобы они были разной формы, лист бумаги,на котором необходимо заранее вычертить план кукольной комнаты.
Содержание: воспитатель рассказывает детям следующую историю: «Кукла Маша купила новую мебель,но она не знала,как лучше расставить её в комнате. Медвежонок решил помочь Маше. Он взял лист бумаги и показал, как надо поставить мебель». Предъявляя план детям, следует пояснить его: «Сюда Миша поставил стол, сюда- шкаф» и т. д. Далее дети расставляют мебель, «как показал Миша»
Не забудьте,что количество предметов в игре не должно быть больше трёх-четырёх. Организуя игру необходимо помнить, что пространственное положение кукольной комнаты и её плана должно быть одинаковым (дверь располагается с одной и той же стороны).
При повторении игры следует менять расположение мебели, добавляя новые предметы.
Расскажи про свой узор
Цель: учить овладевать пространственными представлениями : слева, справа, вверху, внизу.
Содержание: У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу-круг,в левом верхнем углу квадрат. В левом нижнем углу-овал, в правом нижнем углу овал- прямоугольник, в середине – круг.
Можно предлагать задание рассказать об узоре, который ои рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг- от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу- волнистые линии, справа и слева- по одной волнистой линии с листочками и т. д.
Встань на место
Цель: упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, вперёд, за.
Содержание: воспитатель по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать. : «Серёжа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Серёжа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» и т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать кто впереди и сзади их стоит.
Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.
Где фигура
Цель: учить правильно называть фигуру и их пространственное расположение : посередине,вверху, внизу, слева, справа; запомнить расположение фигур.
Содержание: Воспитатель объясняет задание» Сегодня мы будем учиться запоминать,где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку:сначала фигуру, расположенную в центре (посередине, затем вверху, внизу,слева,справа». Вызываем одного ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребёнку предлагают расположить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребёнок становиться спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры., расположенные слева и справа. Ребёнок поворачивается и отгадывает, что изменилось.
«Выставка фигур»
Цель: развитие пространственных представлений.
Игровое правило: встать в позу и назвать, кто впереди и сзади стоит.
Содержание. Воспитатель приглашает пройти на ковёр и встать полукругом. Воспитатель предлагает детям поиграть в выставку фигур. Затем по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Оля подойди ко мне, Таня, встань так, чтобы Оля была сзади тебя. Миша встань перед Катей» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их встать в красивую позу и назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.
«Сыщики»
Цель: развитие пространственных представлений
Игровое правило: действовать в соответствии с заданной инструкции.
Содержание. Воспитатель сообщает ребенку, что ночью в группе произошел переполох и все игрушки спрятались. Воспитатель предлагает ребенку поиграть в сыщика, найти игрушки по названым ориентирам, в соответствии с которыми ребенок движется к цели (т. е. к месту, где спрятана игрушка) и вернуть их на свои место. Ребенку предлагается, например, дойти до шкафа, повернуть направо, найти дорожку, дойти до поворота, повернуться налево и там искать спрятанную игрушку.
«Там, где я встану»
Цель: развитие пространственных представлений
Игровое правило: действовать в соответствии с заданной инструкции.
Содержание. Воспитатель сообщает детям, что из Лимонного царства сбежали фрукты и овощи и их нужно найти. На предметах в группе изображены цветные фрукты и овощи, ребенку даётся конверт с парным изображением. Воспитатель задаёт каждому инструкцию, по которой ребёнок должен отыскать место, где спрятано изображение. Когда инструкция выполнена, ребенок открывает конверт и проверяет правильность выбора. Например, Маша, подойди к столу, который находится перед дверью, слева от окна. Встань за этим столом справа. Кого ты видишь? Проверь своё ответ.
«Что я загадал?»
Цель: развитие пространственных представлений
Игровое правило: найти местоположение предмета.
Содержание. Воспитатель предлагает ребенку загадать предмет, находящийся в группе. Например, часы, которые висят на стене. Вопросы необходимо задавать так, чтобы сначала искать не предмет, а место где он расположен. Другой ребенок задает вопросы, например: «Это висит на стене? Да. Это висит на дальней стене? Нет. Это висит рядом со шкафом? Да. Это часы? Да». Затем дети меняются ролями.
«Теремок»
Цель: развитие пространственных представлений
Игровое правило: найти местоположение предмета.
Содержание. Воспитатель сообщает детям, что все герои сказки «Теремок» пошли в лес и идут друг за другом, но тут у них возникает спор, кто за кем должен идти. Воспитатель спрашивает у детей, кто за кем идет, затем переставляет настольные фигурки персонажей и сообщает, что вдруг мышка говорит: "Я хочу идти впереди. Лисичка, иди на мое место. " ( Фигурки переставляются: мышка-первая, лисичка - последняя). Тут волк говорит: «Я хочу идти впереди. Мышка, иди на мое место». ( Составляется новый вариант ряда: волк - первый, он в начале ряда, мышка - в середине ряда). Воспитатель фиксирует внимание детей на новом местоположении предмета в ряду.
«Уборка в комнате»
Цель: развитие пространственных представлений
Игровое правило: расположить картинки в соответствии заданной инструкцией.
Содержание 1. Воспитатель сообщает детям, что в группу пришли необычные картины и предлагает детям с ними поиграть, но с картин все предметы и мебель упали. Воспитатель предлагает детям вернуть предметы на места в соответствии инструкции. Например: в центр комнаты поставить стол, справа от него поставить стул, под столом положить коврик, на стол поставить вазу, слева поставить кровать, над кроватью повесить картину, справа от картины повесить часы. Затем, воспитатель спрашивает у каждого ребенка, куда он расположил тот или иной предмет.
Содержание 2. Воспитатель предлагает детям самостоятельно расположить предметы на картине. Воспитатель предлагает каждому ребенку описать координаты того места в комнате или координаты того предмета, которые ему нравятся больше всего. Далее те дети, которые выбрали один и тот же предмет или место, могут объединиться и рассказать остальным, почему это место или предмет им нравится больше всего.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы дети услышали, как об одном и том же месте (пространственных его характеристиках) можно сказать по-разному. Например: «. Больше всего мне нравится то, что находится слева от полки с игрушками».
«Магазин игрушек»
Цель: развитие пространственных представлений Игровое правило : найти и назвать расположение предметов.
Содержание 1. Воспитатель сообщает детям, что Незнайка открыл магазин игрушек и просит назвать расположение игрушек. Вначале роль продавца удобнее давать кому-либо из детей, а роль покупателя — брать на себя воспитателю. Позже «покупателем» может становиться любой из детей, и роль продавца также может брать на себя ребенок. Важно, чтобы при этом дети не только правильно формулировали «запрос на покупку», но и правильно представляли себе тот объем и вес, который эта покупка может иметь. Так, условно говоря, если покупатель просит продать ему «три штуки товара, расположенного на полке под карандашами в самой правой ее части»— т. е. три ручки, — он может унести из магазина купленные вещи в ладони. Но если он покупает, скажем, два мяча и две лошадки-качалки, то без помощи дополнительных средств (сумки, друга или папы) ребенку не справиться.
Покупатель, придя в магазин, выполнив при этом все необходимые культурные ритуалы (приветствие продавца, обращение к нему на «Вы» и т. п., выбирает нужные ему товары, обозначая продавцу лишь четкое расположение «на витрине», где этот товар находится, и сообщает, сколько экземпляров или штук необходимого товара ему нужно, а «продавец» должен отгадать выбранный товар и назвать его. Например: «Я выбрал предмет, который находится вверху между медведем и мячом». При этом остальные дети, находящиеся на занятии, выступают в роли зрителей и соотносят «правильность» выбранного продавцом предмета.
Содержание 2. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть полки стеллажа и ответить на вопросы : сколько полок в магазине? Что находится на нижней (средней, верхней) полке? Сколько в магазине пирамидок (больших, маленьких?. На какой полке стоят пирамидки? Сколько в магазине матрешек (больших, маленьких? На какой полке они стоят? Сколько в магазине мячей (больших, маленьких? На какой полке они стоят? Что стоит слева от пирамида? Справа от пирамид, слева от мишки, справа от куклы, слева от стакана, справа от стакана? Что стоит между маленькими и большими мячами?
«Пешеходы»
Цель: развитие пространственных представлений
Игровое правило: обменяться «домиками».
Оборудование: стулья, обручи, предметы из группы.
Содержание 1. Воспитатель предлагает детям поиграть в пешеходов. На полу групповой комнаты изображен тротуар, по которому будут идти «пешеходы». Рядом с тротуаром, с двух концов, ограничивающих его протяженность, расположены обручи (одинаковое количество) - это «дома». Дети стоят в обручах, они изображают жителей домов. После удачного перехода по тротуару дети, стоящие друг напротив друга, обмениваются «домами». Перед началом игры воспитатель объясняет, что пешеходы ходят по правой стороне тротуара и поэтому не мешают пешеходам, идущим им навстречу. Воспитатель побуждает ребенка обменяться «домиком» с ребенком, который стоял напротив него. Затем он вызывает двоих детей, стоящих друг против друга. Они идут по тротуару навстречу друг другу и тоже обмениваются «домиками». Затем идет следующая пара. Игра заканчивается, когда все дети обменяются «домиками» и окажутся с противоположной стороны.
Содержание 2. Ребенку предлагается пройти «по тротуару» до конца «тротуара», затем повернуться в пол оборота, снова определить правую сторону и вернуться назад к своему «домику». Как и в предыдущем содержании игры, одновременно навстречу друг другу идут двое детей. Воспитатель предлагает детям обменяться «подарками» (т. е. любыми предметами). При встрече на обратном пути они обмениваются «подарками», возвращаются к своему «домику», передают предмет следующему ребенку, который теперь отправляется по тому же пути навстречу другому ребенку, идущему с противоположного конца «тротуара».
«Космонавты»
Цель: развитие пространственных представлений
Игровое правило: быстрее всех занять место на своей «планете».
Содержание 1. Воспитатель предлагает детям поиграть в космонавтов и сообщает, что нужно покорить необычные планеты, но для этого нужно поделиться на команды. Воспитатель делит детей на три команды и каждой определяет цветной флажок – «планеты» (синий, красный, желтый). Воспитатель размещает в разных концах площадки флажки этих же цветов. Каждая команда строится колонной перед флагом своего цвета и отправляется в путешествие по «космосу». Когда воспитатель играет в бубен, дети начинают ходить, бегать, прыгать по площадке в разных направлениях. Когда бубен останавливается - дети бегут к своей «планете» и строятся в колонну (лицом к флагу). Воспитатель отмечает, какая команда построилась первой.
Содержание 2. Когда бубен останавливается - все дети останавливаются и закрывают глаза. Воспитатель меняет местами флажки и говорит: «На места!» Дети открывают глаза и спешат построиться в колонну против своей «планеты». Воспитатель отмечает, какая команда построилась первой.
«Сова и мышки»
Цель: развитие пространственных представлений
Игровое правило: игроки должны найти своё место, водящий – поймать игроков.
Содержание. Воспитатель предлагает детям поиграть в сову и мышки. Выбирается водящий – «сова», остальные дети – «мышки», обручи – «норки мышат». Воспитатель задает «мышкам» местонахождение их «норок» по отношению от ребенка (слева, справа, впереди, сзади и. д.). Воспитатель побуждает детей изображать «мышат» и по команде «день» передвигаться по площадке (бегать, прыгать). «Сова» сидит «в дупле» - на веранде. По команде «ночь» - «сова» вылетает из «дупла» и начинает охотиться за «мышатами», а они должны верно найти каждый свою «норку». Спрятавшимися от «совы» считаются те «мышата», у которых «норка» была расположена в соответствии с заданием воспитателя.
«Лишнее звено»
Цель: развитие пространственных представлений
Игровое правило: игроки должны найти своё место, водящий – поймать другого игрока.
Содержание. Дети становятся парами по кругу лицом к центру так, что один из пары находится впереди, а другой — сзади него. Расстояние между парами — 1—2 м. Двое водящих занимают место за кругом: один убегает, другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади оказывается «лишним» и должен убегать от второго водящего. Если догоняющий коснется убегающего, то они меняются ролями. Никто не должен мешать игроку убегать от преследователя.
«Ау»
Цель: : развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за, слева — справа, между, рядом с, около).
Игровое правило: «потерявшейся» должен найти своих друзей.
Содержание. Воспитатель предлагает детям отправиться в загадочный лес, но там очень темно и один из детей потерялся и ничего не видит. Воспитатель предлагает детям по считалочке выбрать «потерявшегося». Водящий закрывает глаза и выходит на середину площадки, затем поворачивают его несколько раз вокруг собственной оси. Воспитатель предлагает водящему найти своих друзей. По команде воспитателя дети разбегаются, а водящий должен поймать остальных. Дети ориентируют водящего в направлении по звуковому сигналу - «ау». Когда водящий подходит к опасному предмету, все кричат «огонь», чтобы избежать травм. Нельзя убегать далеко (желательно заранее обговорить границы участка для игры) и прятаться за какие-то предметы. Водящий должен узнать пойманного игрока не снимая повязки.
«Накорми животных»
Цель: развитие пространственных представлений
Игровое правило: покормить «животное».
Содержание. Воспитатель предлагает детям выбрать одного животного, которого они хотят покормить. Дети поочередно подходят с «овощами» к выбранной игрушке, чтобы «накормить» ее. Сначала дается пробный ход с открытыми глазами. Затем ребенок идет с закрытыми глазами.
«Графический диктант»
Цель: развитие пространственных представлений.
Игровое правило: следовать инструкции взрослого.
Содержание. Воспитатель предлагает детям расколдовать волшебного персонажа и задаё т инструкцию: «Найдите пожалуйста точку и от точки проведите 3 клетки вправо, 1 вверх, 1 вправо, 4 вниз, 7 вправо, 1 вверх, 1 влево, 8 вниз, 1 влево, 3 вверх, 5 влево, 3 вниз, 1 влево, 7 вверх, 3 влево, 3 вверх, соединить в начальной точке». Воспитатель спрашивает у детей, что у них получилось.
«