Приложение МААМ

Картотека упражнений для развития мелкой моторики у детей с ЗПР в старшей группе

Алёхина Ольга
Картотека упражнений для развития мелкой моторики у детей с ЗПР в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики (у него подвижные и ловкие пальчики, говорить научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Он умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе. Поэтому правильное и методическое развитие движений пальцев и кисти рук, стимулирует речевое развитие ребенка в общем и благоприятно влияет на исправление речевых дефектов в частности. И эту работу нужно начинать с раннего возраста. И, наоборот, у детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий: одеваться, держать ложку, карандаш, рисовать и писать, завязывать шнурки, застегивать пуговицы (и в этом случае мы говорим о готовности ребенка к школе).

Публикация «Картотека упражнений для развития мелкой моторики у детей с ЗПР в старшей группе» размещена в разделах

Предлагаю вашему вниманию мою подборку упражнений для развития мелкой моторики у детей с ЗПР.

Тема: «8 марта»

«Семья» Кто приехал? (Пальцы обеих рук сложены вместе. Быстро хлопают кончики больших пальцев)

Мы, мы, мы (Кончики больших пальцев прижаты, а кончики остальных одновременно хлопают)

Мама, мама, это ты? (Хлопают кончики больших пальцев) Да, да, да! (Хлопают кончики указательных пальцев) Папа, папа, это ты? (Хлопают кончики больших пальцев) Да, да, да! (Хлопают кончики средних пальцев) Братец, братец, это ты? (Хлопают кончики больших пальцев) Да, да, да! (Хлопают кончики безымянных пальцев Ах, сестричка, это ты? (Хлопают кончики больших пальцев) Да, да, да! (Хлопают кончики мизинцев) Все мы вместе, да, да, да! (Хлопать в ладоши).

Тема: «Весна»

«Птички» Птички полетели, (Большой палец отгибают в горизонтальное положение, сверху присоединяют сомкнутые прямые остальные пальцы)

Крыльями махали, (Машут ладонями с широко раскрытыми пальцами) На деревья сели, (Руки вверх, все пальцы широко расставлены) Вместе отдыхали. (Большой палец отгибают в горизонтальное положение, сверху присоединяют сомкнутые прямые остальные пальцы)

Тема: «Грибы»

«Этот пальчик» Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел, Оттого и потолстел. (массировать поочередно пальчики, начиная с мизинца)

Тема: «День Защитника Отечества»

«Наша армия» (Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки) Аты-баты, аты-баты! На парад идут солдаты! Вот идут танкисты, Потом артиллеристы, А потом пехота –

Рота за ротой!

Тема: «Деревья»

Пошли пальчики гулять («Пробегают» пальчиками по бедрам к коленям) Стали листья собирать: (Поочередно прикасаются подушечками пальцев, начиная Красный листик, желтый листик… с указательного к большому) А потом давай считать: (Поочередно загибают пальцы на одной руке) Один, два, три, четыре, пять! Сколько листиков собрали? Пять! (Протягивают вперед ладошки) С листьями осенними (Поднимают вверх одну руку, широко раздвинув пальцы) Будем мы играть.

Тема: «Дикие животные»

«Птички» Пой-ка, подпевай-ка, Десять птичек – стайка! (Загибают пальчики на обеих руках.) Эта птичка – соловей, Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, Сонная головушка.

Эта птичка свиристель, Это птичка – скворушка, Серенькое перышко,

Это зяблик, это – стриж, Это развеселый чиж. Ну а это злой орлан. Птички, птички по домам. (Машут «крыльями».)

Тема: «Домашние и дикие животные»

«Покажи» У ходиков песня такая: - Тик-тик-тик. (Руки-стрелки)

У птички-синички - такая:

- Пик-пик-пик. (Руки-клювики)

У поросенка – такая: - Хрю-хрю-хрю. (Кулачки) У ё жика песня такая: -Плюх-плюх-плюх. (Хлопки в ладоши) У кисоньки песня такая: - Мяу-мяу-мяу. (Гладим шерстку) А у рыбешки какая? (Открываем рот)

Тема: «Домашние животные»

«Покажи» У ходиков песня такая: - Тик-тик-тик. (Руки-стрелки)

У птички-синички - такая:

- Пик-пик-пик. (Руки-клювики)

У поросенка – такая: - Хрю-хрю-хрю. (Кулачки) У ё жика песня такая: -Плюх-плюх-плюх. (Хлопки в ладоши) У кисоньки песня такая: - Мяу-мяу-мяу. (Гладим шерстку) А у рыбешки какая? (Открываем рот)

Тема: «Домашние птицы»

«Ути-ути»

Ути-ути, полетели (Машем руками)

На головушку сели. (Кладем ладони на голову) Поклевали, поклевали («Клюем» голову пальцами) И домой улетали. (Руки с головы «слетают»)

Тема: «Зимние забавы»

«Хлопушки»

Округлите ладони и хлопните по громче.

Затыкайте ушки,

У нас в руках. (Хлопушки)

Тема: «Зимующие птицы»

«Кормушка» Сколько птиц к кормушке нашей. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки) Прилетело? Мы расскажем. (Сгибание пальчиков, начиная с большого) Две синицы, воробей, Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Тема: «Игрушки»

«Игрушки» Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.) Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».) Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

Тема: «Мебель»

Пылесос, пылесос (Ритмичное сгибание пальцев обеих рук, ладони смотрят вперед) Ты куда суёшь свой нос? (То же, но ладони обращены друг к другу) Я жужжу, я жужжу, Я порядок навожу. (Соприкосновение кончиков пальцев)

Тема: «Новый год»

«Снежок» Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого) Мы с тобой снежок слепили. (Лепят, меняя положение ладоней) Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони)

И совсем – совсем не сладкий. (Грозят пальчиком) Раз подбросим. (Смотрят вверх, воображая подброшенный снежок)

Два поймаем.

Три уроним (Роняют воображаемый снежок) И сломаем. (Топают ногой)

Тема: «Овощи»

В нашем огороде

В нашем огороде много овощей

Их пересчитаем, станет веселей. (Сжимаем – разжимаем пальцы) Морковка, лук и огурец,

Помидор и перец. (Загибаем пальцы, начиная с большого) Пять видов овощей назвали, Пять пальчиков в кулак зажали. (Сжимаем – разжимаем пальцы)

Тема: «Овощи - фрукты»

«Собираем фрукты».

Я не бью баклуши – собираю груши! (левая рука полукругом перед грудью – «корзина», правая – «рвет груши с дерева и кладет в корзину».)

Яблоки сорву – друга позову (смена рук.)

Чищу я банан - (левая рука «держит банан», правая – «чистит банан».)

Другу тоже дам! (Протянуть руку вперед с бананом.)

Тема: «Одежда»

(Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения) В понедельник я кроила, А во вторник – платье шила В среду – фартук вышивала,

А в четверг – бельё стирала: Все свои платочки

И братишкины носочки. А в пятницу, субботу Отдыхала от работы.

Тема: «Осень»

«Этот пальчик»

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел, Оттого и потолстел. (Массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца)

Тема: «Перелётные птицы»

«Скворечник» Мы построили скворечню (Попеременно постукивать кулачками друг о друга и по столу.) Для веселого скворца. (Свести руки над головой.) Мы повесили скворечник (Попеременно постукивать кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Возле самого крыльца. Все семейство вчетвером (Соединять каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно, по 2 раза.)

Проживает в доме том: Мать, отец и скворушки – Черненькие перышки.

Тема: «Посуда»

«Машина каша» Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой руки «мешать» в ладошке левой руки)

Маша кашей всех кормила. Положила Маша кашу (Загибать пальцы на каждое название посуды)

Кошке – в чашку, Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку, В миску курицам, цыплятам И в корытце поросятам, Всю посуду заняла, (Разжать пальцы) Всё до крошки раздала! (Сдуть воображаемые крошки с ладошки)

Тема: «Профессии»

Этот пальчик хочет спать, (Поочередно загибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца) Этот пальчик прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул, Тише, тише, не шуми, (Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить») Пальчики не разбуди. Встали пальчики – «Ура!» В детский сад идти пора! (С восклицанием «Ура!» - кулачки разжать, широко расставив пальцы)

Тема: «Транспорт»

«Транспорт»

Будем пальчики сгибать- Будем транспорт называть: (Сжимать и разжимать пальчики) Машина, вертолёт, (Поочередно разжимать пальчики, Трамвай, автобус, самолёт. начиная с мизинца) Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали. (Сжать пальцы в кулак, начиная с большого).

Тема: «Фрукты»

В сад за сливами пошли

Палец сильный и большой (Поднять большие пальцы обеих рук)

В сад за сливами пошёл,

Указательный с порога

Указал ему дорогу (Указательный жест указательным пальцем)

Средний палец самый меткий —

Он срывает сливы с ветки! (Средний оттянуть и отпустить)

Безымянный подбирает, («Подбираем» безымянным)

А мизинчик в землю косточки сажает. (Мизинец «вдавливаем в землю» круговыми движениями)

Тема: «Части тела»

«Наше богатство» Вот наш нос, Вот уха два, Вот большая голова, Вот волосиков чуть-чуть, И на них я буду дуть! Вот у нашей деточки Пятки и коленочки! Вот бочок, я за бок хвать, Буду долго щекотать! Нос, рот, голова, Уши, щёки, лоб, глаза, Руки, плечи, шея, грудь Про животик не забудь. Это — нет, а это — да. Это — раз, а это — два. Будем пальчики считать: Один, два, три, четыре, пять Один, два, три, четыре, пять Десять пальцев, пара рук — Вот твое богатство друг! (Движения по тексту)

Тема: «Ягоды»

Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого) В лес идем мы погулять. (Обе руки идут по столу) За черникой, (Загибают пальчики, начиная с большого) За малиной, За брусникой, За калиной. Землянику мы найдем И братишке отнесем.

Публикации по теме:

Игра для развития мелкой моторики рук детей «Закрути гайки»Игра для развития мелкой моторики рук детей «Закрути гайки» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами игрой для развития мелкой моторики рук детей "Закрути гайки". Все мы знаем, что дошкольники копируют.

Использование соли для развития мелкой моторики у детейИспользование соли для развития мелкой моторики у детей В работе с детьми мы находим новые элементы технологий развивающего характера. В данном случае использование соли для развития мелкой моторики.

Картотека игр для развития мелкой моторики I. Игры с грецким орехом 1. Здороваемся с орешком – крепко сжимаем его в кулачке, дуем на кулачок и разжимаем его. 2. Побежал наш орешек.

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики (часть 2) I. Упражнения для расслабления кистей рук 1. Упражнения «Рыбки» Рыбки весело плескались В чистой светленькой воде (Ладошки «ударяют по.

Книга для развития мелкой моторики пальцев рук для детей с ОВЗКнига для развития мелкой моторики пальцев рук для детей с ОВЗ Учёными доказано, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная.

Способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возрастаСпособы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Поэтому, начиная с самого раннего возраста,.

Способы развития мелкой моторики у детей 2–3 лет Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет. Развитие мелкой моторики у детей возрастом 2-3 лет – задача трудная и продолжительная. Для малышей.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 летТестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 лет Лепка – один из видов продуктивной деятельности, значение которой очень высоко, так как она влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие.

Упражнения и игры для развития мелкой моторики детей Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека упражнений для развития мелкой моторики у детей с ЗПР в старшей группе
Опубликовано: 8 апреля 2020 в 18:41
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека упражнений для развития мелкой моторики у детей с ЗПР в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Алёхина Ольга (УИ 126826) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД