МААМ-картинки

Картотека упражнений с нейропсихологическим подходом для детей подготовительной группы с ОНР

Ольга Василенко
Картотека упражнений с нейропсихологическим подходом для детей подготовительной группы с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека упражнений с нейропсихологическим подходом для детей

подготовительной группы с ОНР

Название

Цель

Описание

Дыхательные

Дыхание через нос

Развивать умение произвольно контролировать свое дыхание.

Публикация «Картотека упражнений с нейропсихологическим подходом для детей подготовительной группы с ОНР» размещена в разделах

Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

Дыхание со звуками

Развивать умение произвольно контролировать свое дыхание

Глубоко вдохнуть. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. (р-р-р-р; з-з-з-з; ж-ж-ж-ж. ; мо-ме-мэ-му.

Дыхание с наклонами

Развивать умение произвольно контролировать свое дыхание, движения

Сидя на полу, скрестив ноги, с прямой спиной Поднять руки вверх над головой с вдохом иопустить вниз на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище.

«Шарик»

Развивать умение произвольно контролировать свое дыхание, формировать базовые составляющие произвольной саморегуляции

Предложить ребенку представить образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе (соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания). Ребенку также предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки (а, о, у, ш, х) и их сочетания (з переходит в с, о — в у, ш — в щ, хи и т.  п.)

«Ветер»

Развивать умение произвольно контролировать свое дыхание, движения

На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.

Релаксационные

"Любопытная Варвара"

Расслабить мышцы шеи

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох - вы дох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед —

Тут немного отдохнет.

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А Варвара смотрит вверх

Дольше всех и дальше всех!

Возвращается обратно —

Расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А теперь посмотрим вниз —

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно —

Расслабление приятно!

«Огонь и лёд»

Расслабление мышц, улучшение работы мозга, гармоничное сглаживание межполушарных ассиметрии

Дети выполняют упражнение лежа. По команде «Огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом. По команде «Лед» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Педагог несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

"Раскачивающееся дерево"

Расслабление мышц, улучшение работы мозга, гармоничное сглаживание межполушарных ассиметрии

Предложите ребенку представить себя каким-нибудь деревом. Корни - это ноги, ствол - туловище, крона - руки и голова. Начинает дуть ветер, и дерево плавно раскачивается - наклоняется вправо и влево (3-5 раз, вперед и назад.  Во время выполнения движений необходимо стремиться соблюдать ритмичность дыхания

"Потянулись - сломались"

Расслабление мышц, улучшение работы мозга, гармоничное сглаживание межполушарных ассиметрии

Руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. "Тянемся, тянемся вверх, выше и выше. Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу).  А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли.  Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол.  Лежим расслабленно, безвольно, удобно.

«Замедленное движение»

Расслабление мышц, улучшение работы мозга, гармоничное сглаживание межполушарных ассиметрии

Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать. Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая — очень легкая, простая. Замедляется движенье, исчезает напряженье. И становится понятно — расслабление приятно!

Растяжки

«Солнечные лучики»

Способствовать преодолению разного рода мышечных дистоний, зажимов; оптимизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности

И. п. Широкая стойка, левая (правая) стопа развёрнута наружу, левая (правая) пятка на одной прямой со сводом правой (левой) стопы, руки в стороны.

1) На выдохе наклониться в левую (правую) сторону, пока левая (правая) рука не коснется пола, правая (левая) рука вытянута вверх.

2) Вернуться в И. п.

«Самолет»

Способствовать преодолению разного рода мышечных дистоний, зажимов; оптимизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности

И. п. : сидя на коленях, руки вдоль туловища.

1) На вдохе выпрямить спину, позвоночник вытянуть вверх, руки в стороны.

2) на выдохе – И. п.

«Цветочек»

Способствовать преодолению разного рода мышечных дистоний, зажимов; оптимизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности

И. п. : сидя на ягодицах, ноги в стороны, правая (левая) нога согнута в колене, колено лежит на полу, стопа развернута во внутрь.

1) Выпрямить спину, позвоночник вытянуть вверх, поднять руки вверх, потянуться

2) И. п.

«Коробочка»

Способствовать преодолению разного рода мышечных дистоний, зажимов; оптимизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности

И. п. Лежа на животе, ладони под грудью, пальцами вперед.

1) На выдохе – подняться на руках, вытягивая позвоночник, в пол упираются только ладони.

2) прогнуться назад.

3) Согнуть ноги и потянуться носками ног к голове;

4) достать носками ног макушку.

«Жучок»

Способствовать преодолению разного рода мышечных дистоний, зажимов; оптимизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности

И. п. : сидя между стопами, руки вдоль туловища.

1) потянуться вверх, выпрямить спину, вытянуть позвоночник, вдох.

2) На выдохе - наклониться вперед, положить грудь на колени, лбом коснуться пола, руки лежат на полу вдоль туловища на тыльной стороне ладони.

3) И. п.

Игры на развитие внимания

«Запрещенные движения»

Формировать собранность внимания.

Ребята, встаньте ровненько. Все внимание на меня. Я сейчас буду делать определенные движения руками, а вы будьте внимательны и все движения повторяйте за мною. Но не забывайте об одном правиле: нельзя опускать руки вниз. А если я опускаю вниз руки, вы должны в ответ поднять свои руки вверх. Готовы? Кто ошибется, выбывает из игры.

«Прямой и обратный счет»

Развивать способность к распределению внимания.

Повторим обратный счет от 10 (10, 9, 8, 7, б, 5, 4, 3, 2, 1). Повтори его еще раз, но одновременно выполняй движения, какие буду делать я (простые физические упражнения, рывки руками).

«Нарисуй»

Развивать произвольное внимание.

Нарисуй в один ряд десять треугольников (необходимо дать ребенку лист бумаги и цветные карандаши). Будь очень внимателен. Заштрихуй красным карандашом 3, 6 и 9 треугольники. Зеленым — 2 и 5, синим карандашом 4 и 8 и т. д

«Наблюдательность»

Развивать активное внимание, связь внимания и зрительной памяти.

Вам необходимо по памяти описать участок детского сада, путь из дома в детский сад и обратно — все то, что вы видели сотни раз.

«Сосчитай глазами»

Формировать активное внимание, реакцию сосредоточения.

Посмотри внимательно на этот рисунок. Перед тобою изображены крестики и кружочки. А теперь — внимание! Одними глазами, без помощи пальчиков или карандаша, посчитай, сколько кружочков и сколько крестиков в каждой строчек. Рядом со строкой напишите ответ. Вначале — сколько кружков, затем — количество крестиков. Нужно стараться работать очень быстро.

Кинезиологические

«Колечко»

Развивать межполушарное взаимодействие, мелкую и крупную моторику, интеллектуальные и творческие способности, улучшать работу долговременной и кратковременной памяти;

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

«Ухо—нос»

Развивать межполушарное взаимодействие, мелкую и крупную моторику, интеллектуальные и творческие способности, улучшать работу долговременной и кратковременной памяти;

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

«Змейка»

Развивать межполушарное взаимодействие, мелкую и крупную моторику, интеллектуальные и творческие способности, улучшать работу долговременной и кратковременной памяти;

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

«Лезгинка» 

Развивать межполушарное взаимодействие, мелкую и крупную моторику, интеллектуальные и творческие способности, улучшать работу долговременной и кратковременной памяти;

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

«Кулак - ребро – ладонь»

Развивать межполушарное взаимодействие, мелкую и крупную моторику, интеллектуальные и творческие способности, улучшать работу долговременной и кратковременной памяти;

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь).

Бионергопластические

«Лягушка»

Способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, мышления, внимания.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки-

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем-перестанем

И нисколько не устанем.

(пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак)

«Слонёнок»

Способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, мышления, внимания.

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

(ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему)

«Лошадка»

Способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, мышления, внимания.

Я- весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко,

Стук копыт услышишь звонкий.

(Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье)

«Блинчики»

Способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, мышления, внимания.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

(ладони с сомкнутыми пальцами соединяем дуг с другом)

«Чашечка»

Способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, мышления, внимания.

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

(пальцы прижаты друг к другу,

имитируя положение «чашечки»)

С перекрестными движениями

«Перекрестный шаг»

Способствовать интегрированной работе двух полушарий головного мозга, своевременному и полноценному развитию высших психических функций.

Делайте попеременные перекрестные движения руками и ногами при ходьбе на месте. Сначала прикасайтесь руками к противоположным коленям перед собой, затем за спиной – к противоположным пяточкам. Движения можно сопровождать прыжками на месте.

«Рыбки»

Способствовать интегрированной работе двух полушарий головного мозга, своевременному и полноценному развитию высших психических функций

Рот немного приоткрыт. Взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой - нижнюю. Выполнять одно направленные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, массируя, вперед

«Клешня краба»

Способствовать интегрированной работе двух полушарий головного мозга, своевременному и полноценному развитию высших психических функций

Средний палец накладывается и зажимает указательный, безымянный кладется на средний, мизинец - на безымянный. Поза удерживается 10-20 с. После выполнения правой рукой то же - левой, а затем - двумя руками одновременно

«Носик-художник»

Способствовать интегрированной работе двух полушарий головного мозга, своевременному и полноценному развитию высших психических функций

Глубоко дышите животом, смотрите вдаль. Носом рисуйте горизонтальные, вертикальные и диагональные восьмерки вокруг предмета, на который смотрите. Проделайте упражнение с несколькими предметами

«Паучок»

Способствовать интегрированной работе двух полушарий головного мозга, своевременному и полноценному развитию высших психических функций

И. п. – сидя. Отталкиваясь от пола правой ногой и левой рукой одновременно, необходимо продвинуться вперед. Затем оттолкнуться от пола левой ногой и правой рукой одновременно и т. д. В качестве усложнения для данного упражнения может послужить подключение разнонаправленных движений глаз и языка: отталкиваются левая рука и правая нога, высунутый язык влево - глаза вправо; отталкиваются правая рука и левая нога, высунутый язык вправо - глаза влево.

На балансирах или фитболах

«Колобок»

Развивать ловкость, внимание, память, повышать эмоциональный тонус.

Хором дети проговаривают: Наш весёлый колобок Покатился на лужок.   После этих слов первые участники поднимают фитбол над головой и прогибаясь назад, предают его следующему игроку. Игроки команд, стоящие последними получив «колобок», говорят «Поймал (а!», поворачиваются кругом и передают «колобок» в обратном направлении

«Мы прекрасно загораем»

Укрепление мышц плечевого пояса, развитие вестибулярного аппарата, гибкости, повышение функциональных возможностей плечевых суставов.

Дети, лёжа спиной на фитболе, ноги вытянуты в упоре на стопы, руки внизу, выполняют движения в соответствии с текстом. Мы прекрасно загораем! Выше ноги поднимаем! (Приподнять ноги от пола) Держим. Держим… Напрягаем, Загорели? Опускаем! (Опустить ноги)

«Потягушки-растягушки»

Укрепление мышц плечевого пояса, живота, развитие вестибулярного аппарата, гибкости, увеличение подвижности плечевых суставов.

Дети, лёжа спиной на фитболе, ноги вытянуты в упоре на стопы, руки внизу, выполняют движения в соответствии с текстом.

На фитболе полежим,

Дружно вверх потянемся (Руки до упора вверх, затем в и. п.)

И в стороны растянемся (Руки до упора в стороны, затем в и. п.)

«Любопытная Варвара»

Укрепление мышц шеи.

Дети сидя на фитболе, руки на коленях выполняют движения в соответствии с текстом. Любопытная Варвара (Дети поднимают и опускают плечи) Смотрит влево, (Поворот головы налево, затем в и. п.)

Смотрит вправо, (Поворот головы направо, затем в и. п.) Смотрит вверх, (Поднять голову вверх, затем в и. п.)

Смотрит вниз, (Голову вниз, затем в и. п.)

Чуть присела на карниз, (Пружинистые движения, переходящие в медленные.)

А с него свалилась вниз!

«Волчок»

Расширять ловкость, повышать эмоциональный тонус.

Прокрутить мяч вокруг своей оси по часовой стрелке и против часовой стрелки. Упражнение сопровождается словами: Учим новую игру – Мяч раскрутим на полу.

Он кружится как волчок,

Если ощутит толчок.

Составила: Василенко О. Г.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы. Дидактические игры и игровые упражнения рекомендуется проводить.

Картотека игр и упражнений на развитие внимания детей дошкольного возраста Игра «Заметить всё».Раскладывают в ряд 7-10 предметов, которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить.

Картотека игр и упражнений с мячом для детей дошкольного возраста Игры с мячом развивают у детей координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве, глазомер, помогают в.

Картотека игровых упражнений на прогулке для детей 5–7 лет Игровые упражнения для детей 5- 7 лет. 1. «Ловкие ребята». Играющие распределяются на тройки и встают треугольником (расстояние между детьми.

Картотека игровых упражнений по лексической теме «Одежда» для детей 4–7 лет Утренняя гимнастика: «Мы собираемся гулять» Лексика: I. Одежда, брюки, рубашка, шорты, платье, куртка, шапка, шарф, носки, колготки, обувь,.

Картотека игровых упражнений по лексической теме «Животные Севера» для детей 4–7 лет Утренняя гимнастика: «Кто живет на Севере» Лексика: I. Белый медведь, олень, пингвин, морж, Север, снег. Плавать, охотиться, бегать. Холодно.

Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть)Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть) Вашему вниманию предлагаю 2 часть картотеки тематических игр и упражнений по развитию речи. Тема: «Обувь». 1. Пальчиковая игра «Сколько.

Картотека упражнений по развитию дыхания для детей дошкольного возраста 1. Упражнение «Снег» Возьмите вату, порвите её на маленькие кусочки - снежинки. Снежинки держим на руке и начинаем сдувать, изображая сильную.

Картотека упражнений на развитие дыхания для детей дошкольного возраста. Часть 2 1. Упражнение «Бегемотик» Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить привычные приемы дыхательной гимнастики. Ребенок, находится в.

Комплект дидактических игр по развитию речи с нейропсихологическим подходом (автоматизация звуков) для детей с ТНР 3–7 летКомплект дидактических игр по развитию речи с нейропсихологическим подходом (автоматизация звуков) для детей с ТНР 3–7 лет Данное пособие предназначено для индивидуальной работы логопеда с детьми с ТНР 3-7 лет. Цель данного комплекта игр: Развитие речи и автоматизация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека упражнений с нейропсихологическим подходом для детей подготовительной группы с ОНР
Опубликовано: 15 июня 2022 в 10:43
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека упражнений с нейропсихологическим подходом для детей подготовительной группы с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Василенко (УИ 1462187) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД