ПРОХОРОВА ЛЮБОВЬ
Картотека экологических дидактических игр по зеленым аксиомам
Составили воспитатели Филимонова Оксана Сергеевна, Прохорова Любовь Анатольевна.
1. Игра «Кто где живет?»
Цель: Познакомить детей с местами обитания различных животных и растений.
Описание: К детям раздаются карточки с изображениями животных и растений, а также карточки с разными природными местами (лес, поле, река, горы и т. д.). Дети должны сопоставить животных и растения с их естественными местами обитания. Можно сделать игру более интересной, создав «пейзажи» из бумаги или ткани, куда дети смогут помещать своих животных и растения.
Публикация «Картотека экологических дидактических игр по зеленым аксиомам» размещена в разделах
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Игры, дидактические пособия
- Темочки
2. Игра «Сортировка мусора»
Цель: Научить детей сортировать отходы и объяснить важность переработки. Описание: Подготовьте три коробки (или ведра) с наклейками: «Бумага», «Пластик», «Стекло». Дети получают карточки с изображением различных предметов, которые нужно распределить по соответствующим коробкам. После сортировки обсудите с детьми, почему важно утилизировать мусор правильно.
3. Игра «Экологические герой»
Цель: Воспитание ответственности за окружающую среду.
Описание: Каждому ребенку выдаётся роль «экологического героя», который должен защитить природные ресурсы: вода, воздух, лес. Дети обсуждают и представляют, как они будут защищать природу, и затем разыгрывают мини-сценки, где показывают свои действия.
4. Игра «Где живет мой друг?»
Цель: Познакомить детей с взаимосвязями в природе.
Описание: Дети выбирают карточку с изображением животного или растения и должны найти карточки с их «друзьями» (например, птица и ее гнездо, медведь и лес). Можно устроить обсуждение: как эти организмы зависят друг от друга.
5. Игра «Посадим дерево»
Цель: Поддержка идеи о важности растений в экосистеме.
Описание: Используйте пластиковые стаканчики и семена (например, горох или бобы). Каждый ребенок получает стаканчик и семена. Объясните, что они будут «сажать» семена, а затем заботиться о них (поливать, размещать на светлом месте). В конце программы можно организовать «день высадки», чтобы посадить ростки на улице или в парке.
6. Игра «Природа вокруг нас»
Цель: Обогащение словарного запаса по экологии и понимание процессов в природе.
Описание: В группе можно устроить «экологический уголок» с природными материалами (камни, листья, ветки). Дети по очереди выбирают предмет из уголка и описывают, что это, где они это нашли, и как это связано с природой.
7. Игра «Говорящие карты»
Цель: Развитие навыков общения и осведомленности о редких видах. Описание: Подготовьте карточки с изображениями редких животных и растений, любыми интересными фактами о них. Дети по очереди вытягивают карточку и рассказывают о том, что нарисовано, с использованием подготовленной информации. Эти игры помогут дошкольникам научиться понимать и ценить природу, развивая их экологическую ответственность и осознанность.
8. Игра «Зеленый след»
Цель: Научить детей различать, что можно и что нельзя делать с природой. Описание: На полу рисуются два пути: «Зеленый путь» (экологически правильные действия) и «Красный путь» (действия, которые вредят экологии). Ведущий называет различные ситуации или действия (например, «собрать мусор» или «вырубить дерево», а дети должны определять, на какой путь следует встать.
9. Игра «Природный штурм»
Цель: Развивать сотрудничество и умение находить решения экологических проблем.
Описание: Дети делятся на команды и получают разные «экологические задания» (например, спроектировать идеальный сад, обсудить, как помочь вымирающим животным и т. д.). Каждая команда представляет свою идею, и обсуждение ведется в формате «мозгового штурма».
10. Игра «Лесные жители»
Цель: Познакомить детей с животными и растениями леса, их взаимосвязями. Описание: Дети выбирают карточки с изображениями лесных животных и растений (например, белка, дуб). Затем дети должны встать в круг и, по очереди, называть свое «животное», а другие дети помогают составить предложения о том, чем это животное питается и где живет.
11. Игра «Птичье гнездо»
Цель: Развивать навыки работы в команде и учить о жизни птиц.
Описание: Дети делятся на команды и получают задание сделать «гнездо» из природных материалов (веточки, листья, трава). Каждая команда выставляет свое гнездо, обсуждается, какие материалы выбраны и почему.
12. Игра «Путешествие по экосистемам»
Цель: Познакомить детей с различными экосистемами и их характеристиками.
Описание: Дети «путешествуют» по разным экосистемам (лес, океан, пустыня) с помощью карт и плакатов. На каждом этапе они участвуют в играх, связанных с экосистемой, например, находят животных и растения, их характеристики и роли в экосистеме.
13. Игра «Волшебное семечко»
Цель: Научить детей о процессах роста растений.
Описание: Дети рисуют семечко и обсуждают, что необходимо для его роста (вода, свет, хорошая почва). Затем они «сажают» семечко в воображаемый сад, взращивая его с помощью движений (например, уверенно «поливают водичкой»).
14. Игра «Экологический детектив»
Цель: Научить детей наблюдать за природой и замечать изменения. Описание: - Дети получают «дневники наблюдений» и с помощью своих «детективных» навыков фиксируют изменения в природе (например, цветение цветов, прилет птиц). Они могут делиться своими «детективными находками» друг с другом.
15. Игра «Собери картину природы»
Цель: Развивать внимание и обучение о разнообразии природы.
Описание: Подготовьте наборы карточек с изображениями различных природных элементов: стадии роста растений, животные, пейзажи. Дети по очереди собирают картинки, чтобы создать целостное представление о природе. Могут работать в группах, обсуждая разные элементы и их значение. Эти игры помогут сделать занятия интересными и познавательными, а также поддержат воспитание бережного отношения к природе у ребят.
16. Игра «Секреты природы»
Цель: Развивать познавательный интерес и любознательность детей о природе.
Описание: Подготовьте загадки о животных, растениях и природных явлениях (например, «Я летаю, но не птица. Кто я?» — ответ: «Бабочка»). - Дети по очереди отгадывают загадки, обсуждают ответы и делятся дополнительной информацией о каждом объекте.
17. Игра «Собери свою экосистему»
Цель: Учить детей о взаимодействии различных элементов экосистемы. Описание: Дайте детям заранее подготовленные карточки с изображениями разных экосистемных компонентов: растения, животные, вода, воздух и т. д. - Дети должны выбрать карточки и «собрать» свою экосистему, объясняя, какое звено кому важно и как они взаимодействуют.
18. Игра «Найди пару»
Цель: Развивать внимание и память, а также помогать детям узнавать о взаимосвязях в природе.
Описание: Подготовьте карточки с изображениями животных и их среды обитания или карточки с растениями и насекомыми, которые их опылители. Разложите карточки лицом вниз, дети по очереди переворачивают их и пытаются найти пары. После нахождения пар можно обсуждать роль пары в природе.
19. Игра «Путешествие в страну экологов»
Цель: Обучение основам экологии и экологическому поведению.
Описание: Дети получают «паспорта» и «выездные визы» экологов и отправляются в «страну», в которой они знакомятся с правилами экологии : беречь воду, не мусорить, заботиться о животных. На каждом «острове» (пункте программы) они выполняют задания или игровые активности, связанные с экологии.
20. Игра «Экологические рифмы»
Цель: Развитие словарного запаса и креативного мышления.
Описание: Дети по очереди называют слово, связанное с природой (например, «дерево»). Следующий ребенок должен придумать рифму и придумать предложение или историю с этим словом, создавая вместе экологические рассказы.
21. Игра «Зеленый калейдоскоп»
Цель: Ознакомить детей с многообразием природы.
Описание: Предложите детям собрать «коллаж» из вырезок с изображениями растений и животных из журналов. Все вместе обсуждают, что они собрали, какие интересные факты о животных и растениях они могут рассказать.
22. Игра «Собери свою каплю»
Цель: Научить детей о водном цикле.
Описание: Используйте картинки, представляющие различные этапы водного цикла (испарение, конденсация, осадки). Дети должны расположить картинки в правильном порядке и рассказать, как проходит путь капли воды от облака к реке.
23. Игра «Пробуждение природы»
Цель: Познакомить детей с сезонами и изменениями в природе.
Описание: Разделите детей на группы в зависимости от сезона. Каждая группа получает задание изобразить, что происходит с природой в их сезоне. Дети могут использовать элементы декора (например, цветные листья для осени) и потом представить свои работы остальным.
24. Игра «Эко-эксперт»
Цель: Обучение экологии и развивать уверенность в себе.
Описание: Дети выбирают тему (экологическая проблема, редкое животное и т. д.) и готовят презентацию на эту тему. Они делятся своими знаниями с другими детьми, которые могут задавать вопросы.