Вирясова Ольга Ивановна
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [А] и буква «А»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему : «Звук [а], буква А.»
Выполнила: Вирясова Ольга Ивановна, учитель-логопед
Цель: знакомство со звуком[а], с буквой «А».
Задачи: Коррекционно – образовательные:
- познакомить со звуком [а], буквой А, закрепить её зрительный образ;
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Звук [А] и буква „А“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
- уточнить правильную артикуляцию звука [а];
- учить выделять звук [а] из ряда гласных, из слогов, слов, давать характеристику;
- учить составлять букву из счетных палочек, обводить букву по трафарету в тетрадях.
Коррекционно – развивающие:
- развивать зрительное и слуховое внимание, память;
- развивать мелкую моторику;
- развивать фонематический слух и восприятие;
Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям.
Оборудование: предметные картинки на звук [а], карточка с изображением буквы А, тетради, карандаши, трафарет буквы А, индивидуальные зеркала, красные кружочки, схемы-птички –для определения места звука в слове, счетные палочки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Раз, два, три, четыре, пять
Будь внимательным опять
Думай, слушай и смотри,
Головою не верти
Внятно, четко говори,
Будь послушным, не шали!
Повторение ранее изученного звука и буквы.
-Ребята вспомните, какую букву и звук мы изучали на прошлом занятии. (звук и букву У). Какой это звук? (гласный)
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
- Ребята, к нам в гости пришла кукла Алёна, скажите какой первый звук в её имени? А последний? Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком [а] и буквой А.
2. Развитие артикуляционной моторики.
Для губ: "трубочка - улыбка", "окошко";
Для язычка: "блинчик", "остужаем блинчик", "горка"
3. Работа по развитию речевого дыхания.
В одной руке держим ржаной хлеб, в другой пшеничный. Вдыхаем аромат пшеничного хлеба, затем ржаного. (Вдох носом, пауза, под счёт один, два, три выдох ртом.)
4. Акустико – артикуляционный образ звука.
- Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [а] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (рот широко открыт). А зубки? (расстояние между зубками большое). Что делает язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами). А произносим с голосом или без голоса? (с голосом, голосовые связки работают)
5. Характеристика звука.
- Мы можем пропеть звук [а]? (Да)
- Есть препятствие во рту, когда мы её произносим? (нет)
- Если мы можем пропеть звук и нет препятствий, значит он какой? (Гласный)
- В каком домике живут гласные? (В красном)
6. Развитие фонематического слуха.
Ребята, хлопните если услышите звук [А], кукла Алена будет делать вместе с вами, если она ошибется вы ее поправите, хорошо:
из ряда гласных звуков : ы, у, а, и, а, э, у, а,
из слогов : ду, ын, та, он, аб,
из слов: поле, мука, теплица, зерно, лопата, хлеб,
- Ребята, наша кукла Алена расстроилась, потому что не может найти картинки на звук [а] давайте ей поможем. Говорим название картинки, длительно произнося звук [а] и определяем где он находится в начале, в середине или в конце слова. ( на схеме-птичке ставим красную фишку: голова - это начало слова, туловище – середина, и хвост – конец слова)
7. Физминутка:
Мы ногами топаем, (топают ногами)
Мы руками хлопаем. (хлопают руками)
Делаем наклоны, в разные стороны. (делают наклоны)
Повернулись - влево, повернулись - вправо (повороты)
Сели, встали, сели, встали, (приседают)
И работать снова стали (садятся за столы)
8. Соотношение звука с буквой.
- Ребята, посмотрите на доску. Это буква А. Запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А. Из скольких элементов состоит буква А? (из трех)
- Сделайте букву А из пальчиков. Выложите букву А с помощью счетных палочек. И напишем букву А в воздухе. Ребята, а на что похожа буква А (на лестницу, шалаш)
9. Пальчиковая гимнастика «Хлеб»
Быстро тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)
И слепили из него: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)
Булки, плюшки, пряники (Поочерёдно загибают пальчики обеих рук)
Калачи, рогалики.
Быстро в печке испечем (трём ладошки)
Угощать мы всех начнем! (показывают ладошки вверх)
9. Работа в тетрадях
- Возьмите трафарет буквы А и обведите его. Мы раскрасим букву А цветом того домика, в котором она живет. В каком домике живет буква А? (в красном). Значит, мы раскрасим ее красным цветом, потому что звук «А» гласный и обозначаем мы его красным цветом.
III. Подведение итогов занятия.
- Какой звук и букву мы сегодня изучали? Почему этот звук гласный?
- Вспомните какое задание было сложным для вас, а какое легким?
- Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали и справились со всеми заданиями.